"Пророк" под шубой

Сразу говорю, что я не ухожу из кинозала, я всегда досматриваю фильм до конца, коль пришла.
То и дело герои во главе с Пушкиным (Юра Борисов), который временами напоминал мне Пьера Ришара, начинали читать рэп то на стихи отнюдь не Пушкина, то некий винегрет с вкраплением знакомых строк - это типа для подростков снято?.. А вдруг начинались песенные арии, я вспоминала "Мулен Руж" База Лурмана, и это настолько у меня не билось с фильмом об этом поэте...
А кутеж у княгини Голицыной (надоевшая мне обилием съёмок Светлана Ходченкова) с кабарешно-опереточными костюмами?.. Многие критики написали, что эта сцена оргии очень близка к аналогичной в фильме "Вавилон" Шазелла, который я не видела.
Фильм своей немыслимой пестротой жанров, приемов вызывает столь же смешанные чувства и напоминает, как было сказано в "Не думай про белых обезьян", словесно-музыкальный фарш. По режиссерским приемам и операторской работе - это тоже солянка из голливудчины (стандартные приемы массового кино), "Серебряных коньков", "Великого Гетсби" и прочая, прочая... Но вдруг среди этого дикого месива выступают проникновенные, лирические эпизоды - их с удивлением отмечаешь. Или точные зарисовки грязных улиц с мостками через жижу тающего снега, кварталов бедноты....
А один раз рэп в кабинете Бенкендорфа (тут закатывающий глаза эмодзи) выглядит даже удачным: когда дерзкий Пушкин, чтобы доказать, насколько его стихи любимы, начинает строки, а сидящие в кабинете писари и делопроизводители невольно подхватывают и заканчивают знаменитые строфы. Наконец, как под гипнозом, не выдерживает и так же заканчивает фрагмент сам Бенкендорф (Сергей Гилев).
Сцена остроумная, забавная - для зрителя, который к этому моменту уже несколько смирился с ощущением вампуки.
Удачно подобранные типажи: Данзас (Роман Васильев), Николай I (Евгений Шварц), очень убедительно выглядит красавчик Дантес (Флориан Десбьендра): тут режиссёр не отказал себе в мстительном удовольствии и изобразил его трусом, который в ожидании выстрела Пушкина дрожит, как травинка на ветру, и малодушно прикрывает лицо пистолетом.
Со страхом и трепетом мы подошли наконец к Натали... Алёна Долголенко типажом похожа на Киру Найтли. Миловидные черты лица, хотя от её угловатой челюсти мне было нелегко отводить глаза, памятуя об идеальном овале Наталии Гончаровой... Легкомысленная, резвая. Ни намёка на тот словно подернутый дымкой грусти облик, о котором знаем из воспоминаний современников поэта. Весь фильм одна краска - беззаботная стрекоза. Спасибо хотя бы, что авторы фильма не сделали её любовницей Дантеса - остановились на кокетстве и лёгкой увлеченности.
О чем сложно не думать, глядя на сцены чтения Пушкиным оды "Вольность" и отстаивания духа просвещения и свободы с Пилецким, бодания с Бенкендорфом, сложностей с Николаем I: что времена, моды, общественный строй меняются, но по-прежнему остаётся противостояние Художника и власти, творчества и цензуры, стремления к гласности и государственных тисков, воли и карающей десницы...
|
</> |