Проклятие Адама
Вечерком — 26.05.2011
История об изгнании человека из рая, по сути, лежит в основе всей
иудео-христианской традиции. Ведь если вдуматься, именно с нее
начинается история человечества. Вся история человеческого рода,
описанная в Библии, предстает закономерным итогом грехопадения. И
именно идея первородного греха определяет саму суть христианства:
не будь грехопадения Адама, не понадобилась бы и искупительная
жертва Христа. И уже не столь важно, верим ли мы в реальность
ветхозаветной истории, ведь христианство – одна из основ нашей
культуры.
На самом деле мы никогда не узнаем, насколько реальна история
изгнания. Но и считать ее просто легендой, выдумкой неверно.
История грехопадения таит в себе как минимум глубокий
психологический смысл, очень верно, хотя и аллегорически, отражая
историю становления человека.
Что символизирует Эдем? Первобытное
состояние, гармонию между природой и человеком (который тогда, по
сути, не был еще человеком). Человек В«не знал добра и злаВ» –
фактически будучи подобен животному. Ведь животное не способно ко
злу, оно не различает добро и зло. А также, что гораздо важнее,
животное не осознает само себя и не имеет внутренних противоречий.
Психика животного целостна, гармонична. Таким был и человек в
раю.
Что происходит с грехопадением? Человек обретает самосознание: В«И
увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для
глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и
ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них
обоих, и узнали они, что нагиВ».
По сути, только в этот момент Адам становится человеком –
осознающим самого себя. Но вместе с тем мы неизбежно отделяемся от
природы и других людей. Человек становится индивидом: он уже не
воспринимает себя как часть природы, существующим инстинктивно,
подобно животному заодно с окружающим миром. А заодно человек
теряет способность существовать только как часть человеческого
рода. Он теперь индивид, существующий сам по себе.
С одной стороны, это означает индивидуальную свободу. С другой,
неизбежно сопряжено со страхом неизвестности – ведь никуда не
деться от осознания громадности мира и собственного одиночества в
нем. А есть еще третья сторона. Обретя самосознание, мы не потеряли
животных инстинктов, животной природы. И две эти равновеликие силы
– животное и человеческое начала – сосуществуют в нас, создавая
еще одно направление внутреннего раскола.
Теперь человек оказывается в совершенно особенном положении. Он
единственный из живых существ обладает В«ЭгоВ», самосознанием.
Точнее, осознанием себя как отдельного существа. Причем отдельного
от всего, чего только возможно: от природы, от окружающего мира, от
других людей… Именно самосознание делает человека человеком –
но оно же делает его несчастным. Ведь рай – это не только
неосознанность, это по-своему счастливая неосознанность.
Животное живет в той самой восхищающей многих гармонии с природой.
Но оценить всю прелесть (кажущуюся или реальную) этой гармонии оно
не в состоянии. На это способен человек – но лишь ретроспективно,
ибо оценить что-либо можно, лишь обретя осознание. А вместе с
осознанием себя приходит подавляющий страх: прежде всего
Адам и Ева впервые осознали себя как разные, отделенные друг
от друга существа.
И вся история человечества, по сути, представляет собой борьбу
противоположных начал:
– индивидуализма и коллективизма;
– инстинктивного и человеческого;
– стремления избежать страха смерти (точнее, гибели
индивидуальности) и желания стать частью чего-то большего,
выходящего далеко за пределы личности.
Все это порождает базовые, глубинные внутренние конфликты,
исподволь, но неизбежно определяющие всю нашу жизнь. Это и есть
тот
|
</> |