
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Изучение опыта военной пропаганды в войнах последних тридцати лет убеждает меня, что лавина пропагандистской информации, касающейся специальной операции российской армии на Украине (массовая кампания началась задолго до 24 февраля), механизмы ее распространения, набор методов создания и обработки новостей, а также охват аудитории беспрецедентны. Ничего подобного не было. Электронные медиа и соцсети набрали невероятную силу и стали могучим инструментом государственной пропаганды по всей планете. Нас, конечно, в первую очередь интересует наша страна.
Как защитить сознание от искажения картины мира? Как сохранить способность к адекватной оценке событий?
Каждая кампания пропаганды воспринимается нами как нечто новое, мы
вникаем в ее доводы, не подозревая, что основные принципы таких
кампаний последние двести лет неизменны. Работы ученых дают тому
убедительные свидетельства. Полагаю чрезвычайно полезным иметь в
голове недолгий список правил, на которых базируется «нарратив
пропаганды». Предлагаем их нашим читателям.
Основные тезисы оправдания берут начало в идеологии национализма,
обожающего рассуждать об исторических правах на территории и
этническом родстве (принцип «земли и почвы»). Они таковы:
Основные тезисы оправдания
Если ваша область была нашей в течение 500 лет, а вашей она стала
только в течение последних 50 лет — вы оккупант.
Если территория была вашей в течение 500 лет и нашей в течение
последних 50 лет, она должна принадлежать нам — границы не должны
быть изменены.
Если область принадлежала нам 500 лет назад, и потом уже больше
никогда не принадлежала, — она должна принадлежать нам как колыбель
нации.
Если там живет большинство нашего народа, то область должна
принадлежать нам, — он должен пользоваться правом на
самоопределение.
Если в какой-то области живет меньшинство наших людей, она должна
принадлежать нам — потому что наше меньшинство должно быть защищено
от угнетения.
Все вышеперечисленные правила применяются только к нам, но никогда
— к вам.
Наша мечта о величии — это историческая необходимость. Ваши мечты о
величии — это фашизм.
Конечно, вы узнали эти доводы, за последние полгода вы сотни раз слышали их от официальных лиц и читали в социальных сетях.
Думаете, это про спецоперацию на Украине? Вовсе нет.
Так они сформулированы на основании изучения опыта пропаганды в ходе конфликтов на Балканах в конце XIX и начале XX веков, а также длительной истории спора Франции и Германии за Эльзас и Лотарингию. В этом виде формулы национализма вошли в изданную в 2001 году книгу Стюарта Кауфмана «Современная ненависть: символическая политика этнической войны». Они базируются на богатейшем опыте Norwegian Refugee Council (Норвежского совета по делам беженцев), в документах которого встречаются неоднократно.
Изучая опыт пропаганды и контрпропаганды стран Антанты и Тройственного союза в Первой мировой войне, лорд Артур Понсонби (1871–1946) написал книгу «Ложь во время войны» (Falsehood in war-time). Он первый так четко и исчерпывающе изложил и проиллюстрировал конкретными примерами уже намного более широкие принципы военной пропаганды. Вдохновленная его трудом, Анна Морелли, бельгийский историк итальянского происхождения, систематизировала их и изложила в современном виде.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
В диссертации «Основные принципы военной пропаганды» (Principes élémentaires de propagande de guerre) Морелли исследовала опыт всех войн и колониальных конфликтов ХХ и нынешнего веков.
Cверьтесь с принципами Морелли. Вы все поймете.
Вот тот знаменитый список:
Это означает, что враги нас ненавидят и хотят напасть первыми.
Даже если первыми напали мы, к этому привели некие шаги противника.
Персонификация образа врага в глазах граждан — важнейшая задача.
То есть мы действуем не из корысти.
Истории про искалеченных детей, концлагеря, уничтожение предметов искусства, поощрение в армии врага насилия над беззащитными доказывают его варварство как следствие врожденных склонностей.
Реальные потери сторон устанавливаются кропотливым трудом историков, журналистов и гражданского общества по окончании конфликта.
Пропаганда не должна вызывать никаких сомнений. Для этого хороши любые меры, вплоть до блокировки соцсетей, запрета телеканалов.
|
</> |