Пропаганда или исповедь?

топ 100 блогов Сообщество «Клуб интеллектуалов»11.11.2014

(Эта статья - большая по объёму! Если нет желания или времени - не надо читать. Тем более - не надо комментировать, не читая)

--------------------------


Пропаганда - это язык, которым любая власть разговаривает с народом и с остальным миром, объясняя свои цели и задачи. Иногда с помощью пропаганды власть призывает к чему-то. Иногда - просит о чём-то. Иногда - сообщает о чём-то. Проще говоря, пропаганда - это - обратная связь, реакция руководства государства на события внутри и вовне.
 Понятно, что обращаясь к народу, власть стремится быть как можно более понятной большинству населения, поэтому искусство пропаганды - в том, как сделать такое обращение универсальным, всеохватным, как можно более простым по форме и ёмким по содержанию. И отсюда можно сделать логичный вывод:  если на пропагандистский материал откликнулось большинство населения, то материал выполнл задачу, а если меньшинство, то - нет.

В чём-то приёмы пропаганды похожи на приёмы составителей коммерческой рекламы.
Неумные люди думают, что реклама - это какая-то ерунда, кое-как и неизвестно зачем наспех сляпанная пропагандистская дребедень с целью сбыть негодный продукт. Это полное зaблуждение! Крупные фирмы тратят миллионы долларов или евро на рекламу своих товаров, закaзывая её профессиональным рекламным агентствам, работники в которых -  выдающиеся специалисты в социальной и коммерческой психологии, товароведении, экономике и многих других отраслях.

Потому рекламные ходы, лозунги (их теперь и у нас называют модным словом "слоган") накрепко приклеиваются в потребительском сознании к определённому типу товара или услуги,  ВНЕ ВСЯКОЙ ЗАВИСИМОСТИ от индивидуальных особенностей конкретного потребителя.
"Enjoy Coca - Cola!" - "Наслаждайся "Кока - колой!"
И вы идёте наслаждаться! Попробовали - не понравился сильно газированный и очень сладкий ядовитый тёмно-коричневый сироп. Плюнули, сказали себе: "Тьфу, дрянь какая!"
А реклама опять: ""Enjoy Coca - Cola!". И опять! И опять!
Вот вы и подумаете: "А может я чего-то не понял, Может, не распробовал? Весь мир же её давным-давно пьёт и наслаждается! Не дураки же они!"
И ещё раз купите. Или два раза.
Не важно - кто вы! Мальчишка-подросток, падкий на всё новое "забугорное", или взрослый человек, образованный или нет, городской или сельский житель и т.д. ВСЕ (!!!) должны наслаждаться Kока-Kолой! Все должны носить кроссовки "Найки", все должны ездить на Тойоте и т.д.!
Потом можете не покупать это гадкое пойло. Но свои 3-4-5 (30-40-50) долларов в копилку компании вы уже внесли, благодаря её рекламе! Задача выполнена!
В этом - фокус хорошей профессиональной рекламы.

С пропагандой - похожая история! Только занимаются ею не коммерческие агентства, а специальные государственные учреждения. Их принципы в подготовке пропагандистских материалов мало отличаются по сути от выше приведённых. Они тоже выдают результат, цель которого - предельно простой и доходчивый информационный продукт, охватывающий максимально большое число умов, т.е. универсальная безадресность - задача умной пропаганды так же, как и толковой коммерческой рекламы.

Ветераны хорошо помнят популярные пропагандистские лозунги Советского времени. Вот некоторые из них:
1. "Летайте самолётами Аэрофлота!"
2. "Храните деньги в сберегательной кассе!"
3. "Народ и партия едины!"

Эти призывы на крышах и фасадах домов в виде монументальных капитально выполненных надписей или в  виде световой рекламы были тогда на каждом шагу и не раз служили объектом многочисленных шуток! Но при этом, как ни странно, они сыграли вою роль! Они работали!
Призыв летать Аэрофлотом был взят не на пустом месте! В те годы, когда наша авиационная промышленость бурно развивалась, и парк гражданской авиации был на 100% укомплектован отечественной техникой, в сознании населения существовали два момента, тормозящих использование самолёта, как массового средства передвижения.
Первое - его относительная дороговизна по сравнению с поездом. Разница была малосущественна, но онa всё же была, и лишние 10 - 15 рублей в то время играли свою роль.
Вторая причина состояла в том, что тогда (как, впрочем, и сейчас!) многие просто боялись летать!
А государство стремилось развивать коммерческую авиацию. Нуждалось в финансовой поддержке населением этого относительно нового вида отечественного транспорта.
И повсеместная весёлая и беззаботная реклама помогала, как могла, снять оба эти инстинктивныe возражения. Люди видели призывы, потихоньку привыкали к ним. И садились в самолёты.

Хранить деньги в Сберкассе тоже не было пустыми словами! Государство нуждалось в средствах населения, или, как говорят сегодня - в инвестициях! И таким образом медленно приучало народ к тому же, к чему давно привыкли люди на Западе - хранить деньги в банке, а не под подушкой. Это и безопаснее, и выгоднее всем.
Чрезвычайная распространённость сберкасс, их полная доступность в сочетании с настойчивой рекламой сделали своё дело: к концу существования СССР объём вкладов превышал несколько десятков миллиардов рублей - огромная сумма по тем временам.

С лозунгом "Народ и партия едины" - самая интересная история. Тогда все, включая меня самого, относились к нему, как к бессмысленному формализму и не обращали на него внимания, считая это само собой разумеющимся в государстве, где другой партии, кроме КПСС, не было и быть не могло.
Теперь того государства нет. Есть другое. И есть разные партии.
Спросите себя, какой лозунг вам ближе:

"Народ и партия (КПСС) едины!" советских времён или "Народ и "Единая Россия" - едины!"  или "Народ и ЛДПР едины!" из сегодняшнего дня.
Ответ, думаю, понятен.

 

----------------------------

Этому ролику не то два, не то три дня. Кто-то его, наверное, уже смотрел. А кто-то - нет. Но поскольку разговор у нас пойдёт именно об этом ролике и о мыслях, в нём заключённых, то прошу всех, прежде, чем читать дальше, внимательно (!) этот ролик посмотреть. Даже в том случае, если вы его уже видели.
Небольшой фрагмент с Н.Михалковым и кадрами из его очередного нетленного шедевра можно опустить, как ненужный.



А теперь вернёмся к нашему ролику.
Мы говорили об универсальной безадресности хорошeй рекламы  или правильно организованной пропаганды! О её всеохватности!
Кому  адресован этот видеоматериал? Всем? Но наше общество сегодня непримиримо расколото по нескольким магистральным направлениям: и по возрасту, и по имущественному положению, и по религиозным предпочтениям, и по национальной принадлежности, и по политическим симпатиям, и по образовательному уровню. Мы больше не едины, как раньше.

Тогда к кому обращается Константин Сёмин, а ещё вернее - не он, а совсем другой, всем известный человек, чьими устами и от  лица которого говорит журналист на экране?
 К коммунистам? Но во-первых, коммунисты видят откровенное передёргивание в видеоряде и в закадровых комментариях, очевидную нелогичность в аргументации!

Ведь царя Николая Второго свегли в Феврале 1917 года не по недоразумению и не в результате происков коварной олигархии, руководимой Родзянко или Пуришкевичем, а в результате фатальных ошибок самого царя. Властитель-самодержец, умудрившийся всего за 23 года своего правления проиграть войну, потерять территории, вызвать крестьянские бунты, расстрелять демонстрации недовольных, впустить в собственную спальню проходимца и мошенника и доверить ему не только свою собственную честь, но и управление государством, и в довершение всего - ввергнуть страну в бессмысленную и кровавую мировую войну, был обречён потерять власть! И потерял её!

Царя свергли не олигархи- заговорщики, которых, кстати говоря, в сегодняшней власти куда больше, чем в той, царской!
В событиях Февраля 17-го принимал участие весь народ, все партии и все слои населения того времени. Но ролик "Константина Сёмина" молчит об этом.

К тому же коммунисты никогда не воткнут нож в спину стране и не подставят ей ногу. Это противоречит коммунистическому сознанию. Призывать коммунистов не "раскaчивать лодку" бессмысленен. Пока в обществе нет массового запроса на новую революцию, сегодняшние коммунисты не сделают и шага к  изменению строя.

Тогда, может быть, ролик обращён к либеральной обществености?
Но она ненавидит режим вне зависимости от ролика и шизофреничным умом мечтает и будет мечтать о смене власти, хотя ничего не может сделать для этого по причине собственной ничтожности, о которой знает власть! Либералы не опасны!
Образованные люди во многом соглашаются с позицией коммунистов, изложеной выше. Необразованные и просто глупые люди не способны на организованный протест. Только на маргинальный бунт, справиться с которым для власти не представляет труда

Может  быть, ролик обращается к националистам?
Но националистическая идея, и без того не очень популярная на российских просторах и традиционно чуждая российскому менталитету, сегодня окзалась сильно скомпрометированной украинскими событиями и участием определённой доли самих русских националистов в войне на Юго-Востоке на стороне киевского режима.
Так зачем народу, который искренне возмущается украинскими бандеровцами, поддерживать собственных отморозков, ничем, по сути, от  них не отличающихся?
Нет, националисты сегодня не опасны власти.
Но тогда кто же ей опасен? К кому обращается "Констанин Сёмин", который, в отличие от царя Николая Второго, имеет рейтинг не ноль, как тот в феврале 17-го, а более 80% сегодня, в 2014?

Кто угрожает сегодня российской власти?
Запад? Но ему плевать на нашу пропаганду! Он будет продолжать то, что начал недавно на Украине и не остановится ни на секунду, не смотря ни на какие ролики, смешно даже на секунду усомниться  в этом!

Тогда кто же?

Каждый может сделать для себя тот вывод, который ему ближе. А мне кажется, что этот материал власти обращён к.... ней самой!
На мой взгляд, здесь, как нигде, ясно отразился страх руководства страны перед масштабом колоссальных ошибок, совершённых в последние два с лишним десятилетия.
Перед необходимостью осознания этих ошибок и немыслимым объёмом работ по их устранению.
Это страх плохого инженера, долгими месяцами трудившегося над усовершенствованием машины, созданной его предшественниками и вдруг увидевшего, что он её непоправимо испортил, что эта "улучшенная" машина может угробить самого инженера, и что теперь надо не продолжать "улучшать", а начинать проект с самого начала. Причём - срочно! Пока не поздно!

И для этого недостаточно волны патриотизма на волне Крымских или Донбасских событий. Нужно что-то другое, более надёжное, чем минутный патриотизм.
Да, Крым - наш.
А страна?

Оказывается, нельзя в течение многих лет безнаказанно растлевать молодёжь, подсовывая ей ту самую Кока -Колу вместо ВУЗовских аудиторий.
Нельзя планомерно вытравливать из сознания такие нравственно-профессиональные ориентиры, как рабочий, инженер, врач, учитель или скрипач, подменяя их
брокерами, манагерами, трейдерами, хакерами и ритейлерами.

Нельзя потом внушать этим ритейлерам, что можно говорить про кофе в среднем роде, а йОгурт назвать йогУртом, нельзя вести общенациональные дискуссии о легализации проституции или лёгких наркотиков, нельзя снимать бесконечные стрелялки, пошлые мыльные сериалы и сочинять исторические небылицы, в зародыше убивающие в неокрепших подростковых мозгах понятия гордости и уважения к своей стране.
Нельзя красть самим и разрешать это делать другим, называя воровство бизнесом, а предательство - либерализмом.

Нельзя бесконечно торговать сырьём, достижениями прошлого, собственной историей и культурой, созданных не вами, "Констнтин"! Надо создавать собственные! Новые!
Фабрики и заводы, а не "консалтинговые агентства" и не "аналитические центры", Дворцы культуры и ВУЗы, а не бизнес-центры или торгово-развлекательные комплексы!
А для этого не достаточны брокеры и клининг-менеджеры! Для этого нужны совсем другие люди!
Этого всего нельзя делать потому что спасти страну в трудный час способны только рабочие и инеженеры, а не трейдеры или брокеры.
Те люди, которые говорят кофе в мужском роде, как ни странно это может показаться.

Нельзя бесконечно, в угоду пошлому популизму бесконечно переименовывать, переосмысливать, переписывать и переоценивать. Даже если очень хочется!
Потому что тогда неизбежно переоценят, переосмыслят и перепишут вас!
И понимая это, вы отчаянно крикните: "Не надо! Не раскачивайте лодку! Надо спасать страну!"

Так к кому же обращается "Константин Сёмин" в этом видеоролике?
Какую именно страну надо спасать, "Константин"?
От кого её спасать? И самое главное - чья она сегодня, эта наша Россия?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В США сейчас лучшая экономика среди развитых стран. У США абсолютно лучшие дальние перспективе — на ближайшие 50 лет. А на сладкое ещё и президент Трамп — Человек Года — перед которым Путин лебезит и заискивает, "доброго дядю глазами выев, не переставая кланяться". Завидую — завидую ...
В нашем уютном бложике уже складывается своебразный клую поклонников отличной испанской обуви Panama Jack. Не побоюсь показаться нескромным, но, думаю, что именно с нашего блога эта испанская марка стала набирать популярность в России. Сегодня о своей покупке полуботинок в английском он-л ...
В пятницу после работы ужинали с друзьями, обсуждали планы на выходные и садовые работы- у нас дача, у них -дом. Пришли к выводу, что работ на так много. Ну да, ну да. На даче хорошо. Одуряюще пахнет яблоками, в пруду поселилась лягуха, на мангале поспели рыба и баклажаны. И мы не ...
Мои последние статьи были посвящены подробному описанию участия оккультных фашистов (Дугин, Джемаль ) в большой игре вокруг антифашистской борьбы Донбасса. Но есть ещё несколько, как мне кажется, важных штрихов, которыми стоит дополнить картину. Штрихи эти – символическое наполнение ...
Знакомо? Думаю всем знакомо. Особенно лень любит нападать осенью, когда погода не очень располагает к активности. Хочется лечь и лежать в углу как мешок картошки. Или это осенняя хандра этому способствует? Хотя, если вспомнить, в студенческую пору, в любое время года - если надо что то ...