Против османов и микробов


Ровно 195 лет назад, 26 апреля 1828 года (по новому стилю) началась очередная, уже девятая по счету, русско-турецкая война. Царь Николай Первый объявил войну Османской империи, использовав в качестве казус-белли высылку из Турции российских купцов и отказ Стамбула выполнять условия заключенной двумя годами ранее Аккерманской конвенции о свободном проходе русских кораблей через Черноморские проливы.
Результатом этой победоносной для России войны стало не только принуждение турок к соблюдению конвенции и выплате контрибуции в полтора миллиона золотых червонцев, но и потеря Турцией ряда целого территорий. К России отошла дельта Дуная, Ахалцихский уезд Грузии, а главное - почти всё Черноморское побережье Кавказа от Кубани до Абхазии.
Однако победа досталась недешево. Отдыхающим в Анапе, Новороссийске, Геленджике и Сочи надо помнить, что эти земли были завоеваны ценой жизней 125 тысяч русских солдат и офицеров. Причем только 15 тысяч из них погибли в боях или умерли от боевых ранений, а остальные пали жертвами эпидемий чумы, холеры, тифа и болотной лихорадки. Эти болезни, против которых тогдашняя медицина была бессильна, за полтора года войны выкосили половину личного состава российских армий, сосредоточенных на Кавказском и Балканском театрах военных действий.
Турок в боях погибло больше - порядка 25 тысяч, но от болезней - гораздо меньше, примерно 65 тысяч. Очевидно, сказалась более высокая приспособленность к местному климату и выработанный предками иммунитет к тропическим инфекциям. Но даже в этих условиях османы не смогли сдержать напор русской армии. К осени 1829 года солдаты в высоких киверах и "фуражных шапках" достигли побережья Мраморного моря и вышли на ближние подступы к Стамбулу.
Русские офицеры уже могли наблюдать в подзорные трубы огромный купол Софийского собора и пристроенные к нему минареты, однако, последний шаг так и не был сделан. Получив послание от султана Махмуда с согласием на все российские требования, командующий Дунайской армией генерал Дибич приказал остановить наступление. А 2 сентября в Адрианополе был заключен мирный договор.
На заставке - эпизод русско-турецкой войны 1828-29 годов - нападение казаков на турецкого пашу и его свиту.

Карта-схема русско-турецкой войны 1828-29 годов.

Обмундирование солдат различных полков русской армии времен этой войны.

Обмундирование турецких солдат и офицеров того же периода. Слева - направо: рядовой аскер-пехотинец, ерми-баши (сержант) артиллерии, бин-баши (полковник) султанской гвардии и солдат гвардейской кавалерии.

Турецкая крепость Анапа, захваченная русскими после полуторамесячной осады в июне 1828 года.

Ночной штурм крепости Ахалцих 28 августа 1828 года, картина Януария Суходольского.

Ставка генерала Дибича в битве у Кулевчи 12 июня 1829 года, картина Григория Шукаева. В этом сражении на территории Болгарии русская армия численностью 26 тысяч человек разгромила и обратила в бегство 40-тысячное войско Решида Мехмет-паши.

Штурм города Варна русской армией, картина Александра Зауэрвейда.

Януарий Суходольский: "Капитуляция турецкой крепости Эрзерум 27 июня 1829 года". Этот город стал для наших войск натуральным проклятием: в трех русско-турецких войнах они захватывали его трижды, но вы итоге он так и остался в составе Турции.

Наиболее героический для русского флота эпизод войны на море - бой брига "Меркурий" с двумя турецкими линкорами.
|
</> |