Прогресс в монастыре.

топ 100 блогов ortheos24.08.2023 Паломничество в современный монастырь уже практически неотделимо от турбизнеса.
Подвозят на комфортабельном автобусе, часто по прямому маршруту "Теплый Стан- Святые Старцы".
На месте гостиница с водопроводом, электроснабжением, канализацией и отоплением.
И даже с вайфаем.

Пробежав мимо вертолетной площадки, где прикорнули два бизнес-борта и один ФСО , туроломник зрит на входе в монастырь экскурсионное бюро, где весь спектр услуг - от паломнического забега по храмам обители до заказа годовых сорокоустов с гарантией исполнения лично основателем обители.
Тут же столовка с гуляшом по соловецки и грилем а ля рюс.

По будням стучат перфораторы, жужжат газонокосилки, визжат болгарки и китайские туристки.
Все богослужения снимаются в трех ракурсах мэйкапнутой чадицей и аккуратно выкладываются на сайт "Пустынный отшельник"

В общем, мечта эконома и правящего архипастыря - жизнь бьет ключом и не отстает от современных веяний прогресса.

И только тихо-тихо по темным углам ретрограды и мракобесные ропотуны ропщут, что и святитель Николай Японский категорически запрещал съемку не только богослужения но и храмовой проповеди, и что святой Паисий Святогорец печалился о пристрастии монахов к электроинструменту , и святой Пафнутий Боровский не то что паломников - самого великого князя не пустил на порог своей обители со словами "пущу тебя - придется пускать всех, и конец монастырю". Нормальный устав русского монастыря со старцем-вратарником , который едва-едва пускал в монастырские стены некоторых по благословению игумена - в основном желающих пострига - а появление православной мирянки (не китайской язычницы) в мужском монастыре и мирянина в женском было столь же скандальным, как явление их на Красной Площади в голом виде и служило предвестием конца времен - кажется уже туманными сказками про фей и кобольдов.

Святой Филарет Киевский, молящийся, чтобы Господь забрал святого Иннокентия Херсонского и не дал ему провести в Киевские пещеры вентиляцию и газовое освещение - вообще прямо какой-то скандал и невообразимое в уме непонятство.

Прогресс неостановим! Как чума или понос. - вот вердикт почти любого правящего архипастыря наших времен

Тем интереснее поразмыслить - а что плохого видел св.Николай Японский в киносъемке,св.Филарет Киевский в вентиляции, св.Филарет Московский в фотографии, а св.Паисий Святогорец в электроинструменте?

Последний сам говорит, что от него много шума, который разрушает монашеское безмолвие.
Ну, скажут, эти исихасты. Не всем же молитву Иисусову творить, братству кушать надо. И обитель созидать.

И тут вовремя вспомнить, что св.Паисия, которому доводилось по делам обители ходить на пароме , спрашивали, не препятствовал ли его постоянной молитве дикий рев дизельного корабельного движка? Св.Паисий отвечал: "Бог дал мне благодать что я его даже не замечаю. А иногда он мне даже помогает - я принимаю его за исон (нижний постоянный тон в византийском пении, относительно которого строится мелодия) и пою Богу."

Итак , противоречит ли преподобный Паисий сам себе, когда говорит, что рев и стук дизеля ему не мешал под ухом , а отдаленный звук электроинструмента - разрушает безмолвие?

Если бы противоречил , не был бы не только святым, но и здравомыслящим. А Бог засвидетельствовал, что он свят - а значит, мудр. И значит, это не противоречие, а нечто другое.

Что электроинструмент создает не только звуковой шум, который и правда сам по себе может разрушать монашеское безмолвие (вспомним преподобного египетского старца, кажется Макария, который упрекал монахов, живших у реки, что они далеки от монашеского жития, поскольку им не мешает шум тростника под ветром) .

Есть и иной шум, который гораздо более разрушительный.

Этот шум - внесение в монастырскую жизнь мирской суеты.
Главной составляющей частью является жажда максимальной производительности и быстроты.
"Быстрее! Больше! Эффективнее!" - вот лозунг не только производителей электроинструмента, но и их пользователей.

Откуда берется такой лозунг?
От жажды заработать деньги.
Чем быстрее произведена операция, тем больше удельный заработок. Время- деньги.

Мирская жизнь всегда двухтактна:
1) Получить как можно больше денег
2) Спустить деньги на как можно больше впечатляющие удовольствия

Тут конечно есть сопутствующие факторы - необходимость содержания семьи.
Однако каждый честный человек должен признать , что расходы на содержание семьи как правило намного превышают необходимость. И главную их часть составляет не мера еды, одежды и медицины, а забота о том, чтобы выглядеть как минимум не хуже других ,а лучше - круче.

Поэтому мирской двухтакт всегда находится в состоянии положительного самовозбуждения - с каждым циклом требования возрастают, поскольку мало того, что хочется больше денег и больше удовольствий с каждым тактом, но еще надо утереть нос друзьям-соседям-знакомым, которые находятся точно в таком же цикле.

В этом состоянии требуется максимальная производительность от всего.
Потратить час на шлифовку мебельного щита - непозволительная роскошь. потому что при помощи электроинструмента ты бы сделал это за 5 минут, и заработал бы!

--------
Вот тот корень зла, который, вероятно, видел святой Паисий Святогорец и который он называл шумом.

Это отступление от монашеской мерности, принудительного ограничения потребностей, и восприятие мирского бешенства - неограниченного стремления к производительности.

Тут возразят, что как отцу подобает максимально обеспечивать материальное благосостояние семейства, так и труждающемуся монаху подобает обеспечивать своим трудом благосостояние обители, и чем быстрее он закончит дело, тем больше у него останется времени для духовных дел.

И вот тут из первого корня зла рождается другой.
Откройте житие любого преподобного из Северной Фиваиды - воспитанников преподобного Сергия.
Одним из главных и неизменных свойств их как игуменов новопостроенных монастырей было - обязательное участие игумена во всех братских работах.

Ключевое слово - братские работы. Которые сейчас в монастырях выродились в ничто.
Всеобщие потребности в монастыре по уставу святых отцов обеспечиваются не электроинструментом, а всеобщими же трудами.
Не два таджика-рабочих под временным присмотром отца эконома жужжат газонокосилкой, а все братство, все монахи брали косы и шли на сенокос, и старшая братия (включая иеромонахов) шли в ряду первыми.
Засолка капусты?
Не пять приговоренных послушников во главе с кухонным братом гремят электрошинковальнопотрошильней, а все братство - обычными ножами.

Вот зло и зло неисцельное, которое происходит в монастыре от электроинструмента - он заменяет братские работы, и вместе с этим разрушает само братство, единство и братство в монастыре выражается в трех вещах:
1) Общее богослужение
2) Общая трапеза
3) Общее делание.

И третий пункт вычеркиваем. Видимо, навсегда.
Это и есть мирской шум электроинструмента - он уничтожает общий труд.

Все ли это?
Нет не все.
Как совершается труд в монастыре по уставу святых отцов?
Братия работают, а немощный, уставший брат или старец ведет беседу или читает святоотеческие творения.
Если же они не читают и не беседуют, то один из братьев громко творит молитву, к которой присоединяются умы трудящихся.

Как это возможно при работе электроинструментом?
Никак.
Это то самое "нарушение безмолвия", о котором говорит св.Паисий Святогорец.

На этом злые последствия исчерпываются?
Как бы не так.

Что нужно для того, чтобы резать капусту ножом?
Нужен нож и точильный брусок. Все.
Что нужно для того, чтобы резать капусту электрошинковальнепотрошильней?

Электрошинковальнепотрошильня.
Электрик
Слесарь (они будут ее чинить когда она сломается)
Электросеть.
Оплата счетов за электричество, а значит -
отец эконом, а значит -
тесные связи с Горэлектросетью.

Вот завтра пришел антихрист и сказал - "отрубить этим святошам электричество, пущай во тьме посидят".

Все?
Конец монастырю, потому что ни капусту посолить, ни доски отпилить, ни литургии справить (у нас же на розжиге кадила электроплитка, да?) воды нет (насосы остановились), в тубзалете глаза выколи.

Монастырь - это место, жизнь которого зависит только от Бога.
Для монаха с электроинструментом бог - это горэлектросеть.
Это зависимость, которая кажется ничтожной - ровно до тех пор, пока гражданской власти не пришел приказ дернуть за эту ниточку.

Заканчиваются ли на этом проблемы электроинструмента?

И опять нет.
Что электроинструмент надо обслуживать - это полбеды.
А беда в том, что он калечит. Причем часто насмерть.
Скажете - и от ручного инструмента бывают тяжелые травмы?
Во-первых, намного реже. И травмы намного легче.
Чтобы перерезать себе горло ножом случайно - нужно быть пьяным или совершенно невероятное стечение обстоятельств - например, нож воткнулся в землю рукояткой, а ты вместо того чтобы подобрать его, споткнулся и горлом на него упал.
Чтобы перерезать-пробить себе горло болгаркой или вылетевшим из гнезда сверлом - достаточно чтобы заклинило диск или патрон.

Но это не самое главное.
Человек с ручным инструментом имеет наибольший риск получить травму в начале , когда он еще не освоился с ним, и не привык к правилам безопасности.
Человек с электроинструментом имеет наименьший риск получить травму в начале- поскольку и он осторожен, и электроинструмент исправен- а с течением времени этот риск только увеличивается.

Это означает, что человек с электроинструментом в монастыре - это источник тяжелых травм со все более увеличивающимся риском. Причем спасти тут уже могут только в городском стационаре- и здравствуй снова мирской шум.

Но и это еще не все!
Нож вы можете отложить на пять, десять, пятнадцать лет.
Потом его надо просто заточить - и снова можно работать.

Электроинструмент, который отложили на пять лет - мертв. В лучшем случае его надо везти спецу на полный разбор, и платить за это цену нового инструмента.

Электроинструмент предполагает необходимость постоянного использования - и бурного общения с хозмагазином.

И да- чтобы ушатать нож, нужно постараться, а чтобы ушатать электрошинковальню, достаточно быть пьяным.

Итог - электроинструмент по своим свойствам, вполне терпимым и даже незаметным в миру, тянет с собой мирские связи, которые св.Паисий назвал "шумом" , которые катастрофически действуют на чин монашеской жизни, направленный на отказ от мирских связей и максимальное отрешение от забот.

---------------
Если рассмотреть иные "достижения прогресса" - интернет, видеосъемка, электроосвещение , центральное отопление и прочие аспекты мирской жизни в монастыре подобным образом, мы с неминуемостью окажемся перед тем, что монастырь с таким прогрессом отличается от спального района только одеждой жителей, но никак не образом их жизни. Более того, если сравнивать по количеству безбрачных алкоголиков , то спальный район может оказаться даже более монашеским чем святая обитель сия.


----------------------

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Статья написанная 10 февраля - YouTube: вряд ли они пьют или их бьют, так почему же они воруют? . Сегодня – продолжение. Если 10 февраля спискали 67 посещений, то сегодня списали уже 303! Да здравствует YouTub, самый честный YouTube в мире! Это картинки на 10 февраля! ...
"Май нэйм из Петя, ай лив ин Москоу". В школах иногда дают и более глубокие знания английского языка, но в реальной жизни этого иногда недостаточно. Например, в англоязычной стране кто-то спросил у вас, который час. Или наступил на ногу. Или ...
В рамках борьбы с энтропией решила я, что надо бы подсократить количество остатков шерсти, коих скопилось у меня великое множество. Отобрала более-менее подходящие друг другу по цвету, взвесила, ссыпала в корзину, немного подумала... Если бы я подумала подольше, я бы все эти остатки ...
Наклонные стены могут стать проблемой для владельцев, которые не понимают, как их оформить, чтобы превратить в красивую деталь интерьера. Особенно если наклон, перетекающий в кровлю, несимметричный. Сайт RMNT собрал для вас интересные идеи, которые позволяют красиво декорировать ...
Первая Пальмира. Невеста пустыни. Часть №2 Путь на восток Как мы помним из предыдущих статей, в первые же дни проведения российской операции в САР, вместе с авиагруппой ВКС РФ и «сирийским экспрессом» в Сирию была переброшена группа российских добровольцев и ветеранов военных ...