Происхождение клинков мечей с клеймом-подписью Ульфберт.

Итак несколько основополагающих вопросов, касающихся клинков (и мечей соотвественно) VLFBERHT.
1. Очень большое количество мечей с различными вариантами надписи.
2. Географическое распределение находок.
3. Широкий временной промежуток датировок находок.
4. Собственно сама надпись и сопутствующий ей узор, и их сочетание. В том числе наличие в надписи крестов, перевернутых букв, ошибок, пропусков и тд.
Итак:
Как уже было сказано количество мечей с надписью Ульфберт вплотную подбирается к 200 единицам. Причём, что самое интересное, при наличии современных методов исследования их нередко находят и в старых музейных коллекциях, в случае когда например, из-за серьёзной внешней коррозии клинка, заметить надпись визуально невозможно.
Само количество мечей с надписью VLFBERHT достаточно, чтобы считать, что они не были сделаны одним человеком. Возможные варианты: родовое имя династии кузнецов, местность, имя хозяина (владельца или сеньора) мастерской или мастерских.
Как раз широкие датировки находок это утверждение поддерживают. Даже отбрасывая находки в комплексах, датированных собственно по мечам, достаточно находок в погребениях, где датировка возможна по другим сопутствующим вещам и/или другими методами. Исходя из последних данных, датируются мечи с клинками Ульфберт от второй четверти IX века вплоть до конца XI столетия, что конечно слишком проятженный период для одного человека. Известны, конечно, мастера-оружейники, чьи работы подделывались и дольше (вспоминаем выдающегося клинкового мастера Андреа Феррара) – но здесь важно не только абсолютное, но и относительное количество находок.
Между тем, мечи с надписями VLFBERHT составляют почти 7% от общего количества описанных и введенных в научный оборот мечей эпохи викингов. Поэтому, речь скорее всего идет о мастерской или группе мастерских, связанных либо с именем основателя, либо владельца/сеньора/контролера.
Последний вариант и был как раз предложен Сталсберг. По предположению Сталсберг, Ульфберт/Ульфбрехт или Ульфберты/Ульфберхты были организаторами производства оружия, а никак не кузнецами. Возможно, два основных варианта подписи +VLFBERHT+ и +VLFBERH+T означают двух разных людей, занимавшихся одним и тем же делом или одновременно, или друг за другом. Это соответствует использованию каролингского начертания букв в надписи и объясняет ошибки в надписях даже на качественных клинках - ведь собственно кузнецы могли быть и неграмотны.
Удивительно, но основным производителем оружия и предметов военного снаряжения в Империи Каролингов была христианская Церковь. Епископы и аббаты организовывали мастерские по производству самых сложных изделий военной направленности – мечей, доспехов, осадных машин.
Если рассмотреть знаменитые каролингские капитулярии, связанные с торговлей оружием, то можно заметить несколько вещей. Прежде всего, оружие не могло продаваться за рубежи Империи. Торговцы, отправляющиеся к соседям, не могли иметь при себе доспехи и оружие на продажу. Оружие и доспехи нельзя было продавать чужеземцам, уже приехавшим в империю.
И особенно подчеркивалось: “... чтобы никакой жадный священник (священнослужитель) не смел продавать nortmanni (!) доспехи, мечи или лошадей”. (Edictum Pistence, 864)
Исходя из выше сказанного достаточно велика вероятность, что Ульфберт/Ульфберхт или 3льфберты/Ульфберхты были либо служителями церкви, либо вассалами одного из аббатств или епископств. В качестве еще одного аргумента Сталсберг приводит структуру подписи – само наличие крестов. Крест в начале подписи – сохранившаяся до наших дней традиция в подписях католических и англиканских епископов и аббатов. В средние века крест перед подписью зачастую ставили и священники, и другие служители церкви.
Ради справедливости, надо отметить, что второй крест как в подписи на клинках, это не объясняет.
Возможная принадлежность Ульфберта или Ульфбертов к церкви, вместе с традиционной нижне-рейнской гипотезой о происхождении имени, приводит нас к аббатствам Лорш и Фульда на территории Германии или монастырю Сент-Галлен на территории Швейцарии. В поминальных и вкладных книгах этих религиозных центров фигурирует множество людей с именами: Uolfberht, Uolfbernt, Uolfbernus, Uolfberht/ Wolfbert, Uolfbertus/Wolfbertus.
Исходя из всего что нам известно на данный момент, можно вполне уверенно утверждать, что хотя бы часть высококачественных мечей с надписью VLFBERHT производилась на Рейне. Было ли связано производство с монастырями, и если да - то каким или какими – вопрос пока открыт. Тем не менее версия эта вполне валидна и даже не противоречит основной.
Кстати, с этим тесно связан и вопрос географического распределения находок, который пока не имеет надёжных объяснений.
https://vk.com/wall485415180_72608
|
</> |