Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

топ 100 блогов uctopuockon_pyc27.02.2024 Образ Храма Бахуса в Баальбеке с полуупавшей, но задержавшейся в падении древней колонной вошел во все головы и книги, посвященные Баальбеку, трудами многих художников, путешественников, военных, фотографов. Роскошная деталь! Как будто сама вечность замерла на мгновение, чтобы дать полюбоваться собой. Храм с полуупавшей колонной, построенный, считается, императором Антонием Пием в 150 году н.э., это визитная карточка Баальбека.

Художник, архитектор Луи-Франсуа Кассас, 1799 год.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Художник Василий Поленов, 1882.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Художник Дэвид Робертс, 1839 год.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Художник Антон Перко, 1905 год.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Генерал Фрэнсис Чесни, 1835 год.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Адмирал Чарльз Франкленд, 1829 год.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Писатель Джон Карн, 1836 год.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Художник Хьюберт Саттлер, 1846 год.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

И так далее.

Теперь рассмотрим колонну ближе современными средствами.

Одного простого взгляда хватит, чтобы понять, что сама по себе колонна в принципе не может ни падать, ни стоять под таким углом, не разваливая стену.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Просто сравним толщину и соответственно массу колонны храма Бахуса с толщиной стены, поставив рядом для масштаба человека.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Толщина стены видна в этом месте, возле женщины, раскинувшей руки. Колонны с каннелюрами - ложбинками вдоль фуста, окаймляющие недостроенные Пропилеи этого Храма, значительно тоньше 19-ти колонн коринфского ордера вдоль стен и одной "упавшей".

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Блоки стены рассыплются как кубики, если на нее действительно упадет или навалится эта мега-колонна.

Но колонна и не наваливается. Вверху она касается стены очень малой площадью. Наверняка там просто стальной стержень, которым зафиксировали колонну, когда монтировали в этом положении.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Совершенно очевидно, что всю тяжесть держит конструкция, уходящая вниз. Мощный стальной стержень, зафиксированный в глубине нижней частью и находящийся внутри тела колонны частью верхней.

Для туристов, ясен пень, стержень закрыт как бы подставкой, сформованной из как бы мрамора. Обратите внимание также на идеально ровный лист на подошве колонны. Листовая сталь, без сомнений, сквозь которую идет стержень в тело колонны и опору. Причем, без мощного внутреннего стержня колонна в принципе не может стоять. Если заметили, она составлена из двух частей, и без сквозного стержня, очень мощного и прочного, эти части неизбежно должны упасть.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Еще одно фото с явным металлическим дном колонны под немножко другим углом.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Другими словами, колонна - самостоятельное изделие индустриальной эпохи. Она в принципе не могла здесь появиться раньше середины 19 века и к памятнику древнеримской архитектуры, появившемуся несколько раньше, не имеет отношения.

Когда она появилась?

Ответить на вопрос поможет выдающийся французский фотограф своего времени Феликс Бонфилс. Бонфилс служил в Ливане, когда в 1860 году увлекся фотографией. В 1867 году окончательно переселился в Ливан, перевез семью, открыл в Бейруте фотомастерскую и стал фотографом Ближнего Востока. В 1860 году он сделал самый удивительный из снимков Храма Бахуса - без упавшей колонны.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Если совместить с нынешним фото, то колонны с очевидностью нет. Пусть не вся, пусть за деревьями, но она обязана быть видна.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Другая фотография с этого негатива.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

После этого Бонфилс делал уже общеизвестные снимки Храма. Например этот.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

В том же 1860 году итальянский фотограф Танкред Дюма, также живший и работавший в Бейруте, также зафиксировал непривычный облик Храма. Правда, он снимал вовсе не Храм, но он попал в кадр, и на нем с очевидностью еще не монтировали знаменитую колонну.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Хоть и далеко до Храма, но никаких нет сомнений, что колонна отсутствует. Ставим оба фото рядом с современным снимком.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

И подобно Бонфилсу, Дюма в том же году снял этот храм в привычном виде, с колонной. Это также говорит о том, что монтировали ее в 1860 году, и оба фотографа были тому свидетелями. Хотя Дюма - в темную.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Ну а Бонфилс не был бы великим фотографом, если бы не оставил в своем наследии еще одно фото жанра "было-стало". Мы уже видели, как он сдал массу автографов строителей древнего Египта на еще сырых элементах их древних объектов и свидетельств формовочных технологий, вплоть до чугунных каркасов архитравов величайшего храмового комплекса в Карнаке, строительство пальмирской Триумфальной арки в индустриальную эпоху, дамские часы эпохи Просвещения на римско-эллинистической скульптуре в древней Пальмире ... Любуемся самым первым снимком Бонфилса 1960 года, обращая внимание на колонну, которая была до нынешней.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Очень глупо была поставлена предыдущая колонна. Ее расположили не на постаменте, а рядом, значительно ближе к стене. Никаким способом колонна не может спрыгнуть с постамента и встать так, как она стояла, это можно сделать только методом целенаправленного монтажа, более никак.

Понятна и природа глупости. Строители памятника вынуждены были поставить ее таким образом, потому что на постаменте она не удержится, развалит Храм как домик из детских кубиков. А в том положении, в котором ее сделали строители, под таким углом нагрузка на стену на порядок меньше.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Есть также дагерротип, который первый фотограф Баальбека Жозеф-Филибер Жиро де Прандже сделал в период 1842-1844 годов. В оригинале он отзеркален, ниже его правильная версия. Откройте полное фото и убедитесь, что первоначальная колонна была прикопана значительно ближе к стене между постаментами.

Также обратите внимание на то, что верхняя часть второй половины составной колонны начала угрожающе разрушаться еще в начале 1840-х.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Ставили первую колонну, разумеется, грунтом. А в 1860 году при уборке грунта увидели признаки возросшего давления на стену, ускорившийся процесс разрушения верхней половины колонны, общую глупость ее расположения относительно постаментов, и чтобы старая колонна не развалилась и не развалила Храм, убрали ее от греха и смонтировали новую армированную на века.

Разница колонн вполне видна и на картинах дофотографической эры, и на фотографиях. У новой посередине между частями большая выбоина, которой у старой не было. Например на этом фото 1850 года французского фотографа Максима Дю Кампа.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Обратите внимание и на то, что постамент для колонны, сквозь которую вставлен стержень нынешнего колонного изделия, был заменен. До 1860 года и на первом снимке Бонфилса 1860 года он целый. После установки нынешнего изделия постамент разрушен посередине.

Все снимки 1860 года Бонфилс делал с разных ракурсов, ключевой снимок Храма без колонны - с дальнего, что говорит о том, что возможность снимать идеальные пары "было-стало", пока монтировалась колонна, фотографам закрыли. Что естественно: негоже всяким прохожим и фотографам видеть работу строителей памятников истории.

Осталось посмотреть исток этой великолепной идеи с полуупавшей колонной.

Его мы найдем в якобы исследовании руин английского писателя, историка, путешественника, знакомого нам еще по увековековечиванию проекта недостроенной триумфальной арки Септимия Севера в Пальмире Роберта Вуда 1757 года Les ruines de Balbec, autrement dite Heliopolis dans la Coelosyrie . Почему якобы? Потому что это такой же проект строителей памятников истории, как и "исследование" Пальмиры.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

Даже и современную картинку ставить не надо, чтобы увидеть проектный характер этого "описания", все более чем очевидно. Но поставим для сравнения фото уже известного нам Дюма 1880 года.

Пропавшая колонна Баальбека в живописи, графике, на фото 19 века

В проектах создателей истории памятники всегда делались лучше, нежели исполняли строители - далеко не ходя, вспомним мощнейшие недоделки проекта, увековеченного Робертсом, строителей Петры, совсем безобразное поспешное исполнение увековеченного комиссией Наполеона проекта Колоссов Менона, урезание первоначального проекта гизских Великих пирамид с семи до пяти, четырех и трех строителями гизского комплекса, прекрасный проект барельефов Храма Исиды на Филе, в натуре исполненный руками, растущими не из того места... и т.д., и т.д.

Из девяти величайших в мире колонн Храма Юпитера (а в еще более ранней версии их вообще было десять) в натуре было исполнено только шесть, почти полностью были исключены колонны вдоль стены Храма Бахуса, не сделан антаблемент, и т.д. Но самую выдающуюся деталь Храма, полуупавшую колонну, строители все-таки сохранили и со второй попытки исполнили - сначала в глупой версии, затем в нынешней вменяемой.

Что еще следует добавить: первые раскопки Баальбека, даже не реставрации, инициировал кайзер Вильгельм II 11 ноября 1897 года. Первые немецкие экспедиции работали с 1898 года. Никаких ученых до этого, тем более реставраторов не было в Баальбеке. Книга об этих первых раскопках немецкого археолога Теодора Виганта Baalbek; Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen in den Jahren 1898 bis 1905, кому интересно.

*

Для чего мы подробно смотрели эту колонну и возню с ней? Для того, чтобы на этом ярчайшем примере в очередной раз убедиться, что памятники истории сразу делались как памятники. По собственным проектам, с заложенными в них "признаками древности" и эффектными "руинными деталями". Они никогда не были функциональными сооружениями, а задумывались, вбрасывались в литературу и исполнялись в натуре уже как памятники. И разумеется, для того, чтобы риторически спросить: чьих рук дело эти манипуляции с колонной за десятилетия до первых ученых археологов, реставраторов, системных научных описаний, ставших частью академической истории, если не создателей истории, доводящих памятник до ума?

Ума и здоровья.

*

Другие материалы по созданию истории

Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пока у нас тут все горит, Бразилия взяла да и признала независимость "Палестинского государства", притом в границах 67-го (т.е. 49-го года).  Сейчас пойдет лавина подобных признаний, думаю ...
Солнечная акварель Стива Хэнкса Утро, солнце, энергия нового дня...лёгкий ветер в волосах - радость... Дождь - спокойствие, наслаждение свежестью и шумом воды... Солёный запах моря...закат - счастье... Просто ...
Наверное, многим нынешние события во Франции напомнили про 1968 год. Конечно, французская традиция устроения бунтов в столице имеет гораздо более древнюю традицию, однако понятно, что они гораздо менее задукоментированы. (Особенно визуально.) Ну, и разумеется, 1968 год – это, все-таки, ...
Пишут, что где-то в Московской области. ...
На очереди, так понимаю, извинения перед ОУН-УПА, гитлеровской Германией, Наполеоном, ну и кого мы там нагнули еще, список немалый. ИГИЛ не забыть, вон их как в Сирии обидели. Что бы и кто бы ни говорил - перестала она для меня быть "народной актрисой". Нельзя быть "народной" и оплевы ...