Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

топ 100 блогов crusandr07.10.2015 Хорошие новости от отдела оптимизации дорожного движения ЦОДД. В сентябре 2015 г. был реализован целый комплекс наших проектов по переразметке проспекта Вернадского у метро Юго-западная и перед улицей Лобачевского. Буквально за месяц удалось значительно повысить безопасность движения в сложнейшем транспортном узле, увеличить пропускную способность… и что самое удивительное, снизить количество нарушений правил стоянки и остановки!

Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Экспресс-анализ
Проблемы с движением у метро Юго-Западная начались еще в конце 80-х, до начала взрывной автомобилизации и масштабной жилой, торговой и офисной застройки в этом районе. Причин несколько.

Прежде всего, эта точка на проспекте Вернадского издавна является крупнейшим транспортно-пересадочным узлом, обслуживающим несколько крупных спальных районов столицы внутри и снаружи МКАД, а также пригородные направления Подмосковья. Здесь ходят и разворачиваются десятки маршрутов автобусов и троллейбусов. Добавим «прелести» маршрутных и обыкновенных такси: парковка в 2-3 ряда, под углом, в неположенных местах: несмотря на постоянную работу по наведению порядка, узел настолько привлекателен, что на место разогнанных нарушителей тут же прибывают новые. Наконец, проспект Вернадского является одной из главных вылетных магистралей юго-запада столицы.

Надо сказать, вскоре нагрузку на этот ТПУ планируется значительно снизить за счет строительства метро. Первой ласточкой стало открытие станции Тропарево, где теперь отстаиваются большинство маршрутов городского наземного транспорта. А после открытия «замкадных» станций Румянцево и Саларьево и новой линии в Солнцево большая пассажирско-пересадочная нагрузка уйдет в зону новых станций, количество автобусов и маршруток на Юго-западной снизится.

Впрочем, хотя проблемы ТПУ и удастся «растворить» новыми станций метро, уже в 2016-м транспортный узел у Юго-западной ожидают новые испытания: скоро достроят и откроют эстакаду между Рябиновой и Никулинской улицами через Киевское направление ж/д.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Это тут же создаст своеобразную дорожную юго-западную мини-хорду от Можайского шоссе до Севастопольского проспекта, которая пройдет аккурат по улице Покрышкина и 26-ти Бакинских комиссаров!
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Если учесть, что Рябиновая улица станет частью Северо-западной хорды, которую активно строят и планируют сдать через 3-4 года, нагрузка на этот маршрут возрастет еще больше.

Ситуацию усугубляет своеобразная схема организации движения: участок проспекта Вернадского у метро можно назвать частным случаем кругового движения. Такой способ организации движения хорош саморегулированием, но при большой нагрузке это может сыграть злую шутку, независимо от приоритетов движения: стоит запереться одному из направлений, как узел блокируется целиком.

Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

В данном случае разворотов целых три, и все они востребованы. С двух сторон к проспекту примыкают улицы Покрышкина и 26-ти Бакинских Комиссаров, между которыми нет прямого проезда; нет и левых поворотов на эти улицы с проспекта Вернадского. Все эти маневры возможны только через развороты. Кроме того, ими очень активно пользуется общественный транспорт, включая автобусы- «гармошки». Ситуацию усугубляет малый радиус разворотов и отсутствие прикрытых переходно-скоростных полос на въездах и выездах.

Решить проблему разворотов в 2012-2013 гг. собирались радикально, соорудив две километровые эстакады вдоль проспекта Вернадского и выведя на них транзитный прямоходный поток.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого
Но сделать это не удалось. Во-первых, опоры эстакады пришлось бы вписывать прямо в станцию метро. Во-вторых, резко против транспортного потока на уровне 3-го этажа выступили жители района. В итоге до недавнего времени никакого плана действий по Юго-западной не было.

Оптимизации - быть!
Новый проект ОДД подготовлен в нашем стиле "максимум эффекта минимальными средствами": удалось придумать решение, ограниченное разметкой и знаками, без уширения проезжей части. Его преимущество – возможность быстрой и недорогой реализации; все, что связано с уширениями, требует значительно более длительных сроков и куда больших затрат.

Для комплексного эффекта мы не ограничились узлом у метро, а проработали еще повороты на улицу Коштоянца и на улицу Лобачевского. В обоих случаях емкость карманов на левый поворот была недостаточна, и хвост из них постоянно блокировал левый ряд. Кстати, за эту информацию должен поблагодарить одного из гостей моего ЖЖ.

Что было сделано
Вот итоговые проекты организации движения у метро и перед улицей Лобачевского.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Какие решения мы применили и что это дало?
1. Все развороты теперь прикрыты переходно-скоростными полосами за счет разумного сужения рядов в критичных сечениях. В результате в зоне разворотов полос общего пользования теперь не 2, а 3 полосы. А средний разворот мы «оттянули» как можно дальше, чтобы на 20 метров увеличить зону перестроения.

Так стало. Для исключения ошибок водителями снова применены «разворотные» стрелки.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

А вот так было еще месяц назад: оба ряда, и на въезд и на выезд с разворота - не прикрыты!
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Теперь выезжать из разворотов гораздо быстрее и безопаснее. Ожидающие разворота, даже образуя «хвост», теперь дожидаются своей очереди, не блокируя прямоходный ряд. А едущие прямо по проспекту Вернадского тоже в выигрыше: они могут оставаться в своей полосе, не объезжая вставших на разворот.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

2. Два крайних разворота мы сделали двойными, отдав внешний радиус только для общественного транспорта, а внутренний – всем остальным.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого
Раньше было так.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Эффект от этого решения тоже двойной. Общественному транспорту теперь обеспечен собственный ряд с большим радиусом поворота, причем по удобной траектории, особенно если остановки близко. А все остальные теперь могут разворачиваться в «прикрытую» полосу, не дожидаясь освобождения разворота крупногабаритным транспортом!
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Впрочем, общественный транспорт может воспользоваться и общим разворотом.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

3. Мы увеличили количество и длину левоповоротных рядов в двух нагруженных местах, тоже за счет сужения ширины полос. Левого поворота на улицу Коштоянца теперь можно дожидаться из 2-х рядов.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого
Раньше ряд был только один. Время от времени все желающие в нем не помещались, хвост блокировал проезд прямо.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Еще более важный карман для левого поворота с проспекта Вернадского на улицу Лобачевского теперь имеет длину 200 метров вместо 50!

Слева - было, справа - стало.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Очередь поворачивающих налево теперь не забивает один из двух рядов прямо. Раньше это регулярно происходило из-за малой длины кармана.
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Во всех этих мерах нового не так много, три из них я описал в статье Дорожная разметка: 3 метода оптимизации движения. Вся хитрость в их грамотном применении, которое позволило из существующей проезжей части (12,5 метров) выжать максимум.

Реализация
Надо сказать, на быструю реализацию мы и не рассчитывали; после отрисовки обсудили проект с коллегами из Управления по организации дорожного движения ЦОДД и отложили в сторону для учета на будущий год. Но тут как раз началась замена асфальта на проспекте Вернадского, и мы решили воспользоваться ситуацией, чтобы улучшить движение уже сейчас – ведь разметку лучше всего наносить по свежему асфальту! Проекты были отправлены на комиссию ДТиРДТИ по согласованию ПОДД, после небольших правок утверждены к исполнению. А затем я лично отвез их в ГБУ «Автомобильные дороги» для нанесения разметки.

В итоге благодаря слаженным действиям участников процесса, на одном из сложнейших узлов оптимизация движения заняла всего 2 месяца от идеи до реализации.

Что дальше?
Конечно, новая схема организации движения еще не всем привычна и потребует "раскатки". Например, пока некоторые водители используют «разворотную» полосу для проезда прямо. Побороть это можно желтыми водоналивными блоками на углах островков безопасности.

Также в наших планах отрегулировать светофоры на перекрестке с улицей Лобачевского: скоро утром и днем тут появится «веерная» фаза, в которой поток со стороны МКАД сможет ехать сразу в 3-х направлениях – прямо, налево и направо, за счет небольшого уменьшения фазы «в область».
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого
Небольшой оптимизации требует и светофор проспекта Вернадского с Тропаревской улицей, особенно в вечерний час пик.

Впрочем, комплексный результат уже сейчас превзошел ожидания. В районе метро Юго-западная не просто стало меньше заторов, но и больше порядка на выделенной полосе! Таксисты и маршрутки теперь нарушают гораздо реже меньше: если в 7-метровой выделенке они постоянно торчали в 2 ряда, под углом и вообще наперекосяк, полоса нормальной шириной 3,5 метра дисциплинирует: встать в ней значит перекрыть ее, а это психологически некомфортно. Разумная организация движения сама приучает водителя к соблюдению плавил дорожного движения, тем самым повышая безопасность и пропускную способность.

Надеюсь, нам удалось сделать немного лучше жизнь и автомобилистов, и пассажиров. Всем удачи на дорогах! Будьте внимательны, осторожны и взаимно вежливы, и расскажите об изменениях знакомым.

Статья подготовлена при участии Григория Пескова, автора проекта.

Краткая версия статьи на Едином транспортном портале.


Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
-----Нет времени вас развлекать ******** Инет коуч Доктор Аспазия дает советы подрастающему поколению Письмо и каменты не осилила https://evo-lutio.livejournal.com/1411411.html Неохота время тратить, всё предсказуемо. Будет бла-бла-бла мимо сути с обеих сторон Поэтому ...
Это вторая часть поста о пирогах на заварном тесте, начало здесь . Покажу еще один вариант пирога (торта) по     рецепту   клубничного пирога,  этот рецет  не слишком  существенно    отличается    по технологии. Крем полностью ...
Кострома. 16 сентября 2011 года ко мне домой пришли оперативники ЦПЭ (отдел полиции Центра по Борьбе с Экстремизмом) и, ссылаясь на судебное постановление, произвели обыск и изъяли системный блок компьютера. Одновременно был произведен обыск в ...
начало Эта глава не про моих родственников, но уж очень атмосферная. Поэтому начнём с неё. Братья бабки Райки Младший брат Ицик (Аркадий) пропал без вести в 41-м где-то под Смоленском. Бабка всю жизнь надеялась хоть что-то о нем узнать. Средний брат Гриша погиб в 45-м в ...
Если сейчас почитать многих аналитиков, то большинство их прогнозов сводится к тому, что золото в ближайшем времени будет дороже, и намного. Все это сопровождается страшилками, что и Америке кирдык, и доллару капец, и вообще на пороге стоит большой кризис. В принципе логика железная, ...