Программа военного времени

«Бедные люди! Они мне доверяют, а я не могу дать им ничего,
кроме бедствия на длительное время».
У.Черчиллль, 1940 г.
Попытки различных деятелей условной оппозиции в РФ составить программу своих движений наталкиваются на много препятствий.
Прежде всего, это самоограничение авторов, которые следуют принятому формату политических программ. Формат этот вырос из политических традиций последних двадцати пяти лет и не отвечает требованиям времени. Например, самые здравые идеи по преодолению украинского кризиса можно при желании истолковать так, что они запросто попадут под ст. 354 УК РФ («Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»), которая, скорее всего, будет применена властями, не заинтересованными в военном разрешении наболевшего вопроса. Придётся облачать свои предложения в эвфемистические одеяния, а это уже препятствует откровенному разговору с обществом о важнейшей проблеме современности. Поэтому общество будет лишено возможности сделать осознанный выбор. Или, допустим, автор оппозиционной экономической программы будет рисовать способы «дальнейшего неуклонного повышения благосостояния трудящихся», прекрасно понимая уже в момент написания, что в текущих условиях и при сохранении нынешних целей общества люди его воззрений никогда не придут ко власти, а попадут только в случае полной дестабилизации, при которой «дальнейшее неуклонное повышение» вообще пропадёт из числа целей. Иными словами, программа изначально будет мертворождённой, с единственной задачей покрасоваться хорошими обещаниями перед избирателями, которые всё равно за неё не проголосуют. Мы даже не говорим о субъективных препятствиях к написанию программы, связанных с элементарной неготовностью авторов к настолько серьёзным темам.
К сожалению, наблюдаемый сейчас всплеск предвыборного строительства и дискуссионных площадок в полной мере воспринял перечисленные болезни. Можно навскидку припомнить подобие дискуссии, развернувшейся вокруг «Комитета 25 января» в связи с экономической «программой» М.Калашникова и её критики в издании «Спутник и погром». В обоих текстах и в ответах на них обсуждаются меры (правильные или нет), которые относятся к проблематике уже закончившегося мирного периода, до начала нынешнего геополитического кризиса. А надо, напротив, составлять программу, которая ответит на проблемы, ожидающие страну в будущем, когда программа понадобится. И для этого прикинуть, до чего доведёт РФ её нынешняя власть, исходя из самого надёжного в нынешних условиях способа прогнозирования – предсказания наихудшего мыслимого варианта.
Так вот, внешние условия к тому времени, скорее всего, будут намного хуже нынешних. Страна оттолкнёт всех или почти всех оставшихся союзников. С Украиной начнётся война типо ирано-иракской, притом что обе стороны не смогут по военно-политическим причинам выйти за рамки позиционных боёв. Со значительной частью мусульманского мира начнётся «гибридная» война в форме террористических вылазок с его стороны и попыток ведения регулярной войны «ограниченными контингентами» РФ за пределами страны и на южных рубежах. Ссора с Западом дойдёт до значительного сворачивания торговых отношений, прекращения жизненно важных поставок и, возможно, препятствиям деятельности балтийских и черноморских портов, в том числе для грузов из третьих стран. Хорошо, если блокада не будет распространена на северные и тихоокеанские порты, а если так, то стабильная внешняя торговля останется только с Китаем либо через Китай и с Монголией да КНДР (сообщение с Ираном, видимо, тоже будет затруднено). Впрочем, не стоит недооценивать способности нынешних кремлёвских правителей, которым за оставшееся время вполне под силам смертельно рассориться даже с Пекином.
Вот из ситуации воюющей на внешних и внутренних фронтах страны (причём не в тотальном, а в вялотекущем варианте) с сильно обрубленными внешними связями и надо исходить реальным оппозиционным силам при написании своих программ. А чтобы не показаться высокомерным резонёром, всех поучающим и ничего не делающим, мне следует предложить свой вариант среднесрочной (на несколько лет) программы реально патриотической власти на случай, если события будут развиваться по плохому сценарию. Предварительно ещё раз оговорившись, что речь идёт не о призыве к тому, чтобы таковая ситуация сложилась, а о предложениях, как из неё выходить. А что такая ситуация вполне вероятна – это уже прогноз. Долгосрочной программы устойчивого развития и «дальнейшего повышения благосостояния» мы здесь писать не будем, потому что не до жиру. Чтобы выжить, предлагается программа мобилизации, перехода из состояния вялотекущего доваривания лягушки в состояние борющегося организма через обострение кризиса.
1. Возмездие виновным
Первый пункт патриотической программы – это суровое возмездие всем тем, кто доведёт страну до описанного выше состояния, начиная с виновных членов элиты и кончая высокопоставленными пропагандистами и активными Рунет-хомячками. Россия не сможет оздоровиться, если не преподаст урок справедливого воздаяния по заслугам, на котором будет основана система полной ответственности по результатам деятельности всех лиц, принимающих решения либо помогающих им. Публичные персонажи, задействованные в уничтожении России за последние 25 лет, и особенно в провоцировании украинского кризиса без вариантов нормального выхода из него, достаточно широко известны, а найти инициативных исполнителей и пропагандонов этой политики вполне под силу следствию. С самого момента смены власти в стране должен быть введён режим «всех пускать, никого не выпускать», а отменить его можно только после выявления и задержания злодеев.
Выбор же наказания должен основываться на принципе талиона, ради широкого внедрения которого необходимо реформировать Уголовный кодекс, придав новой версии обратную силу. Например, все персонажи, которые обрекли Донбасс на нынешнюю катастрофу, должны сполна получить, как наиболее пострадавшие дончане. При этом, осуществляя репрессии в их отношении, необходимо решительно отказаться от такого наследия сталинизма как принцип «сын за отца не отвечает». Будет правильно, если семьи преступников, виновных в геноциде Донбасса (включая рядовых пропагандонов), постигнет участь наиболее пострадавших беженцев из Новороссии: у них должна быть конфискована вся собственность, а сами они должны быть пожизненно сосланы в самые непривлекательные регионы России, работая на самых чёрных работах независимо от специальности и уровня образования. Только их потомки, родившиеся в ссылке, будут наделены полными гражданскими правами и смогут выбирать занятие и место жительства.
2. Очищение госструктур
Должно быть начато радикальное оздоровление госаппарата, государственных служб и вспомогательной системы принятия решений и подготовки кадров. Помимо внедрения жесточайшей системы ответственности на будущее, необходимо разобраться с наиболее выдающимися примерами деятельности соответствующих структур в прошлом. Например, необходимо расследовать военные достижения генерала Ленцова в Чечне и «Тамбова» на Донбассе, чтобы наградить их в соответствии с заслугами, надо разобраться с деятельностью и достижениями министерства обороны, министерства иностранных дел, в частности, потребовав у руководителей силовых ведомств отчёта по поводу убийства лидеров ополчения и сделав оргвыводы. Нужно оценить роль экспертного сообщества РФ при проведении самых нашумевших реформ, сопоставив прогнозы разных структур и специалистов с реальностью, а рекомендации – с результатами.
В случае выявления серьёзного служебного несоответствия структуры очищаются от непригодных кадров, а возмещение ущерба достигается через конфискацию имущества виновных лиц и их семей, с высылкой из крупных городов и запретом на профессии, не связанные с чёрной работой.
Для оздоровления правоохранительной системы широко используется принцип талиона. Например, при фальсификации дела, вынесении заведомо неправосудных приговоров и т.д. наказание должно напрямую определяться тем наказанием, от которого неправосудно освобождён виновный или которому неправосудно подвергается невиновный.*
3. Аскеза
На период выхода из кризиса должно быть радикально пересмотрено отношение общества к потреблению.
С одной стороны, социально направленное государство должно гарантировать минимально необходимое потребление всем своим гражданам, имея при этом полное право пресекать тунеядство и требовать от трудоспособных внесения своего вклада. Это может быть сделано через адресные субсидии и продуктовые карточки, через демогранты, через субсидии к низким зарплатам. При этом необходимо поощрять виды дешёвого массового потребления для удовлетворения самых насущных нужд недорогим способом. На время социального бедствия не следует допускать назойливой рекламы потребления, недостижимого для большинства населения.
С другой стороны, демонстративное и чрезмерное потребление, несовместимое с реалиями воюющей страны, должно быть пресечено. Богатые будут настоятельно поощряться к тому, чтобы либо реинвестировать свои доходы свыше определённого уровня либо расходовать их на благотворительность; и этот режим должен действовать вплоть до завершения ведущихся в РФ войн. От избыточного потребления престижного типа должны отказаться и государство, и частники. Например, финансирование футбольных клубов и других видов дорогого спорта для избранных должно быть сокращено до минимума – предпочтительнее расходовать эти деньги на обеспечение массовой физической активности, а «чемпионство» использовать только для рекламы здорового образа жизни среди масс. В перспективе все эти ограничения будут постепенно сняты.
Высшие руководители страны должны показывать народу пример результативного Служения, а не фейковых представлений перед телекамерами или престижного потребления в виде катания на горных лыжах и дорогих мотоциклах.
4. Пересмотр итогов приватизации
Характер приватизации государственной собственности в 90-е годы плох не только тем, что оскорбил представления о справедливости большинства жившего тогда населения и подорвал общественную атмосферу, но и тем, что с самого начала отравил бизнес-класс страны не предпринимателями по духу своему, одновременно создающими богатство себе и стране, а талантливыми пройдохами, обогащающимися за счёт разворовывания госсобственности. По этой причине негласный мораторий на расследование и пересмотр приватизационных сделок должен быть отменён, и в первую очередь необходимо проследить судьбу собственности и доходов, утерянных по результатам залоговых аукционов, с возвращением компенсаций всем пострадавшим сторонам. Лица, нажившиеся в ходе и по результатам залоговых аукционов, равно как и задействованные в этом преступлении госчиновники, должны быть наказаны, а их семьи – лишены всей собственности и пожизненно сосланы. После принятия соответствующей статьи в УК, имеющей обратную силу, сбежавшая часть виновных и их потомки разыскивается по всему миру и уничтожается по решению суда.
Судьба остальной собственности, приватизированной в 90-е годы, включая «ваучерный» метод, должна быть определена в ходе добросовестного общественного диалога, включая выплату компенсаций за несправедливо нажитое и награждений за сохранённое или приумноженное национальное достояние, с учётом объективных условий, в которых действовали собственники в этот период.
Одновременно с пересмотром итогов приватизации по чётким и объективным правилам, принимаются меры по защите собственности, включая жесточайшее преследование рейдерства, особенно проводимого через «силовые» структуры. Стране необходима приватизация экономики, подразумевающая создание здорового бизнес-класса, права которого на свободное предпринимательство в законных рамках безусловны и подлежат приоритетной защите и поощрению государственными органами.
5. Реформа налогово-ценовой системы
Застарелой болезнью экономики РФ является негодная налоговая система, которая ставит хозяйственные субъекты в неравные условия и провоцирует отраслевые, региональные и социальные перекосы экономики. Новая налоговая система должна основываться на:
- максимально возможном изъятии всех видов ренты, не созданной заслугами пользователя (например, горной ренты или земельной ренты, обусловленной выгодным местом и внешней инфраструктурой, а не инвестициями пользователя участка, платы за пользование рыбными ресурсами или попённой платы с лесозаготовщиков), с минимальным изъятием результатов труда и инвестиций пользователя;
- перенесении налогов с производства на потребление (в максимально возможной мере, в которой это ещё не поощряет массовое уклонение);
- максимально возможном взимании платы за инфраструктуру и другие государственные услуги с непосредственных пользователей инфраструктуры и госуслуг, если только транзакционные издержки при сборе этой оплаты не становятся чрезмерно высокими. Например, вопреки популистским воплям, финансирование дорожной системы за счёт акцизов на бензин и платы на большегрузные автомобили, собираемой с помощью системы «Платон», а также местной земельной ренты, должно быть расширено так, чтобы дорожная система всюду, кроме малонаселённых регионов, финансировалась за счёт пользователей. Данное правило не распространяется на те виды госуслуг, доступ к которым решено сделать равным по социальным соображениям.
Со стороны левых идеологов постоянно раздаются призывы к введению прогрессивного налогообложения. Не отвергая это предложение заведомо, т.е. признавая его возможность в критических условиях, следует заметить, что оно нацелено на симптомы, а не болезнь. Несправедливая дифференциация доходов в РФ обусловлена неравным доступом к рентным источникам доходов, и если это неравенство будет устранено, то расслоение станет социально приемлемым и дальнейшее его снижение будет играть дестимулирующую роль: у богатых в таком сценарии будут отбирать доходы, созданные выдающимся трудом и умелыми инвестициями, а тунеядцам станут приплачивать.
Реформы заслуживает ценовая структура отечественной экономики, которая в настоящий момент продиктована компромиссом между объективной необходимостью и популистскими требованиями. Популистские требования заключаются в том, чтобы государство субсидировало те или иные виды потребления, де-факто обеспечивая заниженную плату за счёт налогов с производства. Простейшим примером является софинансирование дорожного хозяйства из бюджета, а не только через акцизы, дорожный налог и систему «Платон». Вопреки распространённому заблуждению, дотирование государством заниженных цен не создаёт абсолютно никаких конкурентных преимуществ отечественному производителю в среднем, поскольку достигается за счёт налогов на того же производителя. А не в среднем преимущества создаются для более ресурсозатратных производств за счёт менее ресурсозатратных.**
Общая философия изменения ценовой системы состоит в таком манипулировании налоговой нагрузки, чтобы по возможности переносить её в цену ресурсов, снижая налоги на доходы труда и капитала. Выше приведён пример с субсидированием дорог; другой пример возможен с ценой труда. Так, сокращая дотирование личного потребления в ЖКХ (отдельно разобравшись с социально незащищёнными категориями) и параллельно сокращая налоги с производства на ту же сумму, государство могло бы способствовать относительному увеличению зарплат и, следовательно, некоторому повышению выгодности трудосберегающих инноваций. Заметим, эта идея не имеет ничего общего с популистскими предложениями повысить зарплаты приказом и ждать трудосберегающих инноваций, потому что зарплаты в негосударственном секторе определяются не распоряжениями правительства, а той выгодой, которую работник даёт работодателю, т.е. предельной производительностью труда. Тем не менее, именно левые популисты, так громко кричавшие о необходимости повысить долю зарплат в ВВП, наиболее жёстко критиковали переход от дотирования цен ЖКХ к адресным субсидиям.***
6. Жёсткая денежно-кредитная политика
Вопреки выдумкам популистов, создать с помощью печатного станка благосостояние из ничего невозможно. Даже если дополнительная денежная эмиссия, увеличивающая денежную массу, по какой-то причине и не оборачивается дополнительной инфляцией (например, при быстром росте экономики, изменении её структуры и увеличении доли денежных сделок, замедлении скорости обращения денег), всё равно дополнительная эмиссия – это инструмент перераспределения существующего ВВП в пользу того, кому достаются эмитированные деньги, за счёт остальных. К эмиссионному финансированию бюджета вполне позволительно прибегать в определённых ситуациях, но недопустимо рисовать себе одновременно с деньгами радужную картинку, будто при этом рождаются дополнительные ресурсы из ничего, а не отбирается что-то у других.
По моему мнению, эмиссионное финансирование расходов за рамками тех объёмов, при которых инфляция всё ещё достаточно низкая, не имеет никаких преимуществ перед сбором «обычных» налогов, поскольку сама по себе инфляция дестимулирует сбережения и увеличивает риски инвестиций. Инфляция же должна быть такой, чтобы облегчать изменение ценовых пропорций, связанное со структурной перестройкой экономики (так чтобы относительно дешевеющие товары оставались в одной рублёвой цене, а относительно дорожающие росли), и не выше. Вот на такие параметры нужно ориентироваться при росте денежной массы.
Вместе с тем, даже такие целевые показатели оставляют довольно большой простор для эмиссионного финансирования бюджета. Раз уж всё равно придётся прибегать к росту денежной массы, то надо сделать так, чтобы весь этот прирост шёл в бюджет, а не распылялся по не заслуживающим того субъектам через механизм банковской мультипликации. В отличие от лоббистов, которые требуют ещё больше денег для «своих» и призывают к дальнейшему увеличению банковского мультипликатора, я предлагаю свести его к единице – перейти к т.н. «стопроцентным деньгам». В этой системе банки не смогут использовать для выдачи кредитов деньги с текущих (до востребования) вкладов, а клиенты не смогут раньше контрактных сроков снимать деньги со срочных вкладов. Безусловно, это создаст много неудобство банкам и их клиентам, привыкшим к нынешней смягчённой политике, но позволит собирать в бюджет за счёт эмиссии минимум в два-три раза больше, чем сейчас.
7. Восстановление народнохозяйственного комплекса
Следующая группа мер связана с быстрым решением проблем национальной безопасности, связанных с зависимостью экономики от обрывающихся связей с внешним миром, особенно технологической зависимостью от Запада. Надо заметить, что высказываемое в ряде аудиторий мнение, будто РФ надо на несколько лет отказаться от внешнеторговых связей и построить успешную автаркию, а только потом открываться, относится к совершенно невменяемым. Конечно, нельзя исключать, что к тому времени, когда оппозиционная программа понадобится, действующие власти рассорятся со всем миром, включая Китай, и втолкнут страну в состояние автаркии, но специально строить замкнутую экономику – это мазохизм из серии «назло маме отморожу уши». В «обычной» ситуации надо стремиться к сохранению взаимовыгодных экономических связей, тем более со странами Азии, Африки и Латинской Америки, с которыми останутся нормальные отношения и возможности грузового транспортного сообщения. До тех пор, пока мы имеем возможность импортировать из Китая или Индии, например, простенькую бытовую электронику или одежду, мы можем сосредоточить силы на более срочных нуждах и лучше получающихся товарах.
С теми же внешнеторговыми партнёрами, которые будут неготовы к режиму наибольшего благоприятствования, надо выстраивать отношения по критерию улучшения своего относительного положения, а не максимизации абсолютной выгоды. Например, можно отказаться от взаимовыгодной торговли с существующими торговыми союзами, если нашим геополитическим соперникам эта торговля приносит большую относительную выгоду, чем России, и согласиться на возобновление торговых связей только при выравнивании условий. В долгосрочном разрезе выгоднее не просто рост благосостояния без учёта скорости роста других стран, которое достигается и безвольным фритредерством, а ориентация на относительную выгоду, даже ценой краткосрочных ущербов в благосостоянии. В этом случае можно идти на протекционистские меры, но при этом следует не обманывать себя и чётко понимать, что меры эти, скорее всего, вступят в противоречие с задачей максимизации ВВП и преследуют цель навредить соседу больше, чем себе.
При этом вовсе необязательно и даже опасно «назначать» любимые отрасли, в которых что-то получится, решением государства. Если по-настоящему изъять ту же сырьевую ренту, то разные группы отраслей окажутся в более равных условиях, и новые экономические условия куда лучше покажут, в чём именно стране лучше специализироваться. Дополнительной протекционистской помощи в большинстве случаев просто не потребуется. Иначе возникнут казусы вроде снятия пошлин при ввозе любого оборудования, якобы ради поощрения инвестиций и модернизации, после которых внезапно удивляются, почему страна полностью технологически зависима от Запада и станкостроение уничтожено куда больше, чем машиностроение в среднем.
Отвергая стандартный тарифно-пошлинный протекционизм, который уже во второй половине XX века оказывался неэффективным, мы предлагаем ориентироваться на нейтрализацию сравнительных преимуществ, которые провоцируют сырьевую специализацию экономики, через изъятие ренты, после чего рынок выделит конкурентные преимущества, основанные на овладении РФ технологиями.****
Вместе с тем, обрубание связей с Западом станет объективной данностью, и важнейшей задачей станет восстановление минимально необходимой технологической независимости, позволяющей существовать без западных поставок. Для решения этой проблемы предлагается воссоздание отраслевых министерств и системы НИОКР, а также восстановление подготовки специалистов политехнического и биосельскохозяйственного профиля за государственный счёт с массовым привлечением специалистов-пенсионеров советской эпохи и зарубежных специалистов. Отраслевые министерства будут решать срочные задачи восстановления технологической независимости, восстанавливая или создавая при необходимости недостающие производства с опорой на работу отраслевых НИИ и академических институтов, выделять заказы зарубежным фирмам, не подчиняющимся введённым санкциям.
Импортозамещение станет не специально затеянной причудой, предпринятой ради реализации автаркических мечтаний, а просто болезненным выходом в ситуации обрубания хозяйственных связей и отказа партнёров в поставках. Естественно, ни о каком экономическом росте непосредственно в ходе сворачивания внешней торговли и импортозамещения речь не идёт – напротив, это будет сопровождаться сокращением ВВП.
Параллельно необходимо соблюсти разумную достаточность в разгуле госдирижизма, используя экономические механизмы самоограничения. Следует широко использовать систему регулирования безопасности на страховой основе, например, в случае пожарной службы, чтобы сама система выбирала оптимальное соотношение контроля и мер безопасности к возможным страховым выплатам (страховые выплаты при возмещении ущерба должны покрывать полный ущерб и устанавливаться извне подсистемы). Для контроля цен монополистов необходимо использовать те органы, которые в этом контроле больше заинтересованы. Например, местные власти, которые будут собирать местную земельную ренту, будут заинтересованы в оптимальном соотношении качества/цены услуг ЖКХ, потому что в противном случае земельная рента в данной местности станет ниже.
Отдельной строкой в государственных заботах должно стать повышение трудовой этики предпринимателей и рабочих, пресечение бракоделия, пристальное слежение за соблюдением трудового законодательства в мере, необходимой для сохранения здоровья работников и оставляющей им время для досуга и личной жизни. (При этом в некоторых аспектах трудовое законодательство можно смягчить для работодателей, упростив увольнение негодных работников.) Этого нужно добиваться как через культурное воздействие, так и через устрожение отвественности.
8. Милитаризация
Следующим пунктом программы является милитаризация экономики, государства и общества, необходимая для победы в войнах, которые будут вестись РФ на тот момент, когда данная программа станет актуальной.
От экономики нужна способность длительное время снабжать интенсивно воюющую армию всем необходимым, производя это внутри страны либо получая от надёжных союзников, с которыми имеется сухопутная граница (буде таковые останутся). Стране придётся восстановить полный цикл производства вооружений и краткосрочно необходимого оборудования для предприятий ВПК, отказавшись только от нескольких неприоритетных направлений вроде надводного флота, придётся восстановить производство основных видов продовольствия и обмундирования, выпуск простейших лекарств для лечения распространённых болезней. Именно эти проекты станут приоритетными в проектах вынужденного импортозамещения; для их балансирования придётся создавать новый Госплан, увязывающий хозяйственные субъекты в рамках фьючерсных сделок без директивного планирования, придётся прибегать к контрабанде санкционных продуктов через третьи страны и нанимать за большие деньги недостающих специалистов за рубежом. Включённая в план часть экономики продолжит работать в рыночной среде. Целесообразно, чтобы государство брало под плановую опеку ровно столько, сколько может, и с конкретными целями выпуска необходимой продукции, а вовсе не для планирования ради планирования. Необходимо быть готовым к налаживанию настолько жёсткой системы налогов и принудительных внутренних займов, чтобы мобилизовать на оборонные нужды до 40-50% ВВП на пике войны, не прибегая к разрушающему экономику эмиссионному финансированию бюджета и установлению цен вне баланса спроса и предложения.
9. Воссоединение русского ядра и установление надёжных границ
Задача воссоединения русских земель является залогом выживания русского народа и его геополитической безопасности, а в условиях ускоряющихся процессов отдаления не терпит дальнейших отлагательств. В этих рамках придётся решить следующие вопросы:
1) Военное решение украинской проблемы
К началу реализации данной программы Эрэфию и Укру, скорее всего, окончательно вытолкнут в режим непрекращающегося конфликта, подобного конфликту Индии и Пакистана. При этом политические ограничения на деятельность эрэфянского руководства не позволят ему взять Киев и переформатировать Украину под нужды РФ даже при наличии военного превосходства (подобно тому, как оно побоялось в своё время брать Тбилиси), поэтому следует ожидать подобия бесконечной ирано-иракской войны с заключающимися время от времени перемириями. При этом, чтобы оправдать именно такой ход войны, нынешние власти РФ запустят в общественном мнении усиление отторжения от Украины и её народа. Только так можно будет объяснить, почему Украина – отрезанный ломоть, от которого надо отгородиться, максимально при этом нагадив артобстрелами в позиционных боях. Патриотическому правительству придётся не только переламывать ход войны в экономике и армии, но сломить и обратить вспять застарелую трансформацию общественного сознания в сторону эрэфянства. Единственный способ решения украинской проблемы – оккупация, аннексия и переформатирование территории бывшей УССР под стандарты воссоединённой Руси. Не следует преувеличивать предстоящее сопротивление Украины: оно сейчас изображается таким решительным только потому, что и сама РФ изображает войну с Украиной, а на самом деле всецело помогает последней в геноциде Донбасса. Как только Украина и живущие на ней украинствующие и нейтральные жители увидят, что Россия ради полной оккупации Украины готова нести любые жертвы и уничтожать ещё больше любых врагов, а также начнёт нести потери и уничтожать ещё больше врагов, сопротивление прекратится.
2) Воссоединение с Белоруссией и Казахстаном
Необходимо также обеспечить быстрое воссоединение с Белоруссией и Казахстаном с помощью «предложения, от которого невозможно отказаться», элитам и народам этих республик. Элиты смогут войти в состав новой элиты России, заняв высокие посты в соответствии с профессиональными качествами, народы должны получить выгоды пребывания в едином государстве наравне с другими гражданами. Отказ от предложения может запустить более жёсткий присоединения. При этом полюбовный партнёр киевский хунты А.Г.Лукашенко, на котором кровь Донбасса, в любом случае не должен оставаться в элите воссозданной России, несмотря на прошлые заслуги.
3) Присоединение желающих приграничных территорий (Приднестровья, Молдавии, Абхазии, Южной Осетии)
Воссоединение предполагается на добровольной основе с желающей частью населения этих республик и на принудительной – с нежелающей.
4) Партнёрство со Средней Азией и, по возможности, с Закавказьем
Странам и народам Средней Азии и Закавказья обновлённая Россия может предложить добросовестное взаимовыгодное сотрудничество по примеру США и Мексики, включение этих территории в единый народнохозяйственный комплекс, с приходом российского капитала в промышленность этих территорий для задействования местной рабочей силы и скорейшей модернизации местного социума, с военной защитой, но с ограничением миграционных потоков.
5) Серьёзно воевать с противниками
К тому времени, когда программа станет актуальной, весьма вероятно, что Кремль доведёт отношения со многими соседями до состояния гибридной войны с использованием террористов либо до прямых стычек вооружённых сил. Конечно, приоритетным вариантом для России было бы договориться с ними в новых условиях с позиции силы, но если не получится, то надо запускать программы максимальной дестабилизации этих стран, а при необходимости быть готовым и к военному конфликту с теми из них, которые находятся в пределах досягаемости (уже после решения спорных вопросов с Украиной, Белоруссией и Казахстаном). В частности, натравить ИГ и/или других религиозных революционеров на Саудовскую Аравию и т.д.
10. Империализация
Наконец, наряду с решением срочных вопросов, необходимо уже сейчас заложить фундамент перехода к долгосрочному русскому империализму, устойчивому к попыткам разрушения страны. В рамках этой цели придётся решить следующие задачи:
1) Деукраинизация
Необходимо силовым способом уничтожить идеологию украинства и пресечь деятельность её проводников, не воюя с народом Малороссии, Новороссии и западных регионов бывшей УССР, не оскорбляя носителей тамошних языков и диалектов, но включая их в общерусский проект. В рамках этой программы, помимо уголовного преследования за украинский сепаратизм, должна быть радикально сменена система гуманитарного образования на новых российских землях, в частности, все гуманитарные вузы и факультеты закрыты и переоткрыты только после зачистки нежелательного элемента и перепроверки программ на предмет соответствия общерусской идеологии. Истуканы Шевченко и других апостолов украинства уничтожаются, их культ пресекается, в том числе и полным устранением из топонимики. Естественно, укроэлита и укропропагандоны, наравне с добровольными нацистами и карателями, а также идеологами украинства, преследуются на общих основаниях с теми представителями эрэфянской элиты и пропагандистской машины, которые довели дело до нынешней войны.
2) Пресечение литвинизации и борьба с казахским национализмом
Нациестроительство в Белоруссии и в Казахстане не зашло так далеко и не приняло настолько бесчеловечные формы, как на Украине, поэтому требует менее радикальных мер по искоренению и пресечению, но всё равно требует.
3) Расстоличивание Москвы
Следующая задача – оздоровление положения с российской столицей. Москва полностью выродилась и распространяет вокруг себя гниль и мертвечину ещё больше, чем Укра. Стране необходимо расстоличивание – распределение столичных функций между городами – и перенесение последующее главной столицы из Москвы. Сама же Москва должна восстановить свой статус петербургского периода Российской Империи – крупнейшего промышленного, научного и культурно-духовного центра. Через механизм высоких рентных платежей будет пресечён дальнейший рост города (мало того, за счёт ссыльных его население несколько упадёт, что позволит разгрузить город от избыточной застройки и улучшить транспортную связность). Что же касается остающегося населения Москвы, большинству которого, возможно, будет непросто найти работу в новой экономике, то им надо помочь в переквалификации, в том числе для возвращения на заводы. Не должно идти и речи о принудительной переквалификации или выселениях (кроме как виновных с семьями по суду либо неплательщиков налогов): если «офисный хомячок», пусть даже с прозападными или запутинскими взглядами, найдёт себе новую работу по душе или откроет дело по вкусу, то тем лучше. Речь идёт о помощи тем, кто не сможет справиться сам.
Послесловие
В заключение повторим, что приведённая программа предполагает решение тех проблем, которые, скорее всего, станут актуальными одновременно с востребованностью программы. В ней не идёт речи о стимулировании долгосрочного развития и повышении жизненного уровня, а только о срочных мерах, необходимых для выживания России и русского народа, создания условий для последующего выхода на устойчивое развитие. В ходе её реализации следует ожидать снижения выпуска раза в полтора относительно докризисного уровня (главным образом, за счёт экспортируемой части энергоносителей, отвёрточной сборки и сферы услуг, а также строительства), сокращения долгосрочных инвестиций в жилищное строительство и торговую инфраструктуру, в строительство ненужных трубопроводов и престижных спортивных объектов, падения уровня жизни в полтора-два раза, повышения смертности из-за введённых извне ограничений на поставку редких лекарств и ухудшения качества питания, сжигания огромных ресурсов в ходе войны за восстановление государственного единства русского народа, перерасходования немалых средств на укрепление внешней и внутренней безопасности. Тем не менее, это путь, ведущий к победе и созданию условий для последующего возрождения.
Хозяин журнала будет признателен читателям, имеющим соответствующую возможность и желание, за поддержку журнала. Перечислить деньги на яндекс-кошелёк № 41001361182693 можно либо с карточки или другого яндекс-кошелька, либо через уличные терминалы; карта Сбербанка №