Провал первого реактивного лайнера

топ 100 блогов levik16.08.2019 После окончания Второй Мировой войны страны-победители поспешили внедрить все новые технологии, разработанные за последние годы для военных целей в гражданскую жизнь. Особенно это проявилось в авиации: мало какая другая сфера сделала в войну такой мощный технологических рывок. Важность первенства на таких рынках была очевидной для всех. Английский министр снабжения, Дункан Сэндис сказал:
В течении следующих нескольких лет у Великобритании будет возможность, которая может впредь не повториться, основать производство самолётов как одну из наших ключевых индустрий экспорта. От того, воспользуемся ли мы этой возможностью, и наладим ли такую стратегически важную индустрию, зависит наше будущее в роли великой державы.

Провал первого реактивного лайнера

К счастью для него, индустрия Великобритании не подкачала, и в том же году английская компания de Havilland поставила на растущий рынок авиалайнеров уникальный самолёт. Де Хевилленд DH.106 «Комета» стал первым реактивным лайнером в серийном производстве, и быстро показал превосходство реактивных самолётов над пропеллерными. Но, к сожалению для компании Де Хевилленд, что-то пошло не так...

Идея создания пассажирского самолёта с реактивными двигателями прорабатывалась авиаконструкторами уже в последние годы войны. Первые дизайны Кометы появились у Де Хевилленд ещё в 1943 году! Но тогда компания была сконцентрирована на массовом производстве истребителей для британских военно-воздушных сил.

А вот в послевоенные годы за эту идею взялись крепко, и к концу сороковых у компании был первый прототип реактивного лайнера.

Провал первого реактивного лайнера

Сегодня производители самолётов закупают двигатели у специализирующихся компаний, как Роллс Ройс и General Electric. А в то время никто не производил реактивные двигатели нужной мощности, и конструкторам Де Хевилленд пришлось создавать их с нуля. Четыре небольших мотора были вмонтированы прямо в крылья лайнера:

Провал первого реактивного лайнера

Первый полёт «Кометы» состоялся в 1949 году, а в 1952 она была доставлена заказчикам, и начала коммерческую службу. Самолёт позволял пассажирам путешетвовать в невероятном для того времени комфорте: он был намного тише и комфортней предыдущих лайнеров, и предоставлял пассажирам возможность наблюдать за видами под крылом через большие квадратные окна. А кроме этого, он был намного быстрее ранее существующих моделей!

Провал первого реактивного лайнера

Новые лайнеры использовались по всему миру, и в компанию поступали новые заказы... А потом начались убийства... аварии. Уже через год после поставок первых самолётов, они начали падать и разбиваться. Причём в некоторых случаях фюзеляжи распадались прямо в небе! После того как это произошло несколько раз, в 1954 году было решено все «Кометы» заземлить, пока не проясниться, в чём проблема.

Провал первого реактивного лайнера

Долгое расследование британских учёных нашло несколько недостатков конструкции лайнера. Одной из ключевых слабостей оказались квадратные окна самолёта! После многочисленных перепадов давления от взлётов и посадок, в их углах образовывались мелкие трещинки, которые расширялись и расширялись, и в итоге обшивка фюзеляжа в буквальном смысле "рвалась" в воздухе.

Когда это было обнаружено, Де Хевилленд создал новую модификацию своей «Кометы». Конструкторы укрепили фюзеляж и обшивку, а окна сделали овальными. Первое поколений лайнеров так и не вернулось в небо, но некоторые поздние модели были перестроены. И к 1958 году «Комета» снова взлетела.

Провал первого реактивного лайнера

К сожалению для Де Хевилленд, в октябре того же года, другая компания запустила свою версию реактивного лайнера. Во время войны Боинг тоже занимался производством военных самолётов, и были готовы сразиться с британскими конкурентами за долю на рынке. В разработке Боинга 707, американские авиаконструкторы учли все подводные камни, на которые натолкнулись британцы. Американский лайнер был быстрее, тише, и вместительней «Кометы», и довольно быстро все мировые авиалинии начали перевозить пассажиров с помощью Боингов.

А Де Хевилленд в общей сложности построил 114 лайнеров серии «Комета». Производство завершилось в 1964 году, но эти самолёты летали ещё хорошие 30 лет. Последняя «Комета» закончила свою карьеру в 1990х.

Ещё из истории авиации:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Да простит меня Пелевин, но я никогда высоко не оценивал российский криэйторов. Там подгулялово как со стороны таланта, так и со стороны технологий. Талант это еще ладно, идеи можно воровать, но вот с адаптацией, которая без технологий невозможна, мокшня не справляется напрочь. Технологии ...
26-летняя Пикси Фокс из Стокгольма прошла через 17 пластических операций , а 35-летний Джастин Джедлика из Лос-Анджелеса — более чем через 340 (!) процедур. Джастин развелся со своим мужем, с которым жил на протяжении трех лет, а Пикси опасается, что отношения могут помешать ее планам ...
Давно говорил, что перекачку газа надо прекращать. Теперь-то и подавно. Может ли великая Россия терпеть такое унижение, чтобы какие-то "хохлы" замеряли сколько российского газа перекачано в Европу и говорили: "эй, Газпром, щось давление впало, ще поддай"? Это же будет какой-то ...
29 июня с.г., едучи по МКАД, я не пропустил нагло выжимавший меня из моего ряда мерседес с мигалкой (как позже выяснилось, закрепленный за бывшим министром связи, а ныне советником президента Л.Рейманом). Не пропустил из вредности, потому что считаю, ...
VS За Сталина: ван дер Сар, Рафаэль, Смоллинг, Эванс, О'Ши, Гибсон, Скоулз, Андерсон, Валенсия, Нани, Бербатов. За Гитлера: Нойер, Утида, Хеведес, Метцельдер, Эскудеро, Пападопулос, Хурадо, Фарфан, Баумйоханн, Дракслер, Рауль Ранен: Гибсон (36), Скоулз ...