Против "социального расизма"

топ 100 блогов mnemtsev03.01.2023 Российское общество: мы не понимаем, что с ним происходит, да? (Кто эти «мы», - оставим этот вопрос на потом). Потому что: как возможно всё это?
Может быть, оно больно, и тогда мы тоже несём в себе эту малоизученную болезнь. Но к чему такая телесная метафора? «Болезнь» взывает к лечению. Но у обществ и народов нет тел, чтобы повергнуть осмотру терапевта, укалыванию, амбулаторному или санаторную лечению, и так далее. Поэтому слово «болезнь» напрашивается, но не подходит.
Однако феноменология вполне себе «болезненна». И чтобы объяснить её, соблазнительно легко обратиться к какой-то обобщённой формуле: это происходит, потому что они ТАКИЕ. Или «мы – ТАКИЕ» («самообличения» такого рода считаются кое-кем прямо-таки за интеллектуальную добродетель, даром что ни к чему не обязывают).

Так легко сконструировать облик этого социального целого, «российское общество», в собственном воображении превратив его в социальное тело с обобщённой, но одной физиономией и повадками. Если единожды это сделать, дальше уже просто всё объяснять, объяснения стремятся к тавтологии: «это так потому что, знаете ли, они (все) такие, поэтому всегда у них это так» Отсюда прямой путь к так называемому социальному расизму: раз они такие, то и каждый из них (из нас) – «такой». Простота построения таких суждений упрощает взаимопонимание на одной из сторон.

Соблазну этой простоты нужно противостоять, сохраняя верность сравнительно-социологическому видению. Оно предписывает (именно предписывает), прежде всего, смотреть на российское общество как на одно из многих в прошлом и настоящем. Из тех обществ которые сейчас нам представляются «вполне нормальными», не одно было таким вот больными в разные периоды времени в прошлом. И сейчас россияне в этом отношении не «одиноки» (скажем, я пишу это в солнечном Ереване – и подумал сейчас о соседнем Азербайджане, который со стороны выглядит вполне готовым совершить геноцид, взять, так сказать, страшный грех на социальную душу, - а что об этом думают отдельные азербайджанцы, неизвестно). Далее, социологическое видение предписывает полагать людей более-менее везде одинаковыми. «Болезнь», хоть я только что написал о негодности этого слова, располагается не на уровне отдельных умов и душ, считать так было бы тем самым социальным расизмом, – но выше или сбоку – на уровне незримых, но действенных социальных институтов и практик. Можно говорить о дисфункции, может быть, о коррупции в широком смысле слова. «Лечение» тоже должно быть предписано прежде всего социологически. Но так мыслить – сложно. Слишком много неизвестных переменных, слишком сложная онтология. А вот подход «потому что они ТАКИЕ» спасает от этой сложности, тем и привлекателен, и всё же у него есть один принципиальный недостаток.

Достоинство мышления в способности быть сложным, когда дело доходит до сложных тем и сложных объектов. Социальный расизм – удел говорящих голов и разнообразных публицистов: «каждому по вере его».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот, нашел изображение: Много слов соболезнования. Куча детских ...
     Новый сезон "Ходячих мертвецов", стартовал с весьма неплохой серией. Любители "Универа", тоже порадовались новым сезоном с этой недели. Ну, а меня (и не только меня) на Хеллоуин ждет выход продолжения цикла "Зловещие мертвецы", под названием "Эш против зловещих ме ...
Tyt йа смотрю, в ленте просто плач какой-то нащёт одного приговора просто плач и скрежет какой-то, а с моей кочки зрения, похоже приговорчик-то правильный и вот почему. Норкомания - по законодательству РФ не преступление. "Норкоманы" - дееспособные ...
Любовь – это теплые чувства к тому, кого уже выбрало наше либидо. Cексуальное влечение у нас всю жизнь вызывает примерно ОДИН И ТОТ ЖЕ внешний облик и один и тот же набор качеств и черт… Влечение включается или молчит, когда мы впервые видим человека и бессознательно его оцениваем. ...
Сегодня 18:00  доллар 61,17p. ...