Проект скоростного транспорта в Донбассе
sevabashirov — 30.01.2024 На постсоветском пространстве существует уникальное по своим размерам полицентрическое скопление городов, фактически являющееся сплошной урбанизированной зоной - Большой Донбасс, включающий в себя собственно ядро Донецкого бассейна (конурбация вокруг Донецка и Луганска), а также примыкающий к ним узел Ростова-на-Дону и крупный прибрежный Мариуполь. Чем-то похоже на немецкий Рейн-Рур (где есть практически слитный Рурштадт, а южнее вдоль Рейна ряд городов, тяготеющих к Кёльну). А наличием обширной пустоты - на нидерландский "кольцевой город" (Рандстад).Итого в этом регионе на момент распада СССР жило более 10 млн человек, да и сейчас при всех "но" миллионов шесть-семь остается. Конкурировать по размеру могут только Московская система расселения (впрочем, она далеко впереди, более 20 млн), Большой Петербург (7 млн), а также уже более чем 10-миллионная Ферганская долина, которая при этом все же значительно менее развита в плане урбанизации.
Для более детального изучения рекомендую серию постов в журнале doncunita (1, 2, 3, 4, 5), откуда в том числе нижеприведенные карты - "мегарегионов" и урбанизированных ареалов (кликабельно). С цифрами осторожно - здесь данные начала 2010-х, еще довоенные, сейчас по собственно донбасской части раза в 1,5 меньше (а местами и вдвое).
Довольно очевидно, что основные городские центры (урбанизированные ареалы от 200 тысяч человек и более) образуют асимметричную "восьмерку": большое 600-километровое кольцо соединяет все главные города - Донецк, Луганск, Ростов, Мариуполь, а малое 400-километровое охватывает важные субрегиональные центры в ядре угольного бассейна.
Так и напрашивается наметить маршруты скоростного транспорта, соединяющие по указанным траекториям крупные города, с расстояниями от 30 до 75 км между соседними пунктами. В зонах 15-20-километрового охвата двух десятков станций живет более 80% населения Большого Донбасса. Буквально на коленке набросал следующую схему:
Донбасское Большое Кольцо: Ростов - Таганрог - Новоазовск - Мариуполь - Волноваха - Донецк - Горловка - Алчевск - Луганск - Краснодон - Каменск - Шахты - Аэропорт - Ростов;
Донбасское Малое Кольцо: Донецк - Покровск - Краматорск - Северодонецк - Луганск - Антрацит - Шахтёрск - Донецк.
Размещение на карте чисто условное, также не оговариваю конкретный вид транспорта (вопрос адресуется специалистам). Точно поставил только остановку возле аэропорта Платов; возможно, пересадочные узлы также имеет смысл организовать возле соответствующих аэропортов, которые рано или поздно нужно будет восстанавливать. Если кто-то захочет слепить из этого наброска конфетку - можем обсудить детали.
P.S. В Ферганской долине, кстати, тоже восьмерка прослеживается - большое кольцо внутри трех узбекских областей (Андижан - Фергана - Коканд - Наманган), по которой вроде как уже официально рассматривается запуск ж/д-маршрута, и малое трансграничное с Киргизией (Андижан - Ош - Джалал-Абад).
Тема может быть интересна для acer120, doncunita2, grekodonbasslon, luol_carmelo и других.
|
</> |