ПРОЩАЙ, МИГРЕНЬ
cambria_1919 — 12.12.2025

История движется не гладко, а скачками и встрясками после некоторого торможения.
Любая история.
И история большого мира, где не кончается вечное бурление идей, переселение народов, войны, катаклизмы и другие грандиозные события.
И история мира маленького, где, как отмечено Ильфом и Петровым, "изобретён кричащий пузырь "уйди-уйди"... и построены брюки фасона "полпред".
Тот, кто застаёт резкие перемены даже этого маленького вещного мира, обеспечен яркими впечатлениями.
Так давно, ещё в начале XIX века, произошло изумляющее: мужчины совершили т.н. великий мужской отказ.
Вообще-то всегда они любили принарядиться, нацепить что-то поярче и позатейливее и пофрантить.
Ведь то так одевались:

То вот так:

То этак:

И вдруг они дружно облачились в скромную почти униформу.
Практически она дожила до наших дней.
Сорочка с галстуком, длинные брюки, жилет, пиджак.
Всё тёмных немарких цветов.
Сначала так:

Потом так:

И ныне так (2025 г.):

Завитые парики, пудра, головные уборы с перьями и разными прибамбасами тоже навсегда были отправлены в чулан.
Женщины сделали почти то же самое.
Только век спустя.
К 1920-м они сняли корсеты, укоротили юбки и подстригли волосы.
Ведь как было:

А стало так:

А в середине ХХ века был сделан последний шаг к свободе - ноги в мини-юбках и брюках больше не путались в юбочных тряпках (если только женщина сама не решала, что стоит надеть что-то романтичное):

Превращение дамы ХХ века из шёлково-кружевной клумбы в дерзкое и динамичное существо произошло не постепенно, а довольно резко.
Прямо на глазах изумлённой публики.
В 1932 году персонаж Агаты Кристи, консервативный Эркюль Пуаро, не мог сдержать сожалений:

Естественность современной женщины?
Увольте!
Вот его мнение:
"... для меня самым естественным кажется тщательно уложенная высокая причёска... вот так... и шляпка, прикреплённая множеством булавок, здесь, здесь, здесь, - и он с ожесточением вонзил в воображаемую шляпку четыре воображаемые булавки.
- Но это же неудобно!
- Ещё бы! Конечно! - воскликнул Пуаро. - При сильном ветре это было мучительно... у вас начиналась мигрень".
И ведь верно.
Мигрень и всевозможные "нервы" были просто бичом дам Прекрасной Эпохи.
И болела голова часто из-за того, что бедняжке хотелось быть красивой и модной:

Будто предчувствуя грядущее тотальное упрощение женского облика, ветреная мода от души позабавилась.
Первые лет 15 нового века мода заставила дам носить, пожалуй, самые сложные шляпы в европейской истории:

Именно в такой щеголяла блоковская Незнакомка.
Между прочим, вот шляпа работы Коко Шанель, тогда начинающей:

Ради украшения огромных дамских шляп истреблялись тысячи редких птиц:

Шляпы принимали всевозможные формы и очертания:

Но главное, чтобы головной убор был побольше.
Пика шляпный гигантизм достиг к 1910 году:

Агате Кристи, родившейся в 1890-м, тогда как раз исполнилось 20 лет.
Это она – не седовласая леди, какой все её привыкли представлять, а молодая дама в роскошной шляпе и вуали с мушками:

Она была особой модной, хотя крайних форм экстравагантности всё же избегала.
Но и ей пришлось помучиться:
"... мы носили тогда чудовищные шляпы, не меньше метра в диаметре, соломенные, украшенные лентами, цветами и тяжёлыми вуалями.
В студиях делали фотографии обязательно в этих шляпах, к тому же подвязанных под подбородком бантом":
Вот что-то в таком роде:

Разумеется, тяжёлые огромные шляпы валились бы с голов и сносились бы ветром, если бы дополнительно не крепились к голове.
Чем?
Длинными шляпными шпильками, похожими на вязальные спицы.
Вот они - с цветными наконечниками - задорно торчат на туалетном столике Зинаиды Серебряковой (автопортрет 1909 года):

И поближе:

Наконечники шпилек бывали самые разные, часто очень симпатичные:

Как они крепились, все знают по шляпке этого милого персонажа:

Торчащие в стороны шпильки не только выглядели эффектно и удерживали шляпу на голове, но и досаждали окружающим.
Над этим любили потрунить карикатуристы:

Но дело не только в неудобстве прохожих.
Тяжёлые шляпы, прочно прицепленные к волосам шпильками, вызывали головную боль.
И ведь не только они!
В те времена, если говорили о красоте женщины, то обязательно (чуть ли не первым делом) восхваляли её роскошные волосы:

Причёски в моде были сложные, пышные:

А в них было полно шпилек и гребёнок, которые и удерживали форму куафюры – иначе она бы просто развалилась.
Шпильки для волос бывали и просто проволочные, как теперь, а бывали и вот такие, от ювелиров:

А уж гребни, закреплявшие причёску, всегда делали изящными.
Мотивы декора были всевозможные – растительные:

С птичками:

А с этим гребнем в причёске прекрасной дамы поселялся целый рой мух:

Волосы отращивали максимально возможной длины:

Соорудить из них эффектную причёску стоило массы усилий:

Ещё немного о мучениях молодой Агаты Миллер, в будущем Кристи:
"Длинные волосы считались предметом женской гордости.
На самом же деле эта немыслимая длина означала всего лишь, что они не слушались, постоянно выбивались из причёски и прядями свисали вниз».
Потому и нужно было столько гребней, шпилек и бантов.
Привычным жестом дамы то и дело поправляли причёски, закалывая их шпильками:

Но всё равно пышная причёска то и дело норовила рассыпаться.
«Борясь с этим неудобством, парикмахеры создавали произведения под названием postiche - большой накладной шиньон из локонов.
Собственные волосы затягивались на голове так туго, как только это возможно, а к ним прикреплялся postiche".
Пользоваться этой штукой надо было вот так (здесь без гребешка и шпилек не обойтись):

Зато модная причёска обеспечена и прочно держится на голове:

Вот вам и ещё одна причина постоянных головных болей.
Кто носил длинные волосы, туго их заплетал, затягивал или обильно оснащал резинками и заколками, знает этот неприятный эффект.
Но вернёмся к громадным шляпам Прекрасной эпохи.
И к тем конфузам, которые из-за них случались.
Ещё одна великая дама ХХ века - первая трагическая актриса немого кино датчанка Аста Нильсен:

Она тоже вспоминает модные неприятности своей юности.
Нильсен столь же иронична, как Агата Кристи.
И в своё время носила точно такие же внушительные головные уборы:

Как-то пришлось Асте нанести важный для её карьеры визит к знаменитой тогда актрисе.
Для этого случая надо было одеться соответственно:
"К длинному шерстяному платью я нацепила на голову огромную соломенную шляпу жёлтого цвета, завязанную под подбородком - фасон, принятый в Армии спасения - а волосы убрала в пышнейшую причёску a la Cleo Merode, которая точно шоры топорщилась по бокам".
Да, в любом уголке Европы нарядные девушки выглядели похоже - модно.
А это божественно красивая Клео де Мерод, которой эти девушки и подражали.
И в причёске подражали, и в манере носить шляпу:

Звезда сцены, которую посещала Аста Нильсен, жила на загородной вилле.
Обратный путь к станции шёл по берегу моря.
И тут началось:
" Возвращение оказалось - из-за моей шляпы – невесёлым.
Стая чаек, не лишённых, видимо, здравого смысла, приняла её за гнездо и набросилась на меня с угрожающими криками.
Они кидались на шляпу с невероятной силой, клевали и хлопали меня жёсткими крыльями по лицу".
Просто сцена из знаменитого фильма Хичкока!

И в самом деле начался для актрисы настоящий триллер:
"Я хотела убежать, но разве убежишь от чаек?»
Чайка, столь романтично раскинувшая крылья на занавесе МХТ, вообще-то птица настырная и безжалостная:

Многие это знают теперь по собственному пляжному опыту:

Но Аста Нилсен подверглась такому испытанию впервые:
"Снять шляпу я боялась - вдруг они тогда начнут клевать меня прямо в голову?
Я махала на них руками и платочком, но всё было напрасно.
Они кидались мне прямо на голову.
В смертельном страхе я побежала что было духу, совершенно уверенная, что чайки могут заклевать меня до смерти.
Только когда я добежала до лесочка и спряталась в нём, мои преследователи отстали и полетели назад к морю".
Печальная история.
Но когда Аста Нильсен начала сниматься в кино, она уже сама начала диктовать моду:

В её стиле не было места ничему ненавистно старомодному - ни затейливым причёскам, ни громоздким шляпам.
Пажеская стрижка, атласная чёлка:

Да, буквально за считанные годы вид модной дамы резко переменился.
Долой огромные начёсы, постиши, гребёнки и шпильки – волосы безжалостно обстрижены:

В шляпы больше не надо втыкать шпильки – ветер никуда их не унесёт, надеть и снять их проще простого:

Правда, появился довольно заметный и резкий макияж.
И в стиле вамп:

И в стиле флэппер – бесшабашных девчонок, обожающих джаз и танцы:

Или вот, помягче:

И уж на мигрень неугомонные флэппер не жаловались:

Они не только укоротили юбчонки, но и брюки надели.
Правда, пока только дома.
Домашней дамской одеждой впервые стала пижама - или пижамА, как пел Вертинский:

Макияж, правда, нравился тогда не всем.
Слишком уж непривычное дело.
Парадокс, но самыми популярными персонажами Агаты Кристи - той, что так насмехалась над модами своей юности и так приветствовала все упрощения и облегчения моды новой - стали люди очень пожилые.
И очень консервативные.
То есть отставник бельгийской полиции Эркюль Пуаро

И старая дева мисс Марпл:

Эти двое новых мод не одобряли!
Мнение Пуаро уже приведено выше.
А вот и мисс Марпл:
"Все нынешние молодые женщины с косметикой и крашеными волосами на одно лицо!"
|
|
</> |
Организация и проведение свадьбы: главные нюансы подготовки торжества
Для чего понадобились пули-отвертки и пули-зубила
Лехистан
Против «схемы Долиной» законы не помогут. Нужно мнение Верховного суда
Как очистить легкие от мокроты и слизи
У меня никогда не было таких друзей, какие были в двенадцать лет
"San Valentin" Parellada
Чародейкою Зимою околдован, лес стоит... Современный художник Юшкевич Виктор
Укатывание горками красного сивкА

