Проекты В.В.Шервуда на Старой площади

Ильинскому скверу,откуда очень удобно изучать здания на Старой площади,и вдоль Лубянского проезда
Пока посмотрим на монументальные строения начала 20 века на Старой площади
На месте современных владений 2, 4, 6 находился большой участок, родовая усадьба, принадлежавший в конце XVII в. и в XVIII в. купеческой фамилии Филатьевых, известных строителей Никольской церкви «Большой Крест» на Ильинке.


По разысканиям А.И. Аксенова, автора книги «Генеалогия московского купечества XVIII в.», Филатьевы, некогда богатые купцы, занимавшиеся пушниной и соляными промыслами, с XVII в. постепенно приходят в упадок, причиной которого было введение государственной монополии на пушнину, да еще и случившиеся пожары и потопы на соляных промыслах, от которых «многие убытки причинились». В петровское время богатые купеческие фамилии разорялись из-за непосильных налогов – вот и Филатьевы жаловались, что, кроме основных налогов, они вынуждены платить «государевы подати драгуны и фураж, и в рекруты провиант, и на известь, и в недостаточные Московской губернии на расходы, и всякие протчие случившиеся для военного случая поборы».
За угловым зданием № 2/14 начинаются эффектные строения последних лет Российской империи. Первые два из них выстроены по проектам архитектора Владимира Владимировича Шервуда, работавшего для крупных заказчиков.
Владимир Владимирович Шервуд – потомственный архитектор.

Его отец, Владимир Осипович, в свое время построил Исторический музей на Красной площади и был рьяным последователем «русского стиля». Старший брат Владимира Владимировича также стал архитектором, а младший прославился как талантливый скульптор. В конце XIX в. Владимир Владимирович Шервуд окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В начале XX в. он построил ряд доходных домов в Москве, а также знаменитый деловой центр на Старой площади, в котором сегодня располагается Администрация Президента. Свои творения Владимир Владимирович создавал в стиле модерн. После революции он остался в России, но больше ничего не строил.
Как и большинство соседних зданий, Дом В.И. Титова, выполнен в стиле строгого рационализма, без декоративных излишеств. Хотя знатоки архитектуры отмечают, что в декоре можно разглядеть элементы романского зодчества.


Дом под № 4 построен для мануфактурщика В.И. Титова, который в 1912 г. полностью переделывает всю застройку – возводит большое и солидное здание, где находились жилые квартиры, отдаваемые внаем, а на нижних этажах многочисленные торговые предприятия.
Известно, что в середине XVIII в. на этом участке, в глубине его, находились каменные палаты Филатьевых, а позади, ближе к Ипатьевскому переулку, был сад. Большое владение разделилось на несколько частей, но центральная его часть, там, где теперь дом № 4, осталось во владении Филатьевых до конца XVIII в. Позднее по красной линии проезда вдоль Китайгородской стены также появились каменные здания, объединенные в один объем и перестроенные в 1830-х гг. в классическом стиле – с портиком и фронтоном для братьев Федора и Евграфа Кармалиных.
В 1864 г. архитектор В.Н. Карнеев перестраивает это здание для Медынцевых, известной в Москве купеческой фамилии, надкладывает третий этаж и меняет декор фасада в формах эклектики. В начале XX в. во всех строениях находились меблированные комнаты и самые разные торговые и ремесленные заведения.


С 1923 г. в этом доме поместился Центральный комитет партии коммунистов, занимавший его до 1991 г




После 1991 г-Администрация Президента

Следующий дом (№ 6), как и предыдущий, был построен по проекту того же архитектора – В.В. Шервуда, и в то же время в 1912 г. М.Ф. Арманд – владелица этого участка, при которой по красной линии Старой площади стоял двухэтажный доходный дом. Она решила извлечь наибольшие выгоды из его местоположения и выстроить большое пятиэтажное здание для магазинов и контор. На фасаде его, слева и справа, выделяются два ризалита (выступающие части), оформленные в виде крепостных башен, вторящих Китайгородской стене, проходившей перед зданием. В 1941 г. с левой стороны пристроили еще один объем с парадным входом.



Фамилия Арманд была в советское время известна многим – ее носила после выхода замуж за отпрыска семьи богатых фабрикантов, обрусевших французов, переехавших в Россию, революционерка и феминистка, незаконная дочь французского актера Элиза-Инесса Стефан. Ее связывали с «вождем революционного пролетариата» Лениным не только общие идеи, но и тесные личные отношения.
Примерно в середине XIX в. правнук основателя Евгений Арманд приобрел основанную в 1844 г. шерстоткацкую фабрику в подмосковном селе Пушкине, одну из первых в России оборудованную механическими ткацкими станками. Он оснастил ее новым оборудованием, расширил, построив каменные корпуса ткацкого и красильного отделений. В конце XIX в. у мануфактур-советника Евгения Евгеньевича Арманда на фабрике стояли восемь паровых машин и работали 1200 человек. В 1907 г. было образовано «Товарищество Е. Арманд с Сыновьями», управлявшее ткацкой, красильной, отделочной фабриками, газовым заводом с 2 тысячами рабочих. При фабриках Арманд открыл больницу и библиотеку, много помогал рабочим, идя навстречу их требованиям. У Армандов был особняк в Пушкине и богатый загородный дом в ближнем селе Ельдигине.
После взятия власти и переезда советского правительства из Петрограда в Москву в этом доме, как, впрочем, и в соседних, находились различные учреждения. Здесь с первых лет советской власти поместился Народный комиссариат труда, а впоследствии Московский городской и областной комитеты коммунистической партии. В настоящее время здесь учреждения Московской области – дума и правительство.
|
</> |