ПРОЩАЙ, МИГРЕНЬ

топ 100 блогов cambria_191912.12.2025 загл.jpg


История движется не гладко, а скачками и встрясками после некоторого торможения.


Любая история.

И история большого мира, где не кончается вечное бурление идей, переселение народов, войны, катаклизмы и другие  грандиозные события.
И история мира маленького, где, как отмечено Ильфом и Петровым, "изобретён кричащий пузырь "уйди-уйди"... и построены брюки фасона "полпред".

Тот, кто застаёт резкие перемены даже этого маленького вещного мира, обеспечен яркими впечатлениями.

Так давно, ещё в начале XIX века, произошло изумляющее: мужчины совершили т.н. великий мужской отказ.

Вообще-то всегда они любили принарядиться, нацепить что-то поярче и позатейливее и пофрантить.

Ведь то так одевались:

кранах.jpg


То вот так:

барокко.jpg


То этак:

рококо.jpg


И вдруг они дружно облачились в скромную почти униформу.
Практически она дожила до наших дней.


Сорочка с галстуком, длинные брюки, жилет, пиджак.
Всё тёмных немарких цветов.

Сначала так:

романтик.jpg


Потом так:

зубов.jpg


И ныне так (2025 г.):

дефо.jpg


Завитые парики, пудра, головные уборы с перьями и разными прибамбасами тоже навсегда были отправлены в чулан.

Женщины сделали почти то же самое.
Только век спустя.


К 1920-м они сняли корсеты, укоротили юбки и подстригли волосы.
Ведь как было:


дамочка.jpg


А стало так:

дамочка2.jpg



А в середине ХХ века был сделан последний шаг к свободе - ноги в мини-юбках и брюках больше не путались в юбочных тряпках (если только  женщина сама не решала, что стоит надеть что-то романтичное):

мини.jpg


Превращение дамы ХХ века из шёлково-кружевной клумбы в дерзкое и динамичное существо произошло не постепенно, а довольно резко.
Прямо на глазах изумлённой публики.

В 1932 году персонаж Агаты Кристи, консервативный Эркюль Пуаро, не мог сдержать сожалений:

пуаро 2.jpg


Естественность современной женщины?
Увольте!

Вот его мнение:

"... для меня самым естественным кажется тщательно уложенная высокая причёска... вот так... и шляпка, прикреплённая множеством булавок, здесь, здесь, здесь, - и он с ожесточением вонзил в воображаемую шляпку четыре воображаемые булавки.
- Но это же неудобно!
- Ещё бы! Конечно! - воскликнул Пуаро. - При сильном ветре это было мучительно... у вас начиналась мигрень".


И ведь верно.
Мигрень и всевозможные "нервы" были просто бичом дам Прекрасной Эпохи.

И болела голова часто из-за того, что бедняжке хотелось быть красивой и модной:

диван.jpg


Будто предчувствуя грядущее тотальное упрощение женского облика, ветреная мода от души позабавилась.
Первые лет 15 нового века мода заставила дам носить, пожалуй, самые сложные шляпы в европейской истории:

шляпа4.jpg


Именно в такой щеголяла блоковская Незнакомка.
Между прочим, вот шляпа работы Коко Шанель, тогда начинающей:


шанель.jpg


Ради украшения огромных дамских шляп истреблялись тысячи редких птиц:

шляпа.jpg


Шляпы принимали всевозможные формы и очертания:

шляпа5.jpg


Но главное, чтобы головной убор был побольше.
Пика шляпный гигантизм достиг к 1910 году:


шляпа3.jpg


Агате Кристи, родившейся в 1890-м, тогда как раз исполнилось 20 лет.
Это она – не седовласая леди, какой все её привыкли представлять, а молодая дама в роскошной шляпе и вуали с мушками:

кристи.jpg


Она была особой модной, хотя крайних форм экстравагантности всё же избегала.
Но и ей пришлось помучиться:


"... мы носили тогда чудовищные шляпы, не меньше метра в диаметре, соломенные, украшенные лентами, цветами и тяжёлыми вуалями.

В студиях делали фотографии обязательно в этих шляпах, к тому же подвязанных под подбородком бантом":


Вот что-то в таком роде:


с лентой.jpg


Разумеется, тяжёлые огромные шляпы валились бы с голов и сносились бы ветром, если бы дополнительно не крепились к голове.

Чем?
Длинными шляпными шпильками, похожими на вязальные спицы.


Вот они - с цветными наконечниками - задорно торчат на туалетном столике Зинаиды Серебряковой (автопортрет 1909 года):

шпильки.jpg


И поближе:

ПРОЩАЙ, МИГРЕНЬ scale_1200 (1).jpg


Наконечники шпилек бывали самые разные, часто очень симпатичные:

шляпные шпильки.jpg



Как они крепились, все знают по шляпке этого милого персонажа:

шапокляк.jpg


Торчащие в стороны шпильки не только выглядели эффектно и удерживали шляпу на голове, но и досаждали окружающим.
Над этим любили потрунить карикатуристы:


карикат.jpg

Но дело не только в неудобстве прохожих.
Тяжёлые шляпы, прочно прицепленные к волосам шпильками, вызывали головную боль.

И ведь не только они!

В те времена, если говорили о красоте женщины, то обязательно (чуть ли не первым делом)  восхваляли её роскошные волосы:


волосья 2.jpg



Причёски в моде были сложные, пышные:

юная.jpg


А в них было полно шпилек и гребёнок, которые и удерживали форму куафюры – иначе она бы просто развалилась.

Шпильки для волос бывали и просто проволочные, как теперь, а бывали и вот такие, от ювелиров:

шпилька.jpg


А уж гребни, закреплявшие причёску, всегда делали изящными.
Мотивы декора были всевозможные – растительные:

лалик 2.jpg


С птичками:

лалик.jpg


А с этим гребнем в причёске прекрасной дамы поселялся целый рой мух:

лалик3.jpg


Волосы отращивали максимально возможной длины:

волосы.jpg


Соорудить из них эффектную причёску стоило массы усилий:

ПРОЩАЙ, МИГРЕНЬ 728698a6254dd7b900724cb5b3d427b4.jpg


Ещё немного о мучениях молодой Агаты Миллер, в будущем Кристи:
"Длинные волосы считались предметом женской гордости.

На самом же деле эта немыслимая длина означала всего лишь, что они не слушались, постоянно выбивались из причёски и прядями свисали вниз».

Потому и нужно было столько гребней, шпилек и бантов.
Привычным жестом дамы то и дело поправляли причёски, закалывая их шпильками:


закалывает шпильку.jpg


Но всё равно пышная причёска то и дело норовила рассыпаться.

«Борясь с этим неудобством, парикмахеры создавали произведения под названием postiche - большой накладной шиньон из локонов.
Собственные волосы затягивались на голове так туго, как только это возможно, а к ним прикреплялся postiche".


Пользоваться этой штукой надо было вот так (здесь без гребешка и шпилек не обойтись):

ПРОЩАЙ, МИГРЕНЬ cd375ffaa2922f0c876f617199a06a31.jpg


Зато модная причёска обеспечена и прочно держится на голове:

постиш.jpg


Вот вам и ещё одна причина постоянных головных болей.

Кто носил длинные волосы, туго их заплетал, затягивал или обильно оснащал резинками и заколками, знает этот неприятный эффект.

Но вернёмся к громадным шляпам Прекрасной эпохи.
И к тем конфузам, которые из-за них случались.

Ещё одна великая дама ХХ века - первая трагическая актриса немого кино датчанка Аста Нильсен:


ПРОЩАЙ, МИГРЕНЬ 300x.jpg


Она тоже вспоминает модные неприятности своей юности.

Нильсен столь же иронична, как Агата Кристи.
И в своё время носила точно такие же внушительные головные уборы:


аста2.jpg


Как-то пришлось Асте нанести важный для её карьеры визит к знаменитой тогда актрисе.
Для этого случая надо было одеться соответственно:

"К длинному шерстяному платью я нацепила на голову огромную соломенную шляпу жёлтого цвета, завязанную под подбородком - фасон, принятый в Армии спасения - а волосы убрала в пышнейшую причёску a la Cleo Merode, которая точно шоры топорщилась по бокам".

Да, в любом уголке Европы нарядные девушки выглядели похоже - модно.

А это божественно красивая Клео де Мерод, которой эти девушки и подражали.
И в причёске подражали, и в манере носить шляпу:


клео.jpg


Звезда сцены, которую посещала Аста Нильсен, жила на загородной вилле.
Обратный путь к станции шёл по берегу моря.


И тут началось:
" Возвращение оказалось - из-за моей шляпы – невесёлым.
Стая чаек, не лишённых, видимо, здравого смысла, приняла её за гнездо и набросилась на меня с угрожающими криками.
Они кидались на шляпу с невероятной силой, клевали и хлопали меня жёсткими крыльями по лицу".


Просто сцена из знаменитого фильма Хичкока!


хичкок.jpg


И в самом деле начался для актрисы настоящий триллер:
"Я хотела убежать, но разве убежишь от чаек?»

Чайка, столь романтично раскинувшая крылья на занавесе МХТ, вообще-то птица настырная и безжалостная:

чайка.jpg


Многие это знают теперь по собственному пляжному опыту:

атака.jpg


Но Аста Нилсен подверглась такому испытанию впервые:
"Снять шляпу я боялась - вдруг они тогда начнут клевать меня прямо в голову?

Я махала на них руками и платочком, но всё было напрасно.
Они кидались мне прямо на голову.

В смертельном страхе я побежала что было духу, совершенно уверенная, что чайки могут заклевать меня до смерти.

Только когда я добежала до лесочка и спряталась в нём, мои преследователи отстали и полетели назад к морю".

Печальная история.

Но когда Аста Нильсен начала сниматься в кино, она уже сама начала диктовать моду:

аста6.jpg


В её стиле не было места ничему ненавистно старомодному - ни затейливым причёскам, ни громоздким шляпам.
Пажеская стрижка, атласная чёлка:

аста.jpg


Да, буквально за считанные годы вид модной дамы резко переменился.
Долой огромные начёсы, постиши, гребёнки и шпильки – волосы безжалостно обстрижены:

стрижка.jpg


В шляпы больше не надо втыкать шпильки – ветер никуда их не унесёт, надеть и снять их проще простого:

клёш.jpg


Правда, появился довольно заметный и резкий макияж.
И в стиле вамп:

пола.jpg


И в стиле флэппер – бесшабашных девчонок, обожающих джаз и танцы:

ПРОЩАЙ, МИГРЕНЬ 6a6901ed80c92bd25ff8ec4a5233cdfe.gif



Или вот, помягче:

ПРОЩАЙ, МИГРЕНЬ 63be58577bd46926a89d4e7aaf18143b.gif


И уж на мигрень неугомонные флэппер не жаловались:

флэппер.jpg


Они не только укоротили юбчонки, но и брюки надели.
Правда, пока только дома.
Домашней дамской одеждой впервые стала пижама - или пижамА, как пел Вертинский:


пижама.jpg


Макияж, правда, нравился тогда не всем.
Слишком уж непривычное дело.


Парадокс, но самыми популярными персонажами Агаты Кристи - той, что так насмехалась над модами своей юности и так приветствовала все упрощения и облегчения моды новой -  стали люди очень пожилые.

И очень консервативные.

То есть отставник бельгийской полиции Эркюль Пуаро

пуаро.jpg


И старая дева мисс Марпл:

марпл.jpg


Эти двое новых мод не одобряли!

Мнение Пуаро уже приведено выше.
А вот и мисс Марпл:
"Все нынешние молодые женщины с косметикой и крашеными волосами на одно лицо!"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Для пожертвований Ну вот и настало время, когда приходится обращаться с подобной просьбой. Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить ...
Bild пишет, что Mercedes-Benz продаёт все 80 немецких автосалонов концерна, включая штаб-квартиру в Штутгарте. Судьба 8.000 сотрудников, занятых в этих автосалонах, неясна. Вернее, она ясна, просто вслух не озвучивают. Концерн объявил об уходе из России 3 марта 2022 года. Уже по итогам ...
"Згадайте, три самі серйозні моменти, які змінили ваше життя на 180 градусів. Що допомогло вам впоратися? Які ваші здібності?" Уно: бажання працювати далі. Розуміння, що по іншому не можна. Тільки уперед. Я змогла. Дуе: бажання доказати собі- я зможу, я сильна. Я змогла. Тре: ...
Побывали с Серым на спектакле сборной команди театра Лицедеи и звезд Цирка Дю Солей, который называется Anima Allegra - Радостная душа. Это было совершенно уникальное представление, удивительный синтез пантомимы и клоунады, на мгновение возвращающий нас в детство, где мы были ...
Люблю я такое кино, которое оставляет позитивное впечатление, можно ...