Прощай, прекрасная эпоха

топ 100 блогов vikond6512.02.2025 Прощай, прекрасная эпоха Akron-class-color.jpg

Ровно 90 лет назад, 12 февраля 1935 года, у берегов Калифорнии потерпел катастрофу и затонул крупнейший в мире военный дирижабль-авианосец "Мэкон". Этот дирижабль считался одним из самых надежных и безопасных, поскольку его баллонеты были наполнены не взрывоопасным водородом, а инертным, негорючим, но при этом баснословно дорогим гелием.

В 1930-е годы США были единственной страной, освоившей промышленное производство этого благородного газа. Даже Германия с ее мощной химической индустрией не производила гелий в больших количествах. Поэтому ее дирижабли по-старинке наполнялись водородом, что привело к знаменитому салюту Гиденбурга.


В СССР, по воспоминаниям академика Капицы, даже в начале 1940-х годов имелось всего 10 кубометров гелия, купленных за валюту. Их берегли как алмазный фонд и использовали только в особо важных физических экспериментах. А когда один кубометр был потерян из-за лопнувшего баллона, НКВД завел дело о "вредительстве" и Капице с огромным трудом удалось защитить своих научных сотрудников от ареста. При этом в баллонеты "Мэкона" было закачано 184 тысячи (!!) кубометров гелия. Это может служить хорошей иллюстрацией разницы промышленных потенциалов СССР и США.

Однако вернемся к сегодняшнему "юбилею". 12 февраля 1935 года "Мэкон" возвращался с маневров. Полет проходил в условиях довольно сильного ветра, но не шторма. В 17.15 команда дирижабля услышала громкий треск в кормовом отсеке. От ветра лопнул один из элементов алюминиевого каркаса и его обломок проткнул задний баллонет с гелием. Газ начал улетучиваться и дирижабль пошел вниз с дифферентом на корму.


Капитан приказал сбросиль балласт, благодаря чему снижение прекратилось и воздушный корабль стал вновь набирать высоту. Однако в этот момент с грохотом сломалась еще одна силовая балка и пропорола второй хвостовой баллонет, причем разрыв оказался крупнее первого. Воздушный корабль снова неудержимо потянуло к воде. Сброс остатков балласта и слив топлива позволил лишь уменьшить скорость снижения примерно до одного метра в секунду. Был отдан приказ выбросить самолеты из палубного ангара, но исполнить его не удалось, так как из-за сильного дифферента, достигшего 25 градусов, крепления заклинило.

Поняв, что дирижабль обречен, капитан приказал надеть спасательные жилеты и подготовить надувные плоты. В 17.39 "Мэкон" коснулся воды и начал медленно погружаться. Экипаж успел перейти на плоты и примерно через три часа его спасли подошедшие к месту аварии крейсера "Ричмонд" и "Конкорд". Однако без жертв все же не обошлось: погиб радист, который запаниковал и выпрыгнул из своей рубки с высоты 30 метров, а также пропал без вести кок, которого почему-то не оказалось среди спасенных.

Гибель "Мэкона" наглядно показала, что даже применение в качестве наполнителя инертного газа не сделало дирижабль вполне безопасным воздушным судном. Короткая эпоха гигантских "летающих сигар" близилась к своему завершению. Однако память о них сохранилась и спустя полвека воплотилась в созданной Джорданом Вайсманом и Дэйвом МакКоем дизельпанковой фантазийной вселенной Crimson Skies, на базе которой в 2000 году была сделана великолепная компьютерная игра.

Прощай, прекрасная эпоха macon.jpg
"Мэкон" в разрезе. Хорошо видны продольные и поперечные элементы силового набора, а также укрепленная расчалками стенка одного из баллонетов.

Прощай, прекрасная эпоха maco.jpg
"Мэкон" в демонстрационном полете над Нью-Йорком в лучах восходящего солнца. Этот серебристый колосс длиной 240 метров и высотой с 20-этажный дом недолго олицетворял воздушную мощь Соединенных Штатов. От его первого до последнего полета прошло всего полтора года.

Прощай, прекрасная эпоха mhistoric2_lg
"Мэкон" в полете. В днище виден люк для запуска самолетов.

Прощай, прекрасная эпоха tumblr_l55wf1JMfh1qzfye6o1_1280
"Мэкон" в эллинге. Спереди - причально-буксирная мачта на рельсовом ходу.

Прощай, прекрасная эпоха Macon_Crew
Экипаж "Мэкона" - 83 офицера и матроса.

Прощай, прекрасная эпоха mhistoric4_lg
Главный пост управления (капитанская рубка).

Прощай, прекрасная эпоха USS_Akron_propeller
В отличие от водородных дирижаблей, двигатели "Мэкона" размещались внутри корпуса, а не в наружных мотогондолах, так как опасность пожара ему не грозила. На левом снимке - одна из восьми поворотных пропеллерных головок, на правом - кормовой вспомогательный пост управления, оборудованный в передней кромке нижнего вертикального стабилизатора.

Прощай, прекрасная эпоха 1429701
Истребитель-разведчик "Спэрроухок". "Мэкон" нес в ангаре пять таких самолетов, имея возможность выпускать и принимать их в полете.

Прощай, прекрасная эпоха 24h6sUI
"Спэрроухок" перед запуском в полет с трапеции "Мэкона".

Прощай, прекрасная эпоха

Прощай, прекрасная эпоха 1280x1024
Битвы дирижаблей-авианосцев в игре Crimson Skies.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наконец-то. Открылись первые туристические туры в Исламский Эмират Афганистан. Всего за сумму до 254 000 рублей вы можете поехать отдохнуть на 8 дней в гостеприимный Афганистан. При этом вам еще нужно будет отдельно заплатить за авиабилеты в Кабул, наем местной гостеприимной охраны и ...
«Берешь у жизни, а отдаешь времени.» «Жизнь дается один раз, а отнимается каждый день.» «От каждого зависит, от чего зависеть потом.» «Ближе всего к истине тот, кто не понял.» «Мы ...
Расхожее: человеку нужно либо всё, либо ничего. Формуле столько же, сколько человеку, а, между тем, редко кто вдумывался в суть дела. «Всё» исключает ситуацию выбора, априорно выраженную в «либо». Ergo, верная формула должна звучать так: человеку нужно всё и ничего ...
это еще летом сфоткал, забывал выложитьгде: Украина, г.Днепродзержинскпрофиль ...
Навального встречают Ленин, Маркс, Троцкий, Маннергейм, Ельцин, Горбачев, Власов и ...