Произведение «Остров сокровищ» заиграло новыми красками.
schreibikus_01 — 16.01.2022Стивенсон, как истинный неомассон, не мог написать просто какое-то произведение.
Как это было принято в то время, писатель зашил в образы героев "Острова сокровищ" массу тайных смыслов и настоящих "пасхалок", разгадать которые сможет только вдумчивый и мыслящий человек, склонный к анализу и хотя бы немного знакомый с обычаями и законами старой Англии.
У нас в стране, как и во всем мире, "Остров сокровищ" является детской приключенческой книгой, но не все воспринимают ее так однозначно.
Писатель Виктор Точинов (фантаст) очень серьезно покопался в любимом с детства произведении и методом анализа и сопоставления пришел к массе неожиданных выводов.
Оказывается доктор Ливси - никакой не доктор, а тайный агент, Треллони - преступник государственного масштаба, а Хокинсы - семья профессиональных контрабандистов.
Все в подробностях описано в книге Точинова "Остров без сокровищ", книга небольшая и есть в интернете. Почитайте, если вам интересно, а я коротенько так расскажу, что раскопал автор.
Сквайр Треллони - государственный преступник
По версии писателя-исследователя Виктора Точинова - Треллони - самый настоящий государственный преступник. И его "заказ" на мемуары Джиму Хокинсу , очень поверхностно и "правильно" описывающие события на острове, нужен был для того, чтобы создать алиби своему авантюрному путешествию.
Вспомните, Джим сам говорил, что никуда дальше соседней деревни не ездил, при этом умел читать, писать и считать, но книг не читал, их в трактире не было. И такой "писатель" взялся писать мемуары о путешествии? С его то грамотностью и словарным запасом?
Нарушение королевских прав и законов Британии
В Англии законы, регламентирующие дележ кладов, существовали с очень древних времен, и по ним половина полагалась нашедшему, а половина хозяину земли или дома. В случае с островом-колонией эта половина принадлежала бы короне. При этом только в том случае, если хозяин был уведомлена о поисках. В ином случае все найденное необходимо было отдать государству.
Если же остров принадлежал другому государству, то у кладоискателей должен был быть получен приватирский патент (официальное разрешение на пиратство от английского короля/королевы), но такового получено не было. И по всему выходило, что получив сокровища, найденные Беном Ганом (именно ему по закону должна была отойти первая половина клада), сквайер ТРеллони, доктор Ливси и капитан Смоллет обокрали английскую корону, присвоив большинство найденых богатств себе!
Именно поэтому Джим Хокинс так подробно описывает местонахождение остатков клада, но не дает координат острова (вдруг он английский), и не дает точной датировки произошедшего (чтобы можно было сослаться на то, что остров стал собственностью короны уже после нахождения сокровищ, а до этого был ничейным). Несомненно, что после возвращения поредевшей экспедиции об уважаемых джентельменах ходили самые нелицеприятные слухи, и нужно было как-то поправить реноме.
Объявить пропавшую команду вероломными пиратами, а себя - героями спасителями, и все это в мемуарах, написанных "невинным и беспристрастным ребенком" Джимом Хокинсом - отличная идея.
Хокинсы - семья контрабандистов
Вы задумывались, почему целый адмирал и сквайр взял с собой сына какого-то трактирщика в путешествие за сокровищами? А я еще в детстве задавала себе вопрос, за какие заслуги этот мальчик попал в компанию таких уважаемых джентльменов?
А ведь все просто. Джим знал всю историю карты пиратских сокровищ, и если бы мальчик остался на берегу, то непременно бы разболтал все, и это могло быть угрозой экспедиции Треллони. А этого джентльмены допустить не могли. Убивать мальчишку было "не с руки" (еще пригодится), а вот взять его с собой в опасное морское путешествие с непредсказуемым финалом - почему бы и нет. Не забываем, что до начала путешествия Джим провел два месяца в поместье Треллони фактически под арестом и очень плотной охраной егеря Редрута.
А уж если Джиму повезет уцелеть... то он сможет продолжить дело покойного отца. Что за дело спросите вы? Ну конечно же руководить трактиром, через который очень удобно переправлять контрабанду. Ведь зачем еще строить трактир вдалеке от проезжей дороги в глухой бухте, скрытой от посторонних глаз.
Да и трактир какой-то странный, для пешеходов... В нем нет даже конюшни, а значит люди либо приходят сюда пешком, а значит они бедняки, либо... приплывают на судах. Бухта Китовой Дыры, рядом с которой стоит "Адмирал Бенбоу", просматривается только из трактира и не видна с дороги и из соседней деревушки (это есть в тексте). И судя по инциденту со слепым Пью, который с дружками улепетывает на люгере (быстроходное парусное судно небольшого размера с неглубокой осадкой), к "Адмиралу Бенбоу" можно было подойти с воды практически вплотную, быстро разгрузить или прогрузить судно.
По версии некоторых исследователей книги, доктор Ливси и сквайр Треллони имели самое непосредственное отношение к контрабандным делишкам и были покровителями семьи Хокинсов (ведь не зря же в конце говорится, что Треллони восстановил разрушенный пиратским нападением трактир... убыточный трактир в заброшенной бухте)? И какого, простите, лешего доктор Ливси постоянно обедал в трактире, где он был единственным "приличным" человеком (зато всегда была возможность проконтролировать как идут дела).
Возраст Джима Хокинса
Джим в мемуарах практически нигде напрямую не пишет о своем возрасте или старается представить себя мальчиком лет 10-11-12, не старше.
Однако косвенно очень часто проговаривается. То ему в деревне дали оружие (10-летнему мальчику?), то во время схватки с применением холодного оружия он зарубает пирата, а тело легко перебрасывает через борт (да ну, это не мальчик, а мутант какой-то).
Скорее всего Джим осознанно врет, чтобы выставить себя в лучшем свете, и чтобы затруднить реальную датировку произошедших событий. В реальности судя по поступкам ему должно быть лет 15-16, а то и все 17.
Слепой Пью не знал о карте
Да, есть ее важное подтверждение того факта что Хокинсы - контрабандисты. Именно из-за "терок" по поводу цены за услуги в "Адмирале Бенбоу" Пью сначала пытался урегулировать вопрос с Хокинсом старшим, а потом совершил налет на трактир. Вспомните слова Джима после налета: "мы разорены". Разорены из-за побитой посуды и сломанных лавок? Чушь, а вот если налетчики спустились в подвал и разбили бутылки и бочки с контрабандным спиртным, распотрошили чай и табак, порезали материю - вот тогда точно разорены, убыток многотысячный, который Хокинсу не покрыть.
Но почему же мы утверждаем, что Пью не знал о карте? Возвращаемся к словам Сильвера, который рассказывает: "Пью потерял свои иллюминаторы в том же бою, когда я ногу". Только Сильвер остался в команде, а Пью списали на берег. В то время карта с островом сокровищ на свет еще не появилась, родилась она гораздо позже, когда Пью к команде Флинта уже не имел отношения. Но в алкогольной горячке Билли Бонс думал только о своей карте и черную метку отнес к ней же. Хотя скорее всего Пью принял его за конкурента в местном контрабандном бизнесе и решил таким образом напугать. А предприимчивый писатель Джим притянул Пью за уши, обвинил в посягательстве на карту и тем самым отвел подозрения от истинных причин погрома в "Адмирале Бенбоу".
Доктор Ливси, который никого не вылечил
Это поистине загадочный доктор, у которого пожалуй нет ни одного пациента, который бы пережил его лечение.
Давайте коротенько пробежимся по списку. Первым известным нам пациентом Ливси был отец Джима - он скончался, диагноз неизвестен, но доктор регулярно заезжал и осматривал его, оставляя без лечения (а заодно кушал в таверне). Потом пират Билли Бонс - умер от удара (или от последствий кровопускания эскулапа, мы точно не знаем, но после операции прожил всего ничего).
Дальше пошли огнестрельные ранения.
И тут сплошные неудачи у доктора: Том Редрут, слуги Джойс и Хантер, пара безымянных пиратов, Джордж Мэрри. Случайно выживает после ранения только капитан Смоллет, но это выглядит как статистическая погрешность, а не как результат лечения доктора. Где вообще учился этот коновал и учился ли когда-нибудь на врача? Может он притворялся им для того, чтобы иметь алиби и, будучи "безукоризненно одетым джентльменом в белом парике", сновать по побережью и делать свои делишки?
Доктор сам рассказывает, что участвовал в битве под Фонтеруа, а другие герои также подчеркивают его военное прошлое. Смоллет произносит: «Доктор, ведь вы носили военный мундир!». Но в Британии врачи были некомбатантами и мундиров не носили, более того им категорически запрещалось участвовать в сражениях. А Ливси ведет себя как яростный и отчаянный вояка, но только не врач.
Когда на острове во время стычки с пиратами Редрут получает ранение, а пираты (с парой мушкетов) удирают, что делает Ливси? Он перезаряжает оружие, вместо того, чтобы броситься на помощь к истекающему кровью союзнику. Да и потом помощи ему он не оказывает, а лишь осматривает и приказывает занести Тома Редрута в форт умирать. Т.е. он по факту даже не попытался оказать егерю медицинскую помощь. А вот как вояка он проявил себя на острове во всей красе. "Уши" его военного прошлого (а возможно и настоящего) торчат из всех щелей.
А еще вспоминаются слова Джона Сильвера, рассказывающего пиратам, что ему-то ногу отнял настоящий врач, знающий латынь! Это очень интересное наблюдение (а Сильвер - человек весма неглупый). Врачи и адвокаты того времени обязательно учили латынь и при каждом удобном случае вворачивали ее в свою речь, дабы подчеркнуть уровень своего образования, да и диагнозы как правило ставили на латыни. Но Ливси, по всей видимости, с латынью не знаком вовсе, да и свой имидж доктора поддерживает в основном тем, что носит повсюду чемодан с медицинскими инструментами, а не реальными результатами лечения кого-либо.
При детальном рассмотрении доктор Ливси не выглядит как однозначно положительный персонаж. Хотя он безусловно личность волевая и решительная, и к нему мы еще вернемся.
Сговор Ливси и Треллони
Свет на эту парочку проливает история с таможенником Дансом. После нападения банды слепого Пью на трактир "Адмирал Бенбоу" Данс находится в замешательстве, ведь обычно он не натыкается в Китовой Дыре на контрабандистов (по договоренности конечно), и сегодняшний инцидент ему совершенно непонятен. Он произносит очень важную фразу: «Доктор Ливси – джентльмен и судья. Пожалуй, и мне самому следовало бы съездить к нему или к сквайру и доложить о происшедшем».
С чего это он решил ехать советоваться по этому делу с людьми, которые не имеют отношение к его службе и не являются его начальством? Ливси совмещает работу доктора с должностью мирового судьи (контрабандисты не входят в его компетенцию), сквайр вообще никто, на государственной службе не состоит, просто состоятельный землевладелец.
Зачем с ним советоваться?
Если только эти двое - Ливси и Треллони не покровители контрабандного бизнеса, в котором Хокинсы являются перевалочной базой, а государственный таможенный инспектор Данс всегда осведомлен, в какие дни его таможенникам НЕ следует инспектировать Китовую Дыру. И получает за это немалую мзду.
Чуть позже по тексту Данс появляется в поместье Треллони и, встав на вытяжку, дает полный отчет о случившемся. В ответ два джентльмена (доктор и сквайр) кивают, наливают Дансу кружку пива и выпроваживают восвояси. Особых почестей ему не положено, пусть знает свое место.
По косвенным признакам становится понятна схема работы господ контрабандистов. Треллони, хоть и слыл богачом, но в деньгах отчаянно нуждался, поместье и статус требовали больше, чем у него было, поэтому он "вошел в долю" либо как инвестор, либо как землевладелец. Сам конечно он делами не занимался, просто давал оборотные средства на закупку незаконного товара Хокинсу старшему, а тот уже находил исполнителей и принимал товар. Также возможна версия, что Треллони, как землевладелец, у которого Хокинсы арендовали земли (см. английские законы о земле) поставил условие, что он "не видит происходящего на его территории", за что имел свою долю.
Но главную роль в схеме все-таки играл доктор Ливси. Постоянно шныряя по округе под личиной доктора, он видел все и всегда, а будучи мировым судьей имел в подчинении местную полицию и контролировал местную торговлю. Таким образом контрабандные товары от Хокинса безнаказанно развозились во всей округе. Ливси легко мог склонить таможенника Данса на свою сторону (схема старая, когда зарплата маленькая, а полномочия огромны).
Если перечитать "Остров сокровищ" вдумчиво, естественно будучи взрослым и опытным человеком, а не маленьким ребенком, перед вами предстает совершенно иное произведение. Причем если будете обращать внимание на второстепенных персонажей и на то, что и как они говорят, вашему взору предстанет мир с другой стороны.
Да, он приземленный, материальный, меркантильный, лишенный романтики поиска сокровищ, но это настоящая кондовая Англия того времени.
Страна узаконенного пиратства, наживы, лицеемерных аристократов и чиновников, промышлающих контрабантой...
©
|
</> |