Пролетарский культпросвет — paradox of plenty.
new_rabochy — 06.07.2023Читаю книги наставлений и прогнозов Джорджа Фридмана, довольно интересно. В них постоянно фигурирует термин resource curse, ресурсное проклятие. Просто оставлю здесь тезисы этого понятия.
Нефтяная игла может стать проклятием страны, нежели преимуществом. Ярким примером являются страны ОПЕК. В период 1965—1998 гг. прирост ВНП на душу населения там снизился в среднем до 1,3 %, тогда как в остальных развивающихся странах он составлял в среднем 2,2 %.
В стандартной ситуации, без ресурсов, правительство облагает налогами граждан в обмен на эффективное и ответственное управление — «общественный договор». В странах, где экономика основана на природных ресурсах, правительство не зависит от налогов своих граждан, т. к. оно имеет гарантированный доход от добычи. В этих условиях общественный договор не нужен, правительство не чувствует себя связанным обязательствами эффективно управлять. А часть общества (элиты, бюджетники, силовики, пенсионеры) может считать демократические институты угрозами своему благосостоянию и намеренно подрывать их формирование. Страны, экономика которых зависит от природных ресурсов, имеют тенденцию быть тоталитарными, коррумпированными и плохо управляемыми.
Увеличение бюджетных доходов, связанное с экспортом ресурсов, влечёт за собой повышение государственных расходов на чиновничество, здравоохранение, оборону и др., что приводит к повышению реального обменного курса и заработной платы. Часто происходит спад в обрабатывающих секторах и как следствие, ещё большая зависимость от природных ресурсов делает экономику чрезвычайно уязвимой из-за падения цен на рынках ископаемых.
Наиболее простым способом удержания власти является перераспределение богатств в пользу определённых секторов, чем проведение сбалансированной, ориентированной на рост экономики, и формирования чётких правил игры.
Даже если власти пытаются диверсифицировать экономику, они сталкиваются с трудностями в связи с тем, что добывающий сектор более рентабелен, нежели любой другой. Как бы руки опускаются.
Обычно заработная плата в добывающей промышленности выше чем в других секторах экономики. Это привлекает в неё наиболее талантливых людей, лишая квалифицированного персонала остальные отрасли. Или неустроенные специалисты покидают страну чтоб применить свои таланты там где они востребованы и хорошо оплачиваются.
ЗЫ. Вы скажете что в Норвегии, Нидерландах, Канаде, США тоже дофига торговли природными ресурсами? Но у них сформировалось демократическое общество задолго до открытия всяких месторождений и они сравнительно легко преодолели возможный paradox of plenty. Россию же можно назвать почти ресурсной страной, исторически мы экспортировали продукцию малого передела или природные ресурсы — меха, воск, лен, пшеницу, древесину, нефть и газ.