Протоиерейство на коленях
diak-kuraev — 17.04.2014http://www.patriarchia.ru/db/text/3625453.html
19 священников одновременно возведены в сан протоиереев (протопопов).
Фото очень красиво
И полезно, ибо дает повод для размышлений и вопросов.
1. Практика поставления награждаемого на колени, равно как и одновременное чтение архиереем молитвы поставление протоиереи сразу нескольких священников, новы.
Старожилы говорят, что впервые так было обставлено награждение клириков патриархом Алексием Вторым за три дня до его кончины.
http://www.patriarchia.ru/db/text/497430.html
Традиционная форма описана тут:
"Производимый в один из указанных чинов приводится с середины храма к престолу, где делает три земных поклона. Затем его подводят к архиерею, которому он также творит три земных поклона. Архиерей, сидя на кафедре, трижды благословляет его склоненную голову и, встав, возлагает на нее руку. Протодиакон возглашает: «Господу помолимся». Архиерей читает молитву...". http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nefedov_tainstva_i_obryady_09-all.shtml
2. Хиротесии в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея производятся вне алтаря, поскольку, по толкованию св. Симеона Солунского, они "суть рукоположения в различные внешние служения".http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nefedov_tainstva_i_obryady_09-all.shtml
Внешние по отношению к алтарю и к собственно таинство-совершительной жизни Церкви.
Почему тогда тот, кто служит Богу в алтаре, вне алтаря ради некоей "внешней" нужды поставляется на колени?
3. Все другие награды вручаются стоящим людям. Почему именно эта награда сейчас стала вручаться коленопреклоненным?
4. Логично коленопреклонение того, кто просит прощения и милосердия (кающийся может стоять на коленях, слушая разрешительную молитву духовника). Логично на коленях умолять о чем-то жизненно необходимом. Но протоиерейская награда к числу жизненно необходимых даров никак не относится и с покаянием никак не связана.
5. Молитва естественно связана с коленопреклонением. Но тут молится не тот, кто стоит на коленях, а епископ. И молится вот о чем: «Сам одей Твоею благодатию и брата нашего (имя рек), и честностию украси его в начале стояти пресвитеров люда Твоего, и добр образ сущим с ним быти удостой».
Между кем больше дистанция? Между священником и епископом или между епископом и Богом? Но тогда почему именно священники становятся на колени перед епископом в эту минуту, а не епископ перед Богом? Может, пусть епископ на коленях умоляет Бога об этом даре украшения честностию?
6. Одно из отличий православной литургики от католической - латиняне дозволяют проводить одновременное рукоположение сразу нескольких человек. Насколько я понимаю, это именно различия в экклезиологии. Если имеет место диспенсация верховной власти, то можно разослать сообщения веером, сразу всему списку. Но если таинства совершает не "наместник", а вся соборная полнота Церкви, то нужна молитва всей Церкви о каждом отдельном человеке.
Если у нас прижились хиротесии в плюралис - ждать ли нам и таких же хиротоний? И это при том, что одновременное венчание нескольких пар у нас осуждается. Никто не знает - в наших семинариях хиротесии во чтецов тоже совершаются по-классно со чтением одной молитвы на весь выпуск?
7. Коленопреклоненное молчаливо-немолитвенное обращение к человеку, стоящему на западе, спиной к алтарю, символически и литургически смотрится довольно двусмысленно.
Такой вот культурологический анализ при виде одной фотографии... Я привык, что в Православии все подробности веры и Богослужения очень органично и глубоко связаны друг с другом. Так можно ли вводить даже малые новизны без обсуждения Церковью?
|
</> |