"Проигравший безумец" Евгений Арбенин (Разбор читательницы)
tanja_tank — 02.08.2018 Читательница побывала на спектакле "Маскарад" по Лермонтову и решила поделиться мыслями по поводу главного героя Арбенина. В комментариях предлагаю не ограничиваться Арбениным, да и в принципе Лермонтовым, а рассуждать о литературных героях всех времен и народов.Меня сейчас, например, занимают "выдуманный человек" Клим Самгин и "кровопивушка" Иудушка Головлев. Со временем будут разборы.
...А вообще, классно, что вы присылаете все больше своих разборов! :)
"В этом году удалось побывать на спектакле «Маскарад» по пьесе Лермонтова. В нашем городе этот спектакль является топовым в местном театре, и много лет подряд собирает аншлаги.
Перед посещением спектакля, я посмотрела видео, где монолог Арбенина читал Сергей Шакуров, актеру удалось передать классическую версию героя «побитого жизнью», «видавшего виды», «разочарованного травматика» «обладавшего мятежным духом», как утверждает Википедия. В исполнении театрального актера Арбенин пережил трансформацию образа и зазвучал по иному, по-нарциссически.
Честно признаться, я люблю творчество Лермонтова, оно все пронизано неким надрывом, все герои невероятно страстные натуры. В поэме «Измаил Бей» Лермонтов описывает кавказцев:
И дики тех ущелий племена,
Им бог — свобода, их закон — война,
Они растут среди разбоев тайных,
Жестоких дел и дел необычайных;
Там поразить врага не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье.
Классическая модель Лермонтовского героя, безотносительно его национальности. Для него характерно: постоянное пребывание во враждебности, попирание гуманистических норм, обладание исключительным правом на эксплуатацию, слабый самоконтроль, жизнь на уровне архаичных инстинктов, давно табуированных современной культурой. Темные идеалы сверкают ярче светлых. Это универсальный ключ к пониманию его героев.
Евгений Арбенин - это некий гибрид Отелло с Евгением Онегиным, от Отелло он взял аффективные реакции, а от Онегина имя и претенциозную мотивацию. Это мужчина средних лет, с богатым прошлым с кучей совращенных утилизированных женщин:
В кругу обманщиц милых я напрасно
И глупо юность погубил;
Любим был часто пламенно и страстно,
И ни одну из них я не любил.
Романа не начав, я знал уже развязку,
И для других сердец твердил
Слова любви, как няня сказку.
Помимо женщин, это череда людей, чьи жизни Арбенин сломал за игорным столом. Игрок - вот наиболее емкая характеристика подходящая нашему герою. Именно там мы впервые видим Арбенина, когда он бескорыстно и благородно, помогает молодому князю Звездичу отыграться. Безусловно, и зритель, и читатель в этой сцене проникается широтой поступка, и великодушием Арбенина, не подозревая, что Звездич падет очередной жертвой Арбенина.
Что говорят про Арбенина в обществе:
В твоей груди уж крылся этот холод
То адское презренье ко всему,
Которым ты гордился всюду.
Не знаю, приписать его к уму,
Иль к обстоятельствам – я разбирать не буду
Твоей души – её поймёт лишь Бог,
Который сотворить один такую мог!
Лермонтов любит тему «ни такого, как все», «limited edition», это объясняется магическим мышлением нарца. Презрение, является личностной доминантой Арбенина и коренится глубоко в его мировоззрении. Он презирает общество, презирает людей, презирает жизнь в целом.
Жизнь – вещь пустая;
Покуда в сердце быстро льется кровь, –
Все в мире нам и радость, и отрада!
Пройдут года желаний и страстей –
И все вокруг темней, темней!
Что жизнь? – давно известная шарада
Для упражнения детей.
Где первое – рожденье, где второе
Ужасный ряд забот и муки тайных ран,
Где смерть – последнее, а целое – обман.
Похожую речь, можно встретить в поэме «Демон»:
Что люди, что их жизнь и труд?
они прошли, они пройдут.
Арбенин наделен теми же демоническими чертами, он «сверх-человек» «право имеющий».
Сердце холодно и спит воображенье,
Они все чужды мне, и я им всем чужой.
Воображения нарцисс напрочь лишен, он живет лишь за счет деструктива, в нем нет творчества. Близость повергает его в ужас. Арбенин не предлагает других жизненных альтернатив, и не проясняет причин своей мизантропии, она существует «априори». Жизнь нарцисса заполнена пустотой, мраком и обманом, он собственно это и проецирует в своих разговорах, он этим живет.
Я странствовал, играл, был ветрен и трудился,
Постиг друзей, коварную любовь,
Чинов я не хотел, а славы не добился.
Богат и без гроша был скукою томим.
Везде я видел зло и, гордый, перед ним
Нигде не преклонился.
Занятно, что Арбенин презирает общество, но в его прошлом были попытки снискать славу, но об этом позже. В каком-то исследовании я читала, что гордые люди и нарциссизм - это две стороны одной монеты, ведь если приглядеться к этому качеству, гордость равно гнев плюс радость. Гнев - одна из главных эмоций нарцисса.
Несмотря на то, что Арбенин презирает общество, он дрожит о своей чести:
Карету обыщи ты вдоль и поперек
Потерян там браслет... Избави бог
Тебе вернуться без него!
О чести,
О счастии моем тут речь идет.
Казалось бы, зачем так переживать о мнении «насекомоподобных» представителей социума? Но Арбенин боится утратить холодный блеск своего отражения, только так он может ощутить идентичность расколотого и размытого «Я».
Как можно описать отношения Арбенина с женой Ниной? С самого начала можно проследить, что она жертва:
И я нашел жену, покорное созданье,
Она была прекрасна и нежна,
Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена .
Нина - также набор функциональных характеристик, хорошо сдобренный страхом разотождествления с нарциссическим ресурсом:
Все, что осталось мне от жизни, это ты:
Созданье слабое, но ангел красоты:
Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье...
Я человек: пока они мои,
Без них нет у меня ни счастья, ни души,
Ни чувства, ни существованья!
Арбенин многократно подчеркивает слабость своей жены, опуская ее на уровень мира животных, и оставляя за собой право вершить ее судьбу:
Но если я обманут... если я
Обманут... если на груди моей змея
Так много дней была согрета, - если точно
Я правду отгадал... и, лаской усыплен,
С другим осмеян был заочно!
Послушай, Нина... я рожден
С душой кипучею, как лава,
Покуда не растопится, тверда
Она, как камень... но плоха забава
С ее потоком встретиться! тогда,
Тогда не ожидай прощенья -
Закона я на месть свою не призову,
Но сам, без слез и сожаленья,
Две наши жизни разорву!
Он боится быть осмеянным, и видит кругом обман, его жизнь постоянное ожидание «возвратного кармического удара». Убийство Нины, не заставляет себя долго ждать, при чем над ее убийством Арбенин не размышляет долго, и не вдается в подробности дела, не давая ей и слова сказать, наблюдает за ее предсмертной агонией «без сожаления и участия».
Месть Звездичу также не особо обдуманна, но более изощрена, чем убийство Нины. Арбенина не устраивает обычное банкротство Звездича, через проигрыш, он жаждет тотального уничтожения, он лишает чести молодого князя, сокрушая его публичную личность, за которую так трясется антагонист Арбенин.
В финальных сценах пьесы мы видим нашего героя за игорным столом, за этим столом мы его увидели и в начале, эксперимент с счастливой семейной жизнью провалился, и Арбенин вернулся в родную стихию, где он чувствует пульс жизни. Нет ни капли раскаяния или сожаления на его лице, он статичен и не рефлексирует.
В конце пьесы Арбенина навещает незнакомец в сопровождении князя Звездича, они сообщают ему, что Нина была невиновна. На сцену выходит девушка в белых одеждах и маске, олицетворяющая безумие, и окутывает Арбенина белой простыней, он смотрит в зал пустым бессмысленным взглядом. И кажется, причина его безумия не в совершении зверского поступка, а в том, что его зеркало стало отражать его одураченным, проигравшим безумцем, захлебнувшимся нарциссическим стыдом.
|
</> |