Программа общего верхнего образования

топ 100 блогов ailev31.07.2010 Я уже многократно писал о том, что считаю свою работу консультанта причастной к образованию (например, http://ailev.livejournal.com/759616.html), а время от времени составляю всякие программы типа программы по традиционной системной инженерии http://ailev.livejournal.com/739256.html, и даже читаю "просто лекции" типа небольшого введения в системную инженерию http://ailev.livejournal.com/757223.html).

Повторюсь: в образовании я считаю главным его содержание (чему учить), а не форму (как учить -- хоть знаниевой таблеткой на ночь, хоть в виртуальных мирах, хоть в кэмповерах с методами подъема мотивации использованием блэкджека и шлюх 2.0).

Мой предыдущий "большой список" общих курсов (то есть до "профессионализации") для современного человека был тут (октябрь 2008г., почти два года назад): http://ailev.livejournal.com/625203.html. С тех пор много много воды утекло, много было переосознано.

Я ориентируюсь в этой программе на 5-6 лет учебной пахоты (любым методом, хоть обучением во сне) full time, не меньше. На выходе, конечно, будет не энциклопедист-polymath, а что-то другое -- современный неглупый и организованный (внутренне дисциплинированный) человек. Еще раз: профессионализация (специализация) в этом курсе пока не рассматривается, это только общие знания.

Опыт указывать литературу/авторов в качестве указания на содержание знаний (как минимум, указание на какую-то школу) мне очень понравился, поэтому я кое-где даю ссылки на литературу. В принципе, можно было бы сделать второй проход по этому тексту, прописав "обязательное чтиво" -- это бы и задало объем. Конечно, курс не сводится к чтиву. Предполагается, что будут освоены какие-то навыки применения методов и инструментов, описанных в чтиве.

В основе -- конструктивизм ("понять что-то -- это уметь такое сделать, в том числе отмоделировать") и конструкционизм ("сделал сам -- покажи другим"), то есть инженерный (а не исследовательский) подход. Причем эта деятельность проходит в коллективе (личное взаимодействие) и в обществе (безличное взаимодействие). Т.е. готовим деятеля, а не университетского ученого. Считаем, что деятель и исследовать может. А вот исследователь деятелем обычно стать не может, подготовки не хватает.

Приведенный вариант -- это самое начало работы, схватывающий основную идею черновик. По форме это, конечно, каталог методов (и в таковую форму его еще нужно будет перевести, сейчас даже заголовки там "не по форме"). Идеал -- когда человек-"выпускник" владеет перечисленными методами в качестве общей части своего верхнего образования.

Поскольку речь идет о методах, то под каждой строчкой подразумевается:
-- описание работчих продуктов (в том числе моделей и используемых языков для их записей)
-- описание практик
-- описание ролей и компетенций
-- описание инструментов (например, софта)
То есть дается не "чистая теория" (только модели), но и инструменты и практики.

Воспитанием этот курс не занимается, но кое-что из методов на эту тему есть. Это может вызвать споры, но пока я пишу это в раздел "безопасность" (самого разного свойства), хотя это и очень спорная точка зрения. Безопасность и защита -- про заповеди ("не делай того, не делай сего") и обеспечение их соблюдения. Поэтому в качестве рабочей гипотезы я беру в качестве более общей рамки более "операционную" безопасность, а не этику/мораль. И сюда же попадает вся "общественная безопасность", защита от насилия одних граждан над другими при помощи или без помощи государства. Тут еще думать и думать.


По сравнению с предыдущими версиями я также отменю прихваченную когда-то от Кена Уилбера классификационную последовательность "я-мы-оно". И сокращаю уровень подробности (предполагается, что каждая строчка -- это как минимум базовый учебник в данной предметной области. Ежели что рискует выпасть за пределы базового учебника, я пытаюсь упомянуть это явно: например, австрийская школа экономики, а не просто "экономика"). Кое-где я делаю пометки [ссылочно], если данные темы могут разбираться подробно в других разделах программы.

Над сбалансированностью уровня изложения каждого пункта пока не задумывался, т.е. можно найти и строчку на 300 часов занятий, и на 30 часов.

Предлагающийся порядок изложения не соответствует порядку изучения, да он и не слишком важен. Хотя опора в этом варианте образования делается на методы мышления с упором на формальные методы -- то есть первые три раздела не случайно первые (без них, например, контрфактуальная аргументация в разделе "безопасность" будет непонятной, ибо "какая такая контрфактуальность?!"). В остальном на этот массив знаний может быть навешано несколько разных классификаторов, выберите себе подходящий.

Сложно с критикой данной программы: критика от тех, кто владеет предлагаемыми методами, безусловно, была бы крайне полезной. Беда в том, что самые громкие критики обычно "не в теме" (в данном случае уместно привести пример с первоклассником, критикующем предлагаемую ему хорошим лицеем программу как "нереально трудную, мало художественных книжек и мороженного").

0. Пререквизит: английский язык.

1. Мышление
1.1. Современная логика: аналитическая школа (critical thinking) -- Андрей Шуман, "Современная логика" (2004г.). Убедительная речь, обоснования (в том числе инженерные http://ailev.livejournal.com/811715.html), рациональность, контрфактуальность (counterfactuals). Другие логические школы (например, генетически-содержательная логика СМДМ, логики идеалистической философии, пост-аналитической философии).
1.2. Терминология, словари (и соответствующие стандарты).
1.3. Онтология -- теория о бытия ("что есть в мире"). -- [Тест на понимание "некомпьютерной части": одобрить или содержательно критиковать работу Сергея Дацюка -- http://www.uis.kiev.ua/xyz/tv/tv-book.htm]. Компьютерная часть: Handbook on ontologies, second edition (2009). Стандарты, в частности ISO 15926 [тест: типизировать какую-нибудь метамодель/стандарт в ISO 15926]. Simsion, Witt: Data Modeling Essentials (third edition, 2005). Концептуальное моделирование.
1.4. Гносеология (теория познания, исследование разума): методология науки и эпистемология. Герменевтика (смысл и толкования). "Принятие теорий всерьёз".
1.5. Радикальный конструктивизм. Меметика и Dawkins. "Теория всего" Кена Уилбера (восемь групп описаний).
1.6. Системное мышление (systems thinking), системный подход. Системные движения и мыслительные технологии (СМД-методология, ТРИЗ, thinking processes из теории ограничений и т.д.). SWAT by Timothy Johnson, Journey through the systems landscape by Harold Lawson. Системы систем, холоны.
1.7. Теория вероятностей и статистика.

2. Язык. Нотационная инженерия.
2.1. Лингвистика (естественный язык) -- в том числе работы В.А.Тузова ("Компьютерная семантика русского языка"), generative approach и прочие подходы. Важнейшие искусственные языки (http://conlang.org/, список рассылки http://listserv.brown.edu/archives/conlang.html). Компьютерная лингвистика, The Handbook of contemporary semantic theory (1997, что-то быстро не нашлось аналогичного по scope и поновее).
2.2. Контент-анализ. Вопросно-ответные системы (IBM Watson) и языковые фреймворки (UIMA и др.).
2.3. Дизайн языков программирования, языков моделирования, языков разметки.
2.4. DSL, языковой дизайн предметно-ориентированного языка.

3. Программирование и моделирование, представление знаний, формальные методы -- в аспекте computer science/даталогии (оперирование байтами безотносительно их смысла).
3.1. Понятие программирования (планирования, исполнения, вычисления). Аппаратура. Компиляторы, интерпретаторы. Семантика и синтаксис.
3.2. Мультипарадигмальное программирование: основные парадигмы и поддерживающие их языки.
3.3. Интерактивное программирование. Исполняющие среды. Language workbenches. Суперкомпиляторы.
3.4. Программирование-в-малом и программирование-в-большом. Параллельное программирование. Коммуникации и интернет.
3.5. Моделирование. Работы группы AtlanMod, Handbook of Dynamic Systems Modeling (2007) -- системная динамика, Modelica и т.д..
3.6. Масштабирование (работы STEP).
3.7. Базы данных и persistance. Семантическая интеграция данных.
3.7. Агентский подход, генетические алгоритмы.
3.8. Использование формальных методов.

4. Праксеология и ситуационная инженерия методов.
4.1. Основы праксеологии (Котарбиньский, Мизес и др.) и других теорий деятельности (СМДМ).
4.2. Методология (СМДМ и другие). Стандартизация, как форма бытования методологии. Моделирование (discovery, "демистификация мастерства") и дизайн методов.
4.3. Ситуационная инженерия методов (http://www.jucs.org/jucs_16_3/situational_method_engineering_state/jucs_16_03_0424_0478_henderson.pdf). Стандарты описания методологий разработки (практик и жизненных циклов). Расширения ISO 24744. Каталоги методов (OPFRO). SEMAT. Различия между проектными, процессными и практическими описаниями деятельности. Уровни зрелости деятельности.
4.4. Языки паттернов.
4.5. Организационные нормы (business rules).

5. Что делать: развитие.
5.1. Философия развития. S-кривые развития.
5.3. [ссылочно] Предпринимательство. "Дилемма инноватора" по Кристенсен.
5.2. Сингулярность и Человечество+
5.4. Управление развитием: себя, соседа, фирмы, отрасли, общества. Координация развития (форсайты, роадмэпы, промышленная политика). [ссылочно: стратегирование, безопасность -- австрийская школа экономики]

6. Что не делать: безопасность и экология.
6.1 Научные школы в гуманитарных дисциплинах. Методологический индивидуализм и коллективизм. Отличия научных школ от политических философий. Книжки издательств ИРИСЭН, СОЦИУМ в ассортименте.
6.2. Этика. Мораль. Ненасилие и справедливость. Право. Праксеология и право: австрийская правоведческая школа (Kinsella).
6.3. Государство. Страховая концепция государства.
6.4 Праксеология и экономическое мышление: австрийская экономическая школа, вирджинская школа общественного выбора, краткая характеристика других экономических школ.
6.5. Инженерия общества, управление развитием общества (в т.ч. промышленная политика).
6.6. Инженерная онтология безопасности и защиты (по Donald Firesmith).
6.7. Техническое регулирование. Моделирование целей заинтересованных сторон и правовых конструкций (NOMOS).

7. Инженерия психики [OpenMeta] и тела.
7.1. Активное сознание (психонетика).
7.2. НЛП и его современные последователи (типа clear speak, metapractice и т.д.).
7.3. Интегральная психология (в т.ч. организация религиозного опыта).
7.4. "Двигательный процессор" (модель тайцзи).
7.5. Внешняя перспектива (инженерия для психики): презентация -- см. http://kapterev.livejournal.com/696992.html, дидактика (instructional design), актерское мастерство, коммуникативные практики, user experience design и HCI. Коучинг. Поток (Чиксентмихай) и его обеспечение.
7.6. Экзокортекс и его организация. GTD.

8. Системная и программная инженерия.
8.1. Введение в системную инженерию. Введение в программную инженерию (как часть системной инженерии!). Различия между системным инженером и менеджером проекта.
8.2. Виды жизненного цикла (agile против водопада, ICM, OPEN/Metis и т.д.)
8.3. Моделеориентированная инженерия требований.
8.4. Моделеориентированная инженерия системной архитектуры и методы проектирования (generative design).
8.5. Валидация и верификация
8.6. Управление конфигурацией и кодирование, вынос в реальность. Управление версиями.
8.6. Порождающее производство.
8.7. Эксплуатация и ремонт "по состоянию". OpenO&M.
8.8. DevOps (как в программной, так и в железно-системной сфере).
8.9. Systems family engineering, product line и прочий переход от единичного производства
8.10. Системная инженерия технической платформы

9. Инженерия организаций [PraxOS, http://community.livejournal.com/praxos/7722.html с дополнениями, после "/" названия практик по ISO 15288]
9.1. Стратегирование, цели, KPI / описание ЖЦ
9.2. Управление проектами и управление портфелем, в том числе планирование (Handbook of Scheduling, 2004), СС, LastPlanner, beyond budgeting -- включая управление цепочками поставок и логистику / управление проектами и управление портфелем
9.3. Управленческий учет (throughput accounting), бухучет (пост мортем) / измерения
9.4. Мегамодель организации (оргмодель, enterprise architecture -- группы описаний) / управление информацией
9.5. Архитектура сервисов, ответственностей, полномочий (включая архитектуру IT-систем и оргструктуру. Конфликты интересов. Модель мотиваций. Заинтересованные стороны и их цели). SOA, DEMO (включая теорию communicative actions) / управление инфраструктурой
9.6 Инициирование и проведение организационных изменений (мероприятия активного типа, team building и т.д.). Цикл непрерывных улучшений, методы Six Sigma и прочие из этой серии (и их связь с TOC). / управление инфраструктурой и управление персоналом
9.7. Управление данными. Качество данных. Мастер-данные. Промышленные каталоги. Учет/регистрация, handover. Датацентрика против документоцентрики. Электронная подпись. / управление инфраструктурой
9.8. Сообщества (community of practice). Управление tacit knowledge.
9.9. Управление талантами (компетенциями). / управление персоналом
9.10. Методы групповой коммуникации (групповая динамика, конфликтология и принципиальные переговоры, коучинг, консалтинг, игровые техники).

10. Культура и искусство.
Не смотрите телевизор из соображений гигиены. Не читайте top 10 из книжных рейтингов, нарветесь на женские детективы. Читайте ЖЖ, вам про современную культуру все расскажут и даже покажут, на каких торрент-серверах ее брать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Е ще недавно незнакомое для 99% процентов людей на Земле слово «конспирология» за какие-то два последних года прочно укрепилось в сознании подавляющего большинства населения нашей планеты. Если кто-то думает, что это только 2русская забава», то ...
Самый первый советский по-настоящему новогодний фильм, полностью посвященный празднику, - это "Чук и Гек", снятый в 1953 году по  рассказу Аркадия Гайдара, который первоначально в 1939 году назывался "Телеграмма" и был вообще-то написан в традициях русского святочного ...
View Poll: #1964522 Текстополотна не будет, потому что это надо слушать ... ...
Обычно все эти истории про мумии инопланетян и невиданных существ заканчиваются одним - фальсификация, подтасовка и муляж. Но тут все иначе... В октябре 2003 года собиратель артефактов индейской истории по имени Оскар Муньос (исп. Oscar Muñoz) исследовал заброшенный чилийский ...
В двенадцатом веке епископ Линкольна Хью посетил аббатство Фекам. Монахи показали ему свою самую ценную реликвию, руку Марии Магдалины. Согнувшись поближе, словно чтобы поцеловать ее, Хью отгрыз кусок. Монахи, вероятно, были расстроены тем фактом, что он положил в карман ...