рейтинг блогов

Прогресс и капитализм. СССР и застой. (Читая Гринспена -3)

топ 100 блогов a-nikonov19.03.2013 Прогресс и капитализм. СССР и застой. (Читая Гринспена -3) 1239276644_hiop.ru_027



Главная беда социализма, помимо выключения личной заинтересованности в результатах труда, это антиинновационность. СССР вечно отставал. Только-только провел индустриализцию на царском золоте и крови крестьян с помощью капиталистов, построивших в СССР заводы и электростанции, как в ту же секунду начал отставать, поскольку у капиталистов прогресс шел, а в Союзе нет. Отставал СССР при Сталине - приходилось красть у американцев бомбардировщики и ездить на их "Виллисах", а потом без зазрения совести пиздить для нашей автоиндустрии немецкие "Опели" и штатовские "Форды". Отставал СССР при Хрущеве, главным лозунгом которого было "Догнать и перегнать Америку". Безнадежно отставил и потом, что осознавалось в брежневском СССР всеми технарями. Да и обывателям и тоже, надсмехавшимися над советским знаком качества и всем советским.
А как работает капитализм, почитает у Гринспена, родившегося в 1926 году и видевшего ХХ век Америки своими глазами.

Прогресс и капитализм. СССР и застой. (Читая Гринспена -3) 1271654222_doseng.org_37372787

"Работа с компаниями тяжелой промышленности помогла мне глубже понять ключевые движущие силы капитализма. Еще в 1942 году экономист Гарвардского университета Йозеф Шумпетер сформулировал концепцию созидательного разрушения, которая проста, как и все гениальное. Согласно его теории рыночная экономика постоянно совершенствуется изнутри за счет естественного вытеснения устаревшего и убыточного бизнеса и перераспределения ресурсов в пользу новых, более продуктивных компаний. Я познакомился с трудами Шумпетера еще в 20-летнем возрасте, всегда считал его позицию верной и на протяжении своей карьеры не раз наблюдал описанный им процесс.
Блестящей иллюстрацией может служить история развития телеграфа. Когда в конце 1930-х годов я и мой приятель Херби учили азбуку Морзе, этот вид связи переживал период расцвета. Телеграф, появившийся в 1850-1860-е годы, изменил американскую экономику. К концу 1930-х годов ежедневно отправлялось более полумиллиона телеграфных сообщений, н посыльный из Western Union в то время был таким же обыденным явлением, как сейчас курьер из FedEx. Телеграммы соединяли американские города и веси, ускоряли обмен информацией между компаниями и людьми, связывали промышленные и финансовые рынки США с остальным миром. Все самые важные и срочные личные и деловые сообщения передавались именно телеграфом.
Несмотря на свое процветание, эта отрасль уже стояла на пороге исчезновения. Те «молниеносные» телеграфисты, которыми я так восхищался, давно ушли в прошлое. Устаревшие системы с ключом были вытеснены телетайпами, и операторы Western Union в большинстве своем превратились в обыкновенных машинисток, набирающих сообщения на обычном языке. Изучение азбуки Морзе в буквальном смысле слова стало детской забавой.
А потом появилась телефонная связь, более удобная для общения на расстоянии, чем телеграф. Если в конце 1950-х годов в Townsend-Greenspan Билл Таунсенд иногда и отправлял телеграммы старым клиентам, то в целом мы практически не пользовались телеграфом. С заказчиками в промежутках между встречами общались по телефону, который был эффективным, экономичным и потому более продуктивным средством связи. Я всегда немного жалел об ушедшем в прошлое искусстве телеграфистов-виртуозов, вытесненном с рынка новой технологией.
Я не раз становился свидетелем процесса замены старого новым. Например, в дни работы консультантом я непосредственно наблюдал закат эпохи жестяных консервных банок. В 1950-е годы необычайной популярностью пользовались консервы и концентрированные супы в жестянках. Семейный ужин из концентратов был непременным атрибутом загородной жизни, а консервный нож имелся на каждой кухне. Производителям продуктов тоже нравилась жестяная банка: заключенные в нее овощи, мясо и напитки можно было перевозить на большие расстояния и хранить длительное аремя. Старомодная бакалейная лавка, где продавец взвешивал продукты в присутствии покупателя, ушла из жизни: ее заменили магазины самообслуживания, которые были более удобны и предлагали товары по более низким ценам.
Эти жестянки 1950-х изготавливались из луженой стали (или, короче, жести), которую в огромных количествах поставляли сталелитейные компании — клиенты Townsend-Greenspan. В 1959 году объем выпуска жести в США достиг 5 млн тонн — около 8% совокупного объема производства сталелитейной промышленности! Затем для отрасли наступили не лучшие времена...
Алюминиевые банки, которые только-только появились, были легче стальных и проще в изготовлении: их делали не из трех заготовок, а из двух. Кроме того, на алюминиевую поверхность лучше наносилась многоцветная маркировка. В конце 1950-х этот металл уже начали использовать при изготовлении емкостей для замороженного концентрированного сока. Но фурор произвела пивоваренная компания Coors Brewing Company, начавшая продавать пиво в алюминиевых банках емкостью семь унций вместо традиционных жестяных 12-унциевых банок. Миниатюрность добавляла новинке привлекательность, хотя в действительности дело было в том, что изготовлять алюминиевые банки стандартного размера тогда еще не умели. К началу 1 960-х инженеры решили эту проблему.
Настоящим прорывом стала разработка в 1963 году банок с выдергивающимся сегментом. С их появлением исчезла необходимость в открывалках, к тому же сама крышка могла изготавливаться только из алюминия. Одним из моих клиентов была крупнейшая алюминиевая компания Alcoa. В то время ее генеральный директор как раз интересовался возможностями применения алюминия в новых прибыльных сферах. Вице-президент Alcoa горячо поддерживал идею производства алюминиевых банок. «Будущее Alcoa за пивными банками!» — говорил он. Когда появились крышки с выдергивающимся сегментом, оба руководителя с энтузиазмом приняли новинку. (Почему с энтузиазмом? Да потому что она сулила прибыль! А в эти же самые годы советские красные директора с удасом отбрыкивались от всех новинок, отчего даже родилось жестоко-сексуальное выражение "внедрение изобретений". Выражение-то родилось, а внедрение нет. Союз был импотентен. - А.Н.)
Первой крупной компанией, выпустившей пиво в таких банках, стала Schlitz. Вскоре к ней присоединились и другие, к концу 1963 года уже 40% пивных банок в США имели алюминиевые крышки с выдергивающимся сегментом. Не заставили себя ждать и производители безалкогольных напитков: в 1967 году Coca-Cola и Pepsi перешли на алюминиевые банки.
Стальную тару для напитков постигла участь телеграфного ключа, деньги стали вкладывать в новую технологию. Благодаря переходу на выпуск алюминиевых банок квартальная прибыль Alcoa осенью 1966 года достигла максимальной отметки за всю 78-летнюю историю существования компании. В конце 1960-х годов инвесторы дружно бросились скупать акции алюминиевых предприятий, подогревая и без того перегретый фондовый рынок.
Для сталепроизводителей потеря этого сегмента рынка стала лишь одним из этапов затяжного спада. До 1960-х годов объем импорта стали в США был незначителен в связи с расхожим мнением о том, что иностранная сталь не соответствует американским стандартам качества. Однако забастовка 1959 года, которая не прекращалась более трех месяцев, заставила автомобильные компании и других крупных потребителей искать новые источники снабжения. В итоге они обнаружили, что Европа и Япония тоже могут предложить первоклассную сталь, причем по более низкой цене. К концу 1960-х годов сталелитейная промышленность окончательно утратила статус символа американской экономики, уступив лидерство таким быстрорастущим компаниям, как IBM."

Завершая цитирование, скажу лишь, что в СССР первая пивная банка появилась в 1980 году. Коммунистические пидарасы!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Нас выпускают! Вернее, начинают выпускать, по «светофору»  — в «зеленых» городах свободное перемещение, «красные» все еще ждут послаблений. Погода по прежнему летняя, самое время в пампасы — догуливать бархатный сезон!  По утрам прохлада, «солнышко с рассветом» - всё ...
И так, появился первый участник конкурса. Как и обещал компенсирую полную стоимость продукции. Мелочь, а приятно. Желающий может купить полный комплект, то сумма будет ощутимей))) Несколько слов от участницы: "Пьем постоянно, года два. Эта продукция более менее свежая всегда, в об ...
В начале 1960-х годов одной из самых актуальных тем было ядерное противостояние США и СССР. В связи с этим писатель и главный редактор журнала «Знамя» Вадим Кожевников начал писать роман о советских разведчиках, работавших в Америке. В ходе работы он обратился к знакомому генералу ...
Попалась мне подборка рекламных ретро-плакатов, которые нагнали на меня больший ужас, чем большинство постов из наших страшилок. Детишки выглядят там так, будто вышли из авангардных фильмов ужасов. Бреющийся младенец, рыжий мальчик, поедающий ...
Коли теперь можем отправить на войну после 4-х месяцев службы. Менять продолжительность программы и саму программу боевой подготовки однозначно. Базовую ее часть явно необходимо сводить к 4-м месяцам (от индивидуальной подготовки до ...