Программа передач


Кажется, есть два полярных мнения. Первое: советская официальная культура была сильно цензурированным эрзацем, на ТВ и радио был сплошной официоз. Лишь после перестройки люди получили настоящую свободу выбора – что смотреть и слушать, и это хорошо.
Второе: при всех цензурных минусах ТВ и радио задавали некую культурную планку, исподволь приучая советского человека к разумному-доброму-вечному. Как только эта планка рухнула, люди в массе своей выбрали шансон и попсу, боевики и дешёвые сериалы.
Похоже, доля истины есть в обоих суждениях. Давайте просто посмотрим на программу передач из 1991-го года – да, это уже «переходный период», советское наследие соседствует с новыми веяниями, тем и интересно.
Человек мог начать день с барочной сюиты Телемана. Затем, по второму каналу – целый час ансамбля Марка Пекарского, это совсем джаз-авангард. В 14-35 – милый и неглупый бард Дольский. Дальше в сетке – «Музыканты – детям Чернобыля», вечером – легендарная теперь «Программа «А», «Музобоз», «Пятое колесо», загадочная «Музыкальная лоция» и «Шлягер-91», и совсем ночью – «Джазовые портреты». Кажется, было, к чему приобщиться.
В пятницу, в 18-15 – Андрей Битов и Резо Габриадзе, «Диалоги», хотел бы я это увидеть. А по четвёртому каналу – образовательные передачи не только по английскому, но и по французскому, испанскому и итальянскому (!) языкам. «Минуты поэзии», «Разминка для эрудитов», «Литературные этюды», «Страницы высокого вдохновения» - такие вот названия передач.
Вовсе не клоню к тому, что там было лучше и культурнее; прекрасно помню, что от многих этих телепрограмм веяло непроходимой скукой и тем самым официозом. Но ведь и планка задавалась, хорошая планка.
И вот вопрос, который не перестаёт меня занимать: мог ли условный тракторист Петя проникнуться Телеманом или Марком Пекарским, включив поутру телевизор? Работало ли вообще это массовое насаждение культуры, делало ли общество в целом культурнее и просвещённее?
|
</> |