Прогноз событий в Сирии


◾️ Гражданская война. Наиболее вероятным станет сценарий столкновения боевиков «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в РФ), захвативших власть в Дамаске, с курдами на северо-востоке и потенциально восставшими террористами «Исламского государства» (запрещено в РФ).
Уже начались столкновения ХТШ с курдами, которые при поддержке американцев контролируют ключевые нефтяные месторождения с Сирии. Взяв их под контроль, боевики обеспечат себе финансирование режима. Сирийский народ был истощен коррупцией, отсутствием электричества и тепла, этим объясняется такая низкая поддержка Асада как среди населения, так и в армии, сдавшей страну за 12 дней.
Именно доходы от продажи нефти могут дать террористам ХТШ возможность удержаться у власти. Помимо курдов в стране присутствуют алавиты и друзы, которых могут попытаться истребить радикальные исламисты. В таком случае гражданская война неизбежна.
◾️ Интервенция со стороны Израиля. По сообщениям израильских СМИ, танки Армии обороны Израиля уже вошли в буферную зону на границе с Сирией и перевели на дистанционное обучение школы на сирийских Голанских высотах, которые Израиль оккупирует с 1967 года. Это значит, что с Голан израильские военные будут обстреливать цели внутри Сирии. Нетаньяху хочет воспользоваться общим государственным хаосом — в перспективе оккупировать новые территории, а пока израильская армия может разрушить туннели, по которым оружие из Ирана по территории Ирака и Сирии попадало в Ливан для «Хезболлы». Падение Асада играет на руку Израилю, так как потеря Сирии — крупное военное и политическое поражение для Ирана.
◾️ Интервенция со стороны Турции. Турция, которая и так контролирует обширные территории на севере Сирии, может начать полномасштабное вторжение в страну для ликвидации «курдского вопроса» и захвата земель, которые турки считают принадлежащими Османской империи. Главным образом падение Асада стало крупной победой Эрдогана, который после Карабаха пытается решать задачи в южном подбрюшье Турции, параллельно продвигая турецкие интересы в Центральной Азии. Оккупация страны Турцией не считается маргинальной идеей среди боевиков ХТШ, которые спонсируются Анкарой — они будут выполнять любые ее требования — кто платит, тот и заказывает музыку.
◾️ Попытка воссоздания Исламского государства (запрещено в РФ). Общая дестабилизация в стране и выпуск из тюрем тысяч боевиков ИГ новыми властями создадут прямую угрозу не только Сирии, но и всему Ближнему Востоку, а в перспективе — Европе и России. ИГ располагает разрозненными базами на востоке Сирии, массовое возвращение туда своих сторонников главари террористов воспримут как шанс воссоздать исламское государство. В таком случае терроризм распространится на Ирак, Ливан, Иорданию, Турцию и другие страны региона, за исключением Израиля и США, которые принимали участие в создании ИГ. Не допустить возрождения ИГ — единственный вопрос, по которому среди всех участников (видимо, уже ушедшего в историю) астанинского процесса присутствует консенсус. В долгосрочной перспективе возрождение ИГ означает необходимость переключения внимания России на Ближний Восток, ведь среди сторонников террористов огромное количество выходцев из Центральной Азии. Это потребует как усиления мер безопасности внутри России, так и ужесточения миграционного законодательства и пограничного контроля.
◾️ Разделение Сирии на несколько частей: Курдское государство, квазигосударственное образование под контролем ХТШ, зона контроля Израиля, зона контроля США в районе базы Эт-Танф, зона контроля России.
Российские военные присутствуют в Сирии на авиабазе Хмеймим и в пункте материально-технического обеспечения в Тартусе. В 2017 году Москва и Дамаск договорились о размещении на этих базах российских сил на 49 лет, то есть до 2066 года.
Сирийский премьер после захвата столицы боевиками сообщил, что вопрос российского присутствия уже не в его компетенции, это будут решать новые власти. Российская военная база обеспечивала нашей стране присутствие в Восточном Средиземноморье и предоставляло большой козырь для влияния на США, Израиль, Турцию, Иран, монархии Персидского залива.
Ключевая задача Москвы сейчас — сохранить базы в Сирии и обеспечить безопасность гражданам РФ, все еще находящимся в стране. От этого во многом зависит будущее российской внешней политики на Ближнем Востоке и имидж Москвы в странах глобального Юга.