Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.

топ 100 блогов stasya308.11.2015

Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в. (А. Зарецкая, Р.Романов)
Статья опубликована в журнале "Обсерватория культуры" № 5 от 2012 г.

Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.

Богородский уезд, сформированный в конце XVIII – начале XIX в., занимал обширную территорию в Московской губернии. Близкое расположение к Москве и важнейшей магистрали, Владимирскому тракту, благоприятно способствовало развитию различных промыслов, а затем и промышленности. Практически в каждом селении было своё кустарное производство, расширение которого привело к учреждению фабрик. В большинстве случаев до наших дней сохранились фабричные постройки середины XIX – начала XX в. и преимущественно это были текстильные фабрики. Связано это было с тем, что Богородский уезд славился, прежде всего, своим текстильным производством. А в советские годы, когда лёгкой промышленности стало уделяться всё меньше и меньше внимания, практически не осуществлялось строительства новых фабрик. Как отмечает в своей статье Г.Н. Черкасов1, пренебрежительное отношение властей к текстилю только положительно отразилось на сохранении промышленной архитектуры.

Конечно, история промышленного строительства на территории Богородского уезда не ограничивается серединой XIX – началом XX века. Самые первые фабрики появились задолго до создания уезда, уже в конце XVII в., и они были не только текстильными. Например, стекольный завод в с. Ямкино, в своё время известен был высокохудожественными изделиями, некоторые из которых теперь хранятся в ведущих музеях страны. Три пороховых завода Елизара Избранта на р.Воре близ села Савинского, Ф.Аникеева на реке Клязьме в Рогожском стане близ с. Успенского и голландца Андрея Стельса в Обуховской слободе были запущены в конце XVII в. и в первом десятилетии XVIII в. Лосиная мануфактура, возникшая в петровскую эпоху, специализировалась на производстве кожаного обмундирования и амуниции. Многие богатые землевладельцы держали у себя фабрики, выпускающие даже фарфор. Например, фабрика Всеволожского в с. Елизаветине, Сафронова в д. Короткой, Новых в д. Кузяевой, Гулиных в д. Фрязине, Никиты Храпунова в д. Кузяевой. Все перечисленные выше фабрики и их изделия являются предметом исследования учёных2 и представляют большой интерес, как для антикваров, так и для музеев.

Зарождение текстильных фабрик в Богородском уезде и, следовательно, строительство промышленных зданий для них происходило ещё в XVIII столетии. Например, в 1745 г. в Купавне появилась шелкоткацкая фабрика Данилы Земского, к концу столетия перешедшая во владение Юсуповых. Как отмечает в своей статье Николай Никитин, сохранился до наших дней план Купавинской фабрики, составленный архитектором Родионом Казаковым3.

В 1721 г. во Фряново была переведена Часть производства Штофных и прочих шёлковых, принадлежавшая И.Ф. Шериману. В середине восемнадцатого столетия она была приобретена Лазаревыми. На этой фабрике изготавливали дорогой шёлк, в т.ч. и жаккардовую ткань, для которой в 1822 г. была установлена специальная машина4. Продукция фабрики пользовалась большим спросом, в том числе и при дворе5.

На примере этих фабрик можно рассмотреть историю развития текстильной промышленности от производства шёлка до изготовления новых видов нитей, пряжи и тканей, завоёвывающих всё большую популярность на рынке тех лет. Когда в 1818 г. на купавинской шелкоткацкой фабрике Юсуповы решили перевести часть производства на сукноделие, то установили там 12-сильную паровую машину. Чуть позже хозяевами фабрики стали купцы Бабкины. «Как специалисты, Бабкины понимали необходимость проведения реконструкции: в первую очередь, замены старого оборудования новым, импортным. Братья не поскупились и вложили в модернизацию производства в первые 10 лет более миллиона рублей ассигнациями: отремонтировали фабричные постройки и сумели наладить производство высококачественного тонкого сукна, которое в дальнейшем принесло славу и известность Купавинской фабрике. В 1842 году купцы Бабкины добились прекращения нерентабельного производства шёлковых изделий.»6. Наращивание суконного производство требовало большего числа паровых механизмов. К 1843 году кроме юсуповского парового двигателя в 12 л.с. здесь действовало еще два паровых привода в 8 и 35 лошадиных сил7.
Во Фряново наблюдалась похожая картина. С 1820-х гг. фабрика переходила от одного владельца к другому. Тогда же производство частично было переведено на сукноделие. А в 1857 г. фабрика перешла к Залогиным, отказавшимися от производства шёлка и полностью перешедшими на камвольно-прядильное производство8.

Можно сказать, что производство сукна в Богородском уезде набирало темпы к 1830-м гг. Именно в это время зарождается и другая известная суконная фабрика, расположенная близ сельца Городищи. Здесь на реке Клязьме И.В. Четверяков приобрёл сукновальную мельницу. Устройство фабрики началось с того, что для прядильного, сукновального и промывного отделений был выстроен деревянный 2-этажный корпус с 2-мя кожухами для деревянных мельничных колёс, контора с каменным подвальным этажом; каменный 4-этажный корпус, где внизу находился пресс, а в остальных трёх этажах – ручные ткацкие станы; деревянный одноэтажный чистильный корпус во дворе фабрики. После Крымской войны был построен главный каменный 4-этажный корпус, к нему была поставлена паровая машина в 30 сил, что явилось выдающимся событием в жизни фабрики. Новый корпус строился таким образом, что возводились каменные стены, а внутри оставался работающий деревянный корпус. В 1870-е гг. были установлены турбины. На рубеже XIXXX вв. была исправлена и заменена бетонной вся деревянная набережная при главном корпусе и плотине, установлена новая турбина Фойта в 150 сил. После 1905 г. на фабрике был поставлен дизель, сельфакторы Гартмона, заново оборудован стригальный корпус. Из масштабного проекта по модернизации фабрики к 1919 г. было реализовано только следующее: был установлен новый ткацкий корпус, построено ремесленное училище, баня и два квартирных дома9. События Октябрьской революции прервали все грандиозные проекты владельцев фабрики. В своей книге «Невозвратное прошлое» С.И. Четвериков с горечью пишет: «Декретом 28 июня 1918 г. Городищенская фабрика была национализирована, т.е. признана государственной собственностью, и наложено запрещение на мои денежные средства, которые в своё время я счёл обязанным оставить в деле, дабы не ослаблять его. Таким образом, материальная связь между мной и Городищенской фабрикой ныне прервана. Но никакие декреты не могут вычеркнуть моего имени из жизни и истории Городищенской фабрики, равно как не может быть вычеркнута Городищенская фабрика из моей жизни, все лучшие силы которой ушли на её создание. Москва, декабрь. 1918 г.»10

Расцвет текстильной промышленности Богородского уезда приходится к середине XIX – начале XX столетия, именно в этот период масштабно развивается текстильное производство всемирно известных купцов Морозовых. Как и в предыдущих случаях, история производства Морозовых началась с шелкоткачества. В 1797 г. в селе Зуеве С.В. Морозов открыл свою мастерскую по производству шёлковых лент, нанки и плиса11. А в 1837 г. в Никольском близ Орехово Морозов отстраивает каменные трехэтажные суконно-прядильную и ткацкую фабрики12. Десять лет спустя с помощью новаторских идей Л. Кнопа13 Савва Васильевич построил самую крупную в России бумагопрядильную и ткацкую фабрики14. Главными специалистами на ней работали англичане. Вскоре от С. В. Морозова пошли 4 промышленные ветви рода: тверские Морозовы — Абрамовичи, богородские Морозовы—Захаровичи, ореховские Тимофеевичи и Викуловичи. В 1860 г. 90-летний С. В. Морозов преобразовал свою единоличную фирму в Торговый дом "Савва Морозов с сыновьями" на паях15.

Никольская мануфактура Морозовых стала первой русской хлопчатобумажной фабрикой16. В момент создания фабрики в России повсеместно шёл процесс промышленной революции, начавшийся задолго до этого в странах Западной Европы и в Англии, в частности. Именно английское текстильное производство стало образцом для подражания русских промышленников XIX столетия. Как правило, руководящий состав служащих состоял из англичан. Более того, фабриканты отправляли своих отпрысков на обучение в английские города.

Архитектура фабрик к этому времени заметно меняет свой облик. Под «фабрикой» стало подразумеваться не только одно-два строения, но целый комплекс сооружений, включавший в себя как производственные постройки, так и здания социального значения: жилые постройки для служащих, казармы для рабочих, конторы, баню и больницу. Таким образом, формировался новый тип застройки, комплексный, впоследствии всё более и более развиваясь в своих масштабах, дал начало целым посёлкам и даже городам17.

Как отмечает Е.И. Кириченко в своей статье «Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (К вопросу о двух фазах развития эклектики)»18, архитектура фабрик по типологии не попадает в художественную стилевую архитектуру. С этой точки зрения, возникают особые трудности в осмыслении архитектурных особенностей фабричных строений. Тем не менее, общие процессы в истории архитектуры того времени не могли не отразиться на архитектуре промышленных строений. В 40-50-е гг. XIX в. происходил новый виток в истории архитектурных стилей. Их главным лейтмотивом стала «тенденция к разрушению сословных барьеров» и рост самосознания личности19. В какой-то степени именно эта идея отразилась и на строительстве фабрик и заводов. Более того, именно стиль эклектика стал в своём роде зеркалом социальных изменений того времени. Купцы, в недалёком прошлом крепостные крестьяне, теперь выходят на передовые позиции истории, и именно они в большей степени становятся законодателями вкусов общества.

Вместе с Никольской мануфактурой в том же 1847 году была основана Глуховская мануфактура, принадлежавшая Захару Саввичу Морозову. Как и предыдущая фабрика, Глуховская представляла собой целый комплекс сооружений. Передовые европейские технологии текстильного производства активно внедрялись и здесь во многом благодаря деятельности Л. Кнопа, исполнявшего в то время роль посредника между заграничными фирмами и русскими промышленниками. Так, при непосредственном участии Кнопа было возведено и оснащено машинами иностранного производства и трехэтажное здание бумагопрядильной фабрики. Параллельно были выстроены два корпуса ручного ткачества, где в последствии осваивались технологии изготовления новых видов тканей, востребованных в Европе.

Помимо традиционной для предприятий Московской губернии хлопчатобумажной продукции на мануфактуре стали вырабатывать ворсовый товар – бархат (на производство которого была получена привилегия) и плис. Для обработки последнего возвели специальный плисорезный корпус.

После смерти Захара Саввича, при его сыновьях Глуховская мануфактура еще больше укрепилась и разрослась: существовавшие прядильная и ткацкая фабрики были расширены, а в селе Зуеве в 1870 году выстроили новые красильные и набивные корпуса предприятия. Недалеко от Орехово-Зуева, в селе Кузнецы, в 1876 году Иван Захарович при помощи своих сыновей Давида и Арсения заложил плисорезную и ткацкую фабрики, переведенные позднее, в 1890-х годах, в Глухово.

К концу XIX века Компания Богородско-Глуховской мануфактуры стала одним из крупнейших в России производителем текстильной продукции, качество которой на равных конкурировало с Европейскими аналогами. В 1884 г. на ее фабриках насчитывалось 80 тысяч веретен и 1900 ткацких станков, 7 паровых машин, 28 паровых котлов, а в1890 году – уже 100 тысяч прядильных веретен и 2100 механических ткацких станков. На мануфактуре вырабатывали хлопчато-бумажную пряжу №№ 4–60, простые и узорные бумажные и полушерстяные ткани, плис, бархат, полубархат, набивали ситец.

Технология отбеливания тканей была доведена до состояния, когда запах хлора в помещениях практически отсутствовал. Большая часть отходов «перетрепывалась» в концевых машинах и шла в производство. Некоторые корпуса предприятия - с большим пылевыделением производства - были оборудованы принудительной вентиляцией. При мануфактуре имелась мукомольная мельница, которая приводилась в действие турбиной. Многие фабричные помещения уже в 1880-х годах имели электрическое освещение и отапливались отработанным паром.

К концу первого десятилетия XX в. относится строительство целого ряда крупных и более совершенных в техническом и архитектурно-художественном отношениях построек Компании Богородско-Глуховской мануфактуры. Появились новые дома для рабочих, училище, родильный приют, электростанция, ремонтно-механический завод и ново-ткацкая фабрика.

Апофеозом истории промышленной архитектуры на территории Богородского уезда можно считать строительство Ново-ткацкой фабрики в 1908 году под руководством гражданского инженера А.В. Кузнецова в Глухове20. Если ранее фабрики строились многоэтажными с боковым освещением, не обеспечивающим необходимого количества и качества освещенности, в новом корпусе мануфактуры были созданы новые возможности организации технологического процесса и размещения оборудования.

Интересно отметить, фабрика считалась по тем временам передовой не только с точки зрения инженерной мысли, но и с точки зрения социальных потребностей. В преддверии строительства фабрики прошёл 1905 г., известный в истории, как время волнения рабочих, требовавших улучшения быта и условий труда. В том же году выходит в печать статья гражданского инженера Г.В. Барановского, который, обращаясь к своим коллегам, пишет: «…Оставаться безучастным зрителем происходящего нельзя, и каждый должен исполнять обязанности гражданина по мере своих специальных знаний, в отведенной ему судьбою сфере деятельности... Стремитесь к улучшению жилищ рабочих, дайте мастерским свету и воздуха в должной мере, удаляйте из них вредные газы, пыль, копоть и смрад... Сооружайте столовые, ясли, детские сады, школы при заводах, бани, прачечные, сушилки для платья и белья, заводские больницы, санатории "для болезненных рабочих... ограждайте рабочих во время труда от всяких случайностей, опасных для здоровья и жизни их"21.

Архитектор и учёный А.В. Кузнецов на практике реализовал поставленные перед собой социальные задачи. Новоткацкая фабрика – широкое одноэтажное здание с несущими конструкциями и кровлей из монолитного железобетона (инженер А.Ф.   Лолейт) и уникальными световыми стеклянными фонарями, обеспечивающими равномерное естественное освещение, благоприятное для осуществления процессов текстильного производства. Потолки, прорезанные фонарями верхнего света двух видов - горизонтальными ленточными и конусообразными – создавали ощущение неограниченного воздушного пространства. Были предусмотрены средства защиты от попадания прямых солнечных лучей на рабочее место. Вследствие устройства этих новинок – условия труда рабочих улучшались.

Применение безбалочных перекрытий значительно уменьшило количество выступающих строительных конструкций, на которых оседала хлопковая пыль. Внутри световых фонарей, между наружными и внутренними слоями остекления, были устроены тележки для чистки и мытья окон. Помещения легко проветривались и убирались. Была применена новая система принудительной вентиляции. Приточный воздух подавался из подвальных каналов вверх, а потом загрязненный воздух забирался вниз в подвальное пространство. Мощная приточно-вытяжная вентиляционная система с увлажнением и обеспыливанием воздуха очень походила на современные системы кондиционирования. В результате ее применения потолки и световые фонари здания были освобождены от вентиляционных коробов, что обеспечило надлежащее восприятие просторного, наполненного воздухом и светом интерьера производственного здания.

Качество строительства Ново-ткацкой фабрики было столь высоким, что первый капитальный ремонт наиболее уязвимых ее частей - конструкций кровли - был осуществлен только через 60 лет, в 1967 году. И только лишь период запустения, начавшийся в цехах в 1990-е годы, привел к утрате большей части уникальных световых фонарей, изобретенных инженером А.В. Кузнецовым.

Таким образом, на примере нескольких и далеко не всех фабрик, существовавших на территории Богородского уезда, мы попытались рассмотреть историю промышленной архитектуры середины XIX – начала XX столетия. В последнее время тема эта становится всё более популярной, и будем надеяться, она и в дальнейшем станет развиваться.

1 Статья Г.Н. Черкасова «Архитектура Морозовских фабрик и селений» на сайте http://www.bogorodsk-noginsk.ru

2 Например, одно из старейших исследований по этой теме: Тройницкий С.Н. Русский фарфор. Государственный Эрмитаж. Прикладное искусство. Л. Изд-во Комитета популяризации художественных изданий при российской академии истории материальной культуры. 1928г.

3 "Век седьмой", альманах . Старая Купавна, 2003г. Статья также опубликована в Интернете: http://www.kupavna.su/publ/zhilye_doma_staroj_kupavny_konec_xviii_nachalo_xx_veka_nikolaj_nikitin/6-1-0-254

4 Информация о фряновской фабрике более подробно изложена в Интернете (автор статьи и комментариев к ней А.Ю. Послыхалин): http://pechexod.livejournal.com/7345.html#comments

5 Известно, что в отделке дворцовых интерьеров и мебели использовались шелка Фряновской фабрики. Например, отделка "Предхорной" комнаты Екатерининского дворца в Царском Селе (г. Пушкин). Причём, качество было настолько высоко, что владелец фабрики, Лазарь Назарович Лазарев был удостоен дворянского титула в 1774 г. См.: http://family-lazarev.livejournal.com/

6 Людмила Матвеева. Фабрика братьев Бабкиных. Статья опубликована в Интернете: http://my-old-kupavna.ucoz.ru/publ/staraja_kupavna/istoriya_staroy_kupavni/fabrika_bratev_babkinykh_ljudmila_matveeva/9-1-0-375

7 См. статью «Первые паровые двигатели и локомобили в Богородском уезде» в Интеренете: http://pechehod.livejournal.com

8 В 1859 году фабрикой вырабатывалось 9500 пудов пряжи. Товарищество Фряновской шерстопрядильной мануфактуры было одним из крупнейших промышленных шерстопрядильных предприятий, послужив основой для советской "Камвольно-прядильной фабрики" (с 1918 года). См. статью А.Ю. Послыхалина: http://pechexod.livejournal.com/7345.html#comments

9 Из книги: С.И. Четвериков. Невозвратное прошлое. М., 2001.

10 Там же. С. 24.

11 См. статью В. С. Лизунова «Орехово-Зуево – историческая родина Морозовых» на сайте: http://www.bogorodsk-noginsk.ru

12 Там же.

13 «Фирма «Л.И. Кноп», имя которой теснейшим образом связано с историей текстильного производства в России, основана выходцем из Германии Людвигом (Львом) Кнопом в середине XIX века.
Фирма занималась поставкой оборудования и модернизацией текстильных фабрик и во времена промышленного подъема последних десятилетий XIX века модернизировала и переоборудовала почти всю текстильную промышленность московского района, вполне оправдывая поговорку: «Где церковь, там и поп, а где фабрика — там Кноп». Обрусев, став русским подданным, Л.И. Кноп получил за свою коммерческую деятельность титул барона». Цитата из кн. «Москва на старинных открытках», Москва, изд-во «Скорпион», 1992 г. Более подробную информацию см.: www.mosday.ru

14 В настоящее время это здание относится к Бумагопрядильной фабрике № 1 Ореховского ХБК

15 В.С. Лизунов. Там же.

16 См. статью на сайте: http://www.ruop.ru/oleg-platonov-bogatyri-rossijskoj-promyshlennosti.html/2

17 Такое же комплексное строительство мы наблюдали и на примере Городищенской фабрики.

18 Из кн.: Архитектурное наследство. Вып. 36. Русская архитектура / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф. Гуляницкого.- М.: Стройиздат, 1988

19 Там же.

20 Описание строения зд. и далее по кн.: Подъяпольская Е.Н., Смирнов Г.К. , Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. 2010. См. также кн.: М. Нащокина. Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты. М., 2000.

21 Цит. из статьи Г.Н. Черкасова «Архитектура Морозовских фабрик и селений» на сайте http://www.bogorodsk-noginsk.ru

фото: Зарецкая А.

Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.
Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.
Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.
Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.
Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.
Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.
Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.
Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.
Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.
Промышленная архитектура Богородского уезда Московской губернии середины XIX – начала XX в.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера опять заставил себя посмотреть дебаты у Шапиро-Соловьева. Ну, на всё у меня терпения не хватило, но кое-что посмотрел и решил поделиться выводами (ничего принципиально нового, однако, по опыту, повторять надо регулярно). Выступление Бабурина, признаться, пропустил - поздно приехал ...
Немного географии. Наиболее высокий уровень доходов в декабре 2009 года зафиксирован в Киеве, где среднемесячная зарплата составила 3684 грн, в Донецкой области - 2436 грн, Севастополе - 2328 грн, Киевской - 2322 грн и Одесской - 2317 грн областях. Самый низкий ...
Завершая тему о якобы избиении якобы беременной якобы девушки на якобы митинге: http://kreml.tv/2012/05/06/billion/?start=298:50 При всем богатстве выбора другой альтернативы нет. Мужык. Впрочем, хотя, может, конечно - и беременный... Господи, ну что же они такие ...
Сестра ссылочку дала - текст зародился где-то ВКонтакте и теперь гуляет среди ценителей поэзии. Они плачут. Возможно, вы тоже будете. зачем ты плачишь? зачем винишь себя? ты что совсем не понимаешь? что отдала ему себя. конечно горестно.что он не та ...
Вот интересно, есть какая-нибудь таблетка, чтобы, когда посторонний мужик лезет знакомиться, говорить ему хотя бы "здрасьте", а не только "вы мудак"? А когда знакомый мужик звонит, что, мол, соскучился - чтобы не говорить "э-э...", а заливаться, к ...