проводы всего

Почему-то сейчас бытует мнение, что в СССР секса не было;
особенно у тех, кого самих в СССР не было. А я таки думаю обратное
и всё время очень радуюсь, когда нахожу своим предположениям
документальное подтверждение. Одним из последних таких открытый
стал ч/б х/ф «Проводы белых ночей» 1969 года выпуска. Так как мой
супруг всегда падает в непередаваемую тоску и уныние, стоит мне
включить ч/б экран, то и такие фильмы я смотрю довольно редко и
даже украдкой (подумать только). Что делать – семейная жизнь
строится по принципу «ты прыгнешь, я прыгну». И вот в последний
раз, когда муж с сыном (ура) уехали на дачу (ура-ура), я
насладилась белыми ночами по наводке все того же
Дениса. Денис, я уже думаю, что стоит начать тебе отчислять
какую-никакую копеечку за твои рекомендации по натуральным шедеврам
кинематографа. Ибо кто, если не ты, откроет глаза.
Я понимаю, что читать рецензии большая скука. Особенно, если без
понятия, о чём речь. Писать их тоже не сахар, замечу в скобках. Но
иногда бывает как у той Нины Андреевой, когда «не могу молчать».
Это как раз тот случай.
Юная проблядешка Жанна, маясь от непонятности своих отношений с
неким Виктором и пользуясь случаем с этим Виктором в очередной раз
потереть на тему «ты чо такой - а ты кто такая и зачем сюда
пришла», зовёт свою приятельницу составить ей компанию на
творческом вечере тире танцах под лозунгом проводы белых ночей в
одном из домов культуры эпохи сталинского ренессанса. Там
приятельница Нина знакомится с другом друга подруги Валериком и,
погуляв с ним по питерским набережным до рассвета, в итоге
оказывается в койке с тем Валериком. В первый же день знакомства,
между прочим. В 1969 году. Ого! – сказали мы. Очень смелая девушка
Нина, хотя и типаж «чистый родник», т.е. кто бы мог подумать.
Далее Нина объявляет о своем грехопадении единственному живому
родственнику – брату Константину, и буквально перешагивая через его
труп, собирает чемодан и едет из своих ебеней типа Веселый Поселок
на подселение к Валерику на проспект Горького (или что-то около
того – у него из окна видна Петропавловка). Валерик по началу
сильно удивился, а потом обрадовался такому повороту дел, т.к.
гормон играет, 26 лет, Нина прекрасна и почему бы нет.
Проходит какое-то время и между влюбленными нарастает
натянутость. Ну, во-1, они из абсолютно разных социальных слоёв. Он
– интеллигенция, журналист, белая кость, она – рабфак и в свои 19
не читала про Ромео и Джульетту (это особенно сильно его огорчило,
мне так показалось). А во-2, она просто надоедает и он буквально не
знает, как избавиться. Но как человек интеллигентный и слабый, не
может ей напрямую указать вон. Тем более Нина влюблена, тем более
по-настоящему, что замечают все вокруг, даже суровый брат слесарь
Константин.
Нина начинает бегать за Валериком, Валерик – от Нины, попутно на
сцене появляется некая роковая женщина Тамара, и сюжет стал уже
буквально напоминать «Героя нашего времени», раздел «княжна Мэри».
Плюс выясняется, что Нина беременна, а Валерик женат, и ситуация
практически имеет один только выход по стрелкам на абортарий, но
волею автора сюжет разворачивается на 180 градусов и Нина рожает
ребёнка, Валерик разводится и не женится, Тамара, презирая его и
себя, продолжает с ним встречаться, а Валерик в итоге находит в
себе силы позвонить Нине в весёлый посёлок и рыдать в трубку что-то
типа «не бросай меня» и «пожалуйста выслушай», т.е. фактически
признаёт своё поражение и ничтожество. Титры, музыка, кадры
черно-белого города, вид с Мойки, Фонтанки, канала Грибоедова.
Фильм снят по повести Веры Пановой. Тоже есть, что почитать
(видимо, если там не тык-пык-мык конешно).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Чё меня поразило больше всего:
1. это быт. старый советский быт. вы представляете, у людей из
вещей вообще ничего не было. Валерик весь фильм проходил в одном
пиджаке, Нина – в водолазке. У Нины с братом новая панелька в
Веселом Поселке и то у них на подселении какой-то тоже слесарь из
их же цеха, не понятно не то в 2х комнатах, не то в 3х. Плюс там же
трётся невеста брата, плюс туда же Нина принесла новорожденного. На
кухне в 6 кв.м. у них из мебели лишь стол, газовая плита и мойка,
всё. Натурально, жили с голыми стенами. И я не думаю, что это
специально режиссёр ставил такую задачу, просто снимали в готовом
интерьере – а чо, все так жили. Это ужасно. В противовес
пролетариям Валерик обитает в шикарной коммуналке с потолками в 4
метра и клетушками в 8. И лестница с белым кафелем. И рефреном в
тёрках молодых людей звучит квартирный вопрос, который по умолчанию
не изменится никогда. Они и спали-то в комнате друга в моменты
отсутствия самого друга.
2. и второе – это образ Валерика, конечно. В исполнении Юрия
Каморного. Альфа-самец, как сейчас говорят. А тогда видно было, что
он изо всех сил пытался свою самцовость засунуть куда подальше, а
она отовсюду выпирает и мешает жить. Бабы вешаются, душат своей
любовью, а ему бы в себе разобраться, с собой побыть, решить что да
как, как жить и вообще; но нет – всюду бабы и всем всё должен и
кругом неправ.
Ну и по окончании фильма, уже заполночь, полезла в яндекс по
самые локти и погуглила биографию Каморного. Которая полностью
подтвердила мои догадки в п.2. Плюс алкоголь, конечно. И в
результате – трагическая актёрская судьба.