Провели лекцию...

Лекцию построили в форме вопросов и ответов, всё прошло весело, живо и динамично. Похоже, нам удалось убедить гидов в том, что приводимые нами цифры и формулировки куда правильнее, чем те, которые принято распространять от "официальной истории".
Хорошо, когда грамотный гид с широким кругозором владеет материалом и за словом в карман не лезет. Но хоть и нужно стремиться объять необъятное, сделать это нахрапом непросто, а потому следует начать с уяснения простых базовых вещей, выражающихся цифрами. И они записали в свои тетрадки:
1. Соотношение по живой силе. Защитников Петропавловска 1000 (округлённо), численность супостата 1750 чел.
2. В эти 1750 входят британские морские пехотинцы (120 чел.) и французские "элитные морские стрелки" (80 чел).
3. Соотношение пушек: 95 (русские) против 192 (супостат).
4. Десант на батарею № 4 при первом штурме - 265 чел.
5. Десант на Озерновский пляж при втором штурме - 700 чел.
6. Потери защитников Петропавловска за оба штурма (в т.ч. умершие от ран) - 42 человека. По раненым сведений (увы!) нет, но в силу железного закона войны их должно было быть примерно втрое больше.
7. Потери неприятеля - 49 убитых (в т.ч. самоубившийся контр-адмирал Прайс) и около 160 раненых. 4 вражеских бойца взяты в плен (на эскадре их считали убитыми, т.е. всего 53). 37 врагов и проводник-американец похоронены в братской могиле под Никольской сопкой; 12 (среди которых Прайс) - на мысу Неводчикова в Тарьинской бухте. Из умерших от ран двое преданы морю прямо в Авачинской губе со шлюпки (параллельно похоронам на мысу), ещё несколько человек - чуть позже в Тихом океане.
Соответственно было предложено и несколько пересмотреть отдельные ура-патриотические формулировки, касающиеся итогов обороны Петропавловска, - исходя из того, что не было у врага никакого тройного перевеса "во всём". Но ни в коем случае не принижать доблесть прадедов, добывавших и добывших победу своим потом и кровью. Как-то так.
Попутно гидам было рассказано про массу занимательных вещей, касающихся тех событий, - и про легенду о Семёне Удалове, и про судьбу прочих пленных, и... короче, много всякого. Увы, нам не хватило выделенных нам полутора часов, как не хватило и ещё часа, так что расходились мы уже глубоким вечером, а вопросы всё сыпались и сыпались.
В общем, мне понравилось. Понемногу дело сдвигается с мёртвой точки. Пусть история будет честной, без мифов.
|
</> |