ПРОКЛЯТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ЧАСТЬ 2.
Елена — 18.02.2011 Пока я писала первый и второй пост, ко мне раздраженно обращалисьразные люди, говоря: хватит демагогии, выставляйте ваши предложения.
Что ж! Прекрасная иллюстрация к "самому лучшему советскому образованию"
периода разложения и упадка этого образования. Дескать, ты не мудри, ты
пальцем покажи! Люди, получившие НАСТОЯЩЕЕ и САМОЕ лучшее советское
образование периода его расцвета, знают - прежде, чем что-то предлагать,
нужно дэсконально изучить проблему со всех сторон. Что я и попыталась
сделать. Я уверена, что это необходимо - слишком уж запуталось наше
общественное сознание в этой проблеме.
Поэтому я продолжаю с того места, на котором остановилась в первой части. СТАНДАРТИЗАЦИЯ!
Человеческую цивилизацию погубят СТАНДАРТИЗАЦИЯ и
УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ. Ибо в мире стандартов и универсальных ценностей нет
места чуду, гению, индивидуальности, открытию, прорыву - ничему тому, что оплодотворяет общественное
сознание, что делает нашу жизнь разнообразной, интересной, творческой и осмысленной.
Стандартизация и универсализация родились из желания человека и общества КОНТРОЛИРОВАТЬ общественную жизнь. Не удивительно, что наиболее полное свое развитие (т.е. до полного идиотизма) стандартизация и универсализация получили в советской плановой системе, управляемой с помощью тотального контроля.
Система образования так же попала под этот тотальный контроль, под унификацию и стандартизацию. Задать параметры и контролировать их достижение - вот основная задача партии и правительства. Задача общества - участвовать в реализации, ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПОКАЗАТЕЛИ!
"Партия приказала, комсомол ответил: "Есть!". "Не можешь - научим, не хочешь - заставим!" Вот под этими лозунгами претворялась в жизнь советская реформа образования образца 1954 года.
Стандартный учебный план (без учета индивидуальных особенностей), контроль за учебными показателями легли тяжким грузом на плечи учителей и учеников. Ученики, как это и должно было случиться, не справлялись с планом, а учителя натягивали реальные показатели на ожидаемые (задаваемые партией, правительством и минобром) результаты. Ученики начинали тихо ненавидеть учебу, а учителя начинали тихо ненавидеть учеников. Уважающие себя педагоги, преподаватели стали покидать школу, а в школе обосновались "училки", "церберы" - неутомимые борцы за показатели с индивидуальными особенностями учеников. Медленно читаешь? - дурак! Медленно считаешь - дебил! Плохо понимаешь математику - идиот! Не любишь Пушкина... ну это, знаете ли, переходит уже ВСЕ границы!
Надо сказать, что социалистический идиотизм появился не сразу, его первые контуры обозначились к 60-ым годам, он крепчал по мере "улучшения показателей" и достиг апогея аккурат к концу 70-х годов. Именно с этого времени еще немногим, но стало понятно, что ЭТО - тупик и конец! В том числе и для системы образования, хотя ТОГДА это было еще не очевидно. Сегодня это очевидно всем. Однако, причины и виноватых ищут и находят в разных эпохах и разных ведомствах. Мое мнение я уже изложила - причину надо искать в 1954 году.
Современные критики реформы образования, на мой взгляд, упускают из вида самое главное - система образования не как просвещение, а как СИСТЕМА школ, вузов, учебных планов и методик выполняет прикладную функцию - она обеспечивает социальный заказ. Т.е. прежде чем выяснить, КАКАЯ система нам нужна, нужно выяснить - а что мы, собственно, хотим получить на выходе из этой системы? Какие специалисты нужны стране? Каким мы видим в принципе современного человека?
Скажем, сталинская система образования, обеспечивала нужды индустриального общества и воспитывала СОВЕТСКОГО человека - смелого, умного, бесстрашного! И если 70-е годы историки называют "расцветом социализма", то расцвет образования, советская эпоха Просвещения - это отнюдь не 70-е, а 40-50 годы. Страна ХОТЕЛА учиться! Народ жаждал подвигов и открытий, а советской индустрии нужны были рабочие разного уровня квалификации и высококвалифицированные специалисты высшего звена - конструкторы, технологи, руководители. Нужна была собственная научная база (об этом громогласно провозглашали!), а следовательно ученые с фундаментальным образованием. Потому именно в ЭТО время интересы страны и народа счастливо совпадали.
Под задачи выла выстроена достаточно стройная система образования (в основе своей заимствованная у царской системы образования, кстати) которая давала возможность разным людям согласно их способностям и возможностям становится теми или иными специалистами. Страна имела рабочих (после 7 класса), и высококвалифицированных специалистов, закончивших 10 классов и вуз. Руководители управляли перемещением народных масс с помощью платы за образование и зар.плат. Ценные кадры получали много, малоценные - мало. Система была достаточно сбалансированной.
А дальше... Дальше руководство страны расслабилось. Система была построена, отлажена и нормально функционировала. Никаких сверхчеловеческих подвигов индустриализации уже не нужно было совершать. Наука и производство, укомплектованые кадрами, нормально работали и обеспечивали нужный уровень экономического развития.
Можно было расслабиться и подумать о том, как улучшить жизнь. Когда самое трудное позади, всегда хочется подумать о лучшем (том самом которое враг хорошего). Тем более об этом следовало подумать в свете решений 21 Съезда Партии, на котором сталинская политика была предана анафеме. Нужно было продемонстрировать народу ИЗМЕНЕНИЯ к жизни лучшей, к жизни светлой, что и было сделано немедленно - в 1953 году умер Сталин, а в 1954 году уже пошла реформа.
Было отменено ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (до 1954 года после 7 класса образование было платным), были восстановлены в правах репрессированные и деклассированные (до 1954 года пусть к высшему образованию им был закрыт). На этом и надо бы было остановится... Но нет. "Остапа (Хрущева) понесло..".
ПТУ (тогдашние ФЗУ) были выведены из системы производства и сформированы в отдельное ведомство с собственной материальной базой. Что это означало? То, что отныне подготовка рабочих кадров велась не на производстве (в цехах заводов и фабрик), а на производственном комбинате с этим самым реальным производством никак не связанным. Как результат - в конце 80-ых ребята-ПТУшники учились работать на станках образца 50-ых годов. Разделение обучения и производства привело к падению профессионального уровня рабочих. Таки образом, пьяный слесарь дядя Вася - это выкидыш хрущевской реформы образования!
Одновременно, на смену платному образованию пришли ПОКАЗАТЕЛИ. Понимая, что тяга к знаниям не является неотъемлемым качеством каждого индивидуума, любое руководство любой системы образования ломает голову над тем, как эту тягу ПРОСТИМУЛИРОВАТЬ. Сталинская система образования никого не стимулировала. Логика того сурового времени была проста: не хочешь учиться - иди работать! Но послевоенное поколение, преисполненное гуманизма, сочло этот лозунг слишком жестоким. Идея была такой: нужно УБЕДИТЬ человека, что учение - это благо само по себе, данное свыше Государством и преисполненный благодарности человек бросит пить, курить, ругаться матом и засядет за учебники. Ну а к тем, кто не захотел проникнутся благодарностью, применялось принуждение. Шантаж, угрозы, применяемые учителями к обучающимся, стали неофициальным, но тем не менее неотъемлемым дополнением к учебным методикам.
Результат получился плачевным. Школа погрязла во внутренних конфликтах.
Конфликтовали двоечники и отличники. При этом обладая от природы большей физической силой, двоечники во многих школах нашей системы образования одержали Великую Победу! Страна узнала про "ботаников" и про то, как и чем их "чморить", развив и укрепив эти антипедагогические методики.
Конфликтовали учителя с двоечниками и их несознательными родителями.
Конфликтовали чиновники из РОНО с учителями, неспособными в этой ситуации обеспечить НУЖНЫЕ (заданные МинОбром) показатели успеваемости.
Потом... как-то все сникли, успокоились, приспособились, прогнулись и ..... впали в анабиоз, который был нарушен тем самым пробным ЕГЭ по русскому языку, который показал 2% грамотности и буквально взорвал это теплое, уютное болотце.
Вот к чему привела стандартизация и обязаловка.
Теперь можно переходить к предложениям:
- отделить "мух от котлет" - тех, кто хочет учиться от тех, кто НЕ хочет. Рублем или чем-то еще - это вопрос для дискуссии. Главное - проблема должна быть решена КАРДИНАЛЬНО!
- на образовательном поле должны существовать РАЗНЫЕ школы - специальные и не очень, при Академиях и институтах, мужские, женские и смешанного типа....
- должны существовать РАЗНЫЕ учебные программы - для физиков, лириков, будущих академиков и будущих рабочих.
Когда станут реализоваться эти три задачи, в школу начнут возвращаться настоящие ПЕДАГОГИ!
- государство не должно контролировать программы, оно должно контролировать ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ и ЖЕЛАЕМЫЙ МАКСИМУМ. Через то же ЕГЭ.
Когда образовательная карта страны станет разнообразной, в этом
разнообразии обязательно обозначится лучшее и худшее - только ТОГДА мы
сможем понять, увидеть своими глазами, почувствовать, что есть хорошо, а
что есть плохо в образовании.
Сегодняшние наши попытки предсказать
что либо - это гадание на кофейной гуще, а наши попытки навязать друг
другу ЕДИНУЮ ФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ объясняется все той же десятилетиями
воспитываемой в нас привычкой КОНТРОЛИРОВАТЬ все до последнего гвоздя и
последней запятой. Мы хотим ГАРАНТИЙ! А их нет и быть не может в
процессе под названием ЖИЗНЬ! Все что мы можем сделать для самих себя -
это обеспечить себе возможность ВЫБИРАТЬ.
(продолжение следует)
|
</> |