Прогулка по Перми
masterok — 13.06.2016Как вы помните, я не так давно был в Перми. Привез вам оттуда репортаж про Пермский период, про уникальных деревянных богов пермского края и про Первый Университет на Урале. До этого момента Пермь у меня ассоциировалась только с "Реальными пацанами". А давайте я теперь вам покажу каким я впервые увидел этот город буквально в течении пары дней.
Погнали по городу ...
Очень интересной находкой как мне показалось является создание туристических маршрутов не только на карте, но и прямо на улицах города. Видите начало зеленой линии? Знаете что это такое ?
«Зелёная линия» – главный пешеходный маршрут Перми, который объединяет в себе ключевые истории, культурные и архитектурные объекты из прошлого и настоящего. А есть еще «Красная линия» – это попытка почувствовать город через знаменитых людей, которые жили в Перми долгое или непродолжительное время и оставили свой след в истории Перми.
Туристу достаточно следовать по линии, начерченной на тротуаре и он будет перемещаться от памятника к памятнику, возле которых будет находить информационные щиты с описанием объектов. Очень грамотно и интересно все это сделано. Многим городам на заметку такой способ привлечения туристов.
А теперь обратимся к истории.
Фото 2.
Своему рождению Пермь обязана медным рудам, найденным близ селения Муллы на речках Мулянке и Егошихе.
В числе первых крупных металлургических предприятий Среднего Урала возник Егошихинский медеплавильный завод. Переписные книги XVII в. показывают, что местность, в которой возник Егошихинский завод, задолго до его создания была заселена коми-пермяками, татарами, башкирами и русскими крестьянами.
К концу XVII в. здесь находилось более 30 русских поселений, в том числе одно в устье Егошихи, а другое на Висиме. Несколько поселений было расположено не более чем в 10 километрах от Егошихинского починка. Деревню в устье Егошихи (Ягошихи) в конце XVII в. именовали по речке, иногда по фамилии преобладавшего числа жителей - Брюхановой, Брюхановкой. Завод, построенный здесь в 1723 г., был назван по реке и деревне.
Фото 3.
К 1735 г. у завода была построена крепость, окружавшая административные здания, рядом с ней жилой поселок с регулярной планировкой. На нижней террасе берега сооружены причалы и улица жилых домов. В центре поселка построена деревянная церковь.
Егошиха оказалась на большом транспортном пути, проходившем через Кунгур, Екатеринбург и далее на запад. это была самая прямая и короткая дорога к Тобольску - центру Сибирской губернии. По Кунгурской дороге шли грузы Ирбитской и Макарьевской ярмарок.
По этой причине в заводе “началась торговля, для которой поселились несколько купцов и сделан был деревянный гостиный двор”. Это сказалось на изменении задач Егошихи как населенного пункта. Теперь основным направлением ее развития становится не заводское производство, а торговля и транспортное обслуживание.
Фото 4.
Особенно высока была роль Егошихи как перевалочного пункта, где перегружались караваны с железом и иными грузами, прибывающие по Чусовой и Каме.
В 50-е гг. XVIII в. правительство возобновляет практику передачи казенных заводов в частные руки, чтобы поддержать экономическое положение дворянства. Не избежала этой участи и Егошиха. В 1758 г. ее передают из казны во владение графа М. И. Воронцова наряду с Мотовилихинским, Висимским и Пыскорским заводами.
В том же году из Егошихи в Кунгур переведено Пермское горное начальство, что резко снизило статус завода и его поселка.
Фото 5.
Воронцов плохо управлял заводами. Питавшие завод рудники к этому времени были почти полностью выработаны, и завод потерял и свое значение, и перспективу расширения.
Егошихинская слобода существовала лишь за счет пристани, которая была важным перевалочным пунктом для Чусовского сплава железных караванов.
Однако будущее торгово-промышленной слободы Егошихи властно определила судьба в лице императрицы Екатерины Великой. По ее поручению российское правительство подготовило губернскую реформу, и в 1775 г. вышли в свет документы под названием “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи”. В соответствии с этим Уложением проводилась губернская реформа в России.
Фото 6.
Дом пермского губернатора
Чтобы определить будущий город для размещения наместника с его аппаратом, на берега Камы отправились последовательно две комиссии. Одну возглавлял казанский генерал-губернатор князь Платон Степанович Мещерский, другую - губернатор выборгский генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин. Обе комиссии согласились в том, что для учреждения нового губернского города наиболее подходят окрестности на высоком Камском берегу между Егошихой и д. Брюхановкой.
По указу от 16 ноября 1780 г. было решено назначить в сих местах губернский город, “наименовав оный город Пермь”. 27 января 1781 г. был издан указ открыть губернию и город к октябрю 1781 г. Губернию предлагалось разделить на две области — Пермскую и Екатеринбургскую, в каждой по 8 уездов.
Фото 7.
А такие дома и у нас в Старом Осколе есть.
В Пермскую область Пермской губернии входили Пермский, Кунгурский, Соликамский, Чердынский, Обвинский, Оханский, Осинский и Красно-уфимский уезды.
Новый наместник, получив инструкции в личной аудиенции императрицы Екатерины II, в мае 1780 года приехал в Ягошихинский завод и остановился в доме управляющего заводом, где и жил, пока строился его дом. Все лето 1780 и 1781 гг. прошло в лихорадочной постройке казенных учреждений нового города.
Фото 8.
Тогда же прорублены были просеки для Сибирского и Казанского трактов в густом хвойном лесу, покрывавшем тогда то место, где теперь расположен город.
Новые здания казенных учреждений и для помещения администрации края строились на так называемой теперь Петропавловской площади с западной и южной стороны единственной тогда в Перми приходской церкви св.апостолов Петра и Павла, переименованной при учреждении города в собор.
К югу от собора через площадь были построены здания для помещения наместника и губернатора, а к западу для присутственных мест, городской думы и гауптвахты.
Фото 9.
Внизу, под горою,около берега Камы, где теперь находятся здания вокзала и железнодорожных мастерских, находились торговые лавки, и здесь в известный определенный день недели бывал базар. Лавки окружали каменную часовню, снесенную при постройке Уральской железной дороги (в 1875 г.). Вместо разобранной каменной часовни была выстроена новая во имя св.Николая Чудотворца уже на самом берегу Камы.
Императрица Екатерина II, с особым интересом следившая за ходом дела по сооружению построек нового города и неоднократно писавшая по этому поводу лично Е.П.Кашкину, 27 января 1781 г. издала указ об открытии Пермского и Тобольского наместничества.
Торжественное открытие г. Перми состоялось, как это и предписывалось, в октябре 1781 г., 18-го числа. Первым губернатором Перми стал генерал-поручик А. Кашкин, именно ему принадлежит честь основания города.
Фото 10.
Для того чтобы в городе было купечество и мещанство, из которых надлежало формировать органы городского самоуправления, к моменту открытия города сюда были переселены 16 семей из Кунгура, 12 из Соликамска и 6 купцов чердынских. Эти иногородние купцы и мещане вошли в первый Пермский городской магистрат, Совестной суд и иные выборные городские учреждения. Первым городским головой Перми стал кунгурский купец Михаил Абрамович Попов.
Значение Перми было подчеркнуто еще и тем, что в 1781 г. в город переведено горное начальство Урала, здесь оно просуществовало вплоть до 1797 г.
В июне 1782 г. был готов план застройки губернского города. Намечалось устроить 36 кварталов, но в мае 1784 г. Сенатским указом добавлено к плану еще 90 кварталов. Автором проекта был архитектор Иван Лем.
Фото 11.
Территория города простиралась от края Егошихинского лога до правого берега р. Данилихи и от берега Камы до городского вала. К началу XIX в. было застроено полностью или частично 73 квартала из намеченных 126.
В городе имелось 940 домов, из них 28 каменных (в этом город не уступал Екатеринбургу), 3 новые церкви, началось сооружение Кафедрального собора, были построены каменные здания городского магистрата и школы, оборудованы аптека и почтовая контора.
Застройка шла в основном вдоль берега Камы, который стал градообразующей осью нового города, в отличие от Егошихинской слободы, где градообразующей осью был лог с заводскими строениями. В эту новую ось удачно вписался Петропавловский собор, территориально оторванный от слободы и стоявший на высоком плато левого берега лога. Вплоть до завершения строительства Кафедрального собора Петропавловский храм был главным церковным зданием губернского города.
Фото 12.
Указом императора Павла I от 12 декабря 1796 г. "О новом разделении государства на губернии" было восстановлено деление на губернии и уезды. Преемственность Перми Великой и Пермской губернии выразилась в наследовании древнего имени верхнекамской земли. Слово "Пермь", возможно, и вышло бы из официального употребления, как это случилось в Перми Вычегодской, но появление губернии дало ему новую и долгую жизнь.
К ранее созданным уездам - Чердынскому, Соликамскому, Кунгурскому, Верхотурскому - добавились Пермский, Оханский, Осинский, Красноуфимский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Шадринский. В результате реформ на Среднем Урале сложилась трехступенчатая система административно-территориального деления: губерния, уезд, волость.
Новым губернатором был объявлен К. Ф. Модерах, инженер по образованию, отличавшийся редкой честностью и практичностью, профессионализмом, знанием языков и плодотворной деятельностью.
Работу на посту пермского губернатора он начал со строительства и благоустройства дорог, устройства почтовых дворов на трактах. При нем был по-новому распланирован город, сооружены некоторые казенные и общественные здания, городская больница, работный и смирительный дома; обустроена набережная реки Камы, возведен каменный гостиный двор (1802) закончено строительство каменного здания Главного народного училища.
По поручению императора с 1804 г. К. Ф. Модерах занимался сооружением Северо-Екатерининского канала, соединявшего бассейны рек Камы и Вычегды.
А теперь Пермь современная ...
Фото 13.
Ощущение от города совершенно не давящее. Много зелени, много простора.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Вот знаменитые буквы из фильма. Узнали из какого? Да, некоторые сцены снимались тут в Перми.
Фото 19.
Ах, река Река делает любой город неповторимым. Вид на город с крыши самого высотного здания в Перми. 26 этажей если я не ошибаюсь. Новостройка находится на возвышенности - это добавляет прелести обзора с нее. Надо было подумать, о наличии на ней "штатной" смотровой порщадки для туристов. Жаль об этом на этапе строительства мало думают.
Фото 20.
Фото 21.
Идет реконструкция речного вокзала и набережной. Конечно же как всегда хочется быстрее чем это происходит.
Фото 22.
Вид на город с крыши Пермского Университета:
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Водитель поливальной машины у нас на глазах остановился, чтобы затушить пожар в мусорном контейнере.
Фото 28.
Очень выгодное предложение как мне кажется. Если это в городе тенденция - то можно просто менять каждые пол года местоположение своего офиса.
Фото 29.
Внезапно концерт Цоя ...
Фото 30.
Ах, да ... это же был как раз день выпуска из школы. Вот они пермские выпускники ... и голова пермяка zavodfoto
Фото 31.
А вот это интересный трамвайчик. Он ещет через весь город без остановок, потому что внутри него кафешка. Садишься в такой трамвайчик, ездишь по городу, кушаешь пицу, употребляешь кофе или что по крепче. Отличное мероприятие для гостей города или для влюбленной парочки. Тоже надо же было придумать !
Фото 32.
А этот монумент установили работники Пермского Моторного завода.
Фото 33.
Вот они выходят со смены.
Фото 34.
Самолет спорно закрашен всем белым, но все равно выглядит эффектно.
Фото 35.
Пермский парк.
Фото 36.
Фото 37.
Памятник букве П, или Пермские ворота, — самый неоднозначный арт-объект в городе. Памятник появился в 2011 году и до сих пор вызывает как в пермяках, так и в приезжих самые противоречивые чувства, от восхищения до отвращения.
Внешне памятник представляет собой двенадцатиметровое сооружение из хаотично сплетенных между собой еловых бревен. На строительство буквы П понадобилось 5200 бревен. Форма «Пермских ворот» представляет собой триумфальную арку с четырьмя фасадами, которые обращены ко всем частям света.
Памятник букве П, созданный художником Николаем Полисским и воспетый дизайнером и блогером tema, находится у центрального вокзала Перми, в саду камней.
Фото 38.
Много копий было сломано при его обсуждении.
Фото 39.
Идея арт-объекта родилась у Николая Полисского из прошлого Пермского края. Раньше по Каме постоянно сплавляли леса, поэтому художник решил запечатлеть в памятнике традиционное занятие рабочих-лесорубов. Николай Полисский — известный выдумщик, именно ему принадлежит идея создания арт-парка Никола-Ленивец в Калужской области.
Фото 40.
А знаете как там держатся эти бревнышки ? А вот ...
Фото 42.
Фото 43.
Фото 44.
и все это наворочено вокруг металлического каркаса.
Фото 45.
Вот еще один арт-объект неподалеку этого же дизайнера-блогера.
Фото 46.
Фото 47.
Жук-навозник толкает шар из использованных покрышек.
Фото 48.
Знаменитые люди в городе, как же без них. Пастернак скрывался в Перми от призыва в армию - это официально.
Фото 49.
Вот такие трамвайчики бегают по городу.
Фото 50.
Картины социалистичесго города.
Фото 51.
Фото 52.
А вот блогер gmichailov примеряет на себя уши пермяка. Почему они соленые я не помню .. или не знал.
Фото 53.
Фото 54.
Еще наследие СССР, которое никто не собирается уничтожать.
Фото 55.
Фото 56.
Историческая площадь перед Дворцом культуры Солдатова.
Фото 57.
Здание с историей.
В этом году исполняется 66 лет со дня основания городского Дворца культуры, который носит имя Анатолия Григорьевича Солдатова, бывшего директора Пермского моторостроительного завода.
Не многие знают, что история Дворца начиналась с клуба им. И. В. Сталина, построенного в 1932 году: в то время там располагался центр культурно-массовой работы для рабочих моторостроительного завода. Клуб размещался в деревянном приспособленном бараке и просуществовал вплоть до ввода в эксплуатацию Дворца культуры им. И. В. Сталина в 1950 году. Сейчас на этом месте расположен сквер с памятником А. Д. Швецову.
Дворец культуры должен был стать архитектурным центром поселка моторостроителей, центром художественного творчества, крупнейшей концертной площадкой.
В 1939 году Ленинградскому институту «Ленгипрогор» было поручено проектирование нового Дворца. Автором проекта стал И. А. Меерзон, соавтором – А. К. Барутчев. К 1940 году были готовы рабочие чертежи. В том же году началось строительство здания Дворца, а к июню 1941 года было выстроено три этажа. Однако Великая Отечественная война нарушила грандиозные планы, строительство заморозили. Известно, что в годы войны недостроенное здание будущего Дворца использовалось под овощехранилище. Строительство продолжилось лишь спустя год после окончания войны.
В связи с тем, что И. А. Меерзон погиб во время блокады Ленинграда, окончание работ по отделке здания осуществлял Московский институт «Гипроавиапром».
Окончание строительства Дворца шло поэтапно. Первая очередь была закончена к ноябрю 1950 года с вводом в эксплуатацию крыла «Б», в котором размещался кинотеатр. Много для этого сделал директор моторного завода А. Г. Солдатов. Послевоенное время было тяжелым, необходимо было расширять производство, строить жилье, благоустраивать дороги и улицы. Но Анатолий Григорьевич решил построить для рабочих Дворец. Он решил создать для многострадального народа центр отдыха и культуры. Солдатов игнорировал требования руководства о вложении всех средств в производство, за что получал выговоры, но не отступал от своей цели.
Ему удалось превратить возведение Дворца в масштабную стройку, в которой принимали участие рабочие завода: модельщики цеха № 12 изготавливали мебель, токари и слесари штукатурили, облицовывали стены, отливали лепнину, расписывали потолки, электрики собирали люстры. Огромную люстру, которая украсила потолок Дворца, директор завода привез из Москвы на собственной машине59. Только благодаря стараниям и настойчивости А. Г. Солдатова Дворец культуры был достроен.
Однажды Солдатова вызвали к Берии. Увидев альбом с фотографиями, на которых было запечатлено все великолепие помещений, Берия свое решение о снятии с должности Солдатова отменил. Автором этих фотографий был М. И. Кузнецов, известный фотолетописец Перми. К октябрю 1951 года строительство здания было завершено. Так в Перми появился первый Дворец, который стал называться Дворцом культуры и техники имени И. В. Сталина.
Весной 1955 года во Дворце был создан первый в городе телецентр. Он был организован по инициативе кинолюбителей завода. Рядом с Дворцом была построена телебашня с антенной и радиусом действия сигнала в 10 километров. Передачи шли три раза в неделю
Имя Я. М. Свердлова Дворцу было присвоено в 1961 году. В первые годы во Дворце функционировали различные комиссии: по распространению политических и естественно- научных знаний, по художественной самодеятельности, по детской работе, по киноработе, по организации отдыха. С каждым годом сфера деятельности учреждения культуры расширялась: размещались выставки картин, работали коллективы художественной самодеятельности, музыкальные ансамбли, научные сообщества, проводились заседания клубов, лектории, утренники, тематические вечера, праздники и, конечно, концерты.
По сегодняшний день Дворец продолжает оставаться тем культурным центром, о котором мечтали его создатели. Продолжают свою работу творческие студии и самодеятельные объединения, в них занимаются люди разного возраста. Своей гордостью Дворец культуры считает народный духовой оркестр, Прикамский народный хор, хор ветеранов «Фронтовичка», народный драматический театр «Театр третьего этажа», шоу-группу «Киндер-сюрприз», кантри-фолк-группу «Ба-ба-ту» и многое-многое другое. Двенадцати коллективам присвоено звание «народный».
Однако история Дворца могла оборваться еще в 1990-е годы, когда он был заложен за долги. Дворец мог стать собственностью банка, в связи с чем могла измениться и деятельность культурного центра. На многочисленном митинге от имени 13 тысяч ветеранов-заводчан и жителей города было принято официальное обращение к городским и областным властям с просьбой о помощи. Решение о приобретении Дворца было принято в конце 1995 года, а 23 ноября 1996 года глава Перми Владимир Емельянович Филь вручил директору Дворца символический ключ от центра культуры. Это событие творческие коллективы отметили большим торжественным и красивым праздником, на котором присутствовало много горожан.
Так заводской Дворец культуры стал муниципальным. В этом статусе он продолжает действовать в настоящее время. В 2004 году Дворцу культуры присвоено имя Анатолия Григорьевича Солдатова.
Фото 58.
Фото 59.
Город раскинулися и на той стороне реки. Там в основном "спальные районы".
Фото 60.
Фото 61.
Фото 62.
Фото 63.
Вот так соседствует старое и новое.
Фото 64.
Знаменитый памятник на центральной площади. Солдат - рабочий - мать.
Фото 65.
Фото 66.
А вот выпускники отмечают свой праздник около цветных музыкальных фонтанов на площади.
Фото 67.
Фото 68.
Фото 69.
Это была интересная, познавательная поездка в замечательный город. Спасибо всем, кто предоставил такую возможность.
Да, кстати, вот тот говор главных героев из "Реальных пацанов" он реальный, я подтверждаю :-)
|
</> |