рейтинг блогов

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

топ 100 блогов q_rex24.12.2010
Зима в этом году началась сурово — сначала подморозило, а теперь заваливает снегом. Условия — в самый раз для того, чтобы посмотреть как происходит деайсинг. После всех согласований для съёмки выбрали 10 число, поэтому после открытия перехода на Белорусской я, с пятиминутным заездом домой, помчался на Павелецкий вокзал.

О том, что я увидел в Домодедово и о том, как происходит процедура деайсинга — смотрите в этом репортаже.

Спасибо пресс-службе аэропорта «Домодедово» за организацию этой съёмки.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

© quantum

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

1. Снегоочистительная техника работает круглосуточно. Жутковатые агрегаты с огромными ковшами и щётками сметают снег с рулёжных дорожек на лётном поле, а взлётные полосы поливаются реагентами.
(по клику — 1600x730)

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

2. Если говорить техническим языком, то деайсинг (или, по-нашему, противообледенительная обработка воздушного судна) — это процедура очистки аэродинамических поверхностей от налипшего снега и образовавшегося инея и покрытие их защитным составом.

Если по-простому — «поливают самолёт всякой гадостью».

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

3. О том, что бывает, если обработку не провести или провести неправильно — можно посмотреть вот в этой замечательной документалке. Можно ещё вспомнить крушение Як-40, в котором погиб Артём Боровик.

Попытаюсь объяснить популярно. Крылья и хвостовое оперение самолёта — особо сконструированные поверхности, форма которых идеально расчитана, чтобы обеспечивать полёт (за счёт разницы давления над и под поверхностью). Если образуется наледь или прилипает снег — форма меняется, аэродинамика ухудшается и самолёт уже не может «держаться за воздух» — появляется тенденция к сваливанию. Проще говоря, самолёт начинает падать.

Какие ещё неприятности могут случиться — попадание наледи с крыльев в двигатели, или, например, залепленные снегом датчики, считывающие скорость движения, которые в результате дают неверную/противоречивую информацию пилотам.

Всё это особо критично при взлёте и наборе высоты, поэтому основная часть сопутствующих лётных происшествий связана именно с этим этапом полёта.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

4. Процедуру проводят, разумеется, не у самого трапа — там мало места, море аэродромной техники и люди ходят. Поэтому сначала производится посадка пассажиров на борт, и после этого начинается руление к открытой стоянке, где и будет проходить деайсинг.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

5. Защитное покрытие действует около 15 минут, поэтому место выбирают так, чтобы после обработки не надо было далеко рулить до взлётки (например, если терминал в другом конце лётного поля).

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

6. Насколько я понял из своих наблюдений, иностранцы предпочитают поливать весь самолёт целиком, включая фюзеляж, а наши в основном ограничиваются аэродинамическими поверхностями.
(по клику — 1600x805)

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

7. Деайсинг — одна из самых зрелищных процедур в авиации, особенно если речь идёт о лайнере-гиганте вроде этого Боинга-777 Сингапурских авиалиний.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

8. Многие (как и я) будут наверное удивлены, узнав, что жидкостей на самом деле две: первой под большим напором смывают снег и наледь, а потом уже второй наносят защитное покрытие.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

9. Если очищающая жидкость имеет еле заметный розоватый оттенок, то защитная — явный бирюзовый цвет, который превращает белые самолёты в подобие «огурцов» S7.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

10. Кстати, о них. Второй самолёт, на примере которого мы будем смотреть обработку — сибирский Аэробус А319. Посадка закончена, трап сложен и начинается руление к открытой площадке.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

11. Приезжает машина с жидкостью, оператор садится в люльку и разворачивает шланг на телескопической «ноге».

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

12. Очищающая жидкость.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

13. Защитная.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

14. Потом машина объезжает самолёт и начинает обработку с другой стороны.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

15

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

16. Обработка закончена — можно лететь!

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

17

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

18. Следующий «клиент» — Боинг-737 Трансаэро.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

19. Ещё одним откровением для меня стало то, что жидкости бывают разных категорий и существуют различные запатентованные составы. В зависимости от погодных условий используются составы разных концентраций. А вообще деайсинг проводят даже летом — если залить полные баки холодного топлива, уже может образоваться наледь.

Также выяснилось, что никакой вредной химии там нет — если на человека случайно попадёт, то ничего страшного. Хотя и в том, чтобы оказаться политым горячим мыльным раствором, приятного тоже мало.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

20. Чтобы не повредить дорогой самолёт и не отправить его вместо рейса на починку, подвижные части машины оборудованы специальными «усами» — специальными датчиками, которые при касании останавливают движение (кто знает как работает габаритный вагон в метро — поймёт о чём речь).

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

21. Машина называется «Elephant» — слон. Если я правильно понял, то одна такая стоит порядка 1 миллиона долларов.

Есть конечно и более экономичный вариант — техник садится в люльку, берёт шланг и поливает самолёт сам. Но в Домодедово это не практикуется.

Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово

22. Всем приятного полёта!

23. Небольшое видео: обработка Б777 и А319.

Волшебная кнопка:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
НЫНЧЕ  К   ЧАЮ  ПОДАЮТСЯ  СУХОФРУКТЫ.  ВМЕСТО  САХАРА.  ЯКОБЫ  ЭТО  ЗДОРОВЕЕ... ЭТО НЕ ВСЕГДА ТАК...МНОГИЕ ИЗ СУХОФРУКТОВ ИМЕЮТ ОЧЕНЬ ВЫСОКОЕ СОДЕРЖАНИЕ САХАРА. ...
После отгремевшего бала декольте и юбок в честь дядюшки Оскара взятые напрокат платья и драгоценности возвращаются к драгдилерам, а здравый смысл потихоньку выходит из подполья, ...
Он не щадит детей и трудно поддается лечению. Таковы выводы эксперта по статистике Александра Драгана, который анализировал цифры в открытых источниках. Картина «третьей волны», которую он в итоге нарисовал, пугает. Аналитик Александр Драган. Фото из соцсетей — На ...
И снова о пенсионной реформе. Почему? Ну, хрен с ней. Просто она как лакмусовая бумажка всё выявляет и показывает. Например, что народ и власть говорят на разных языках. Не так, как в 19-м веке, где дворяне шпарили на французском, но по сути нечто подобное. Если не хуже. А ещё ...
Две пары решили прогуляться по берегу озера.  Жара потихоньку спадала. Девчонки захотели искупаться. Отговаривали их парни, мол в такую тёмную пору купаться нельзя. Что ...