Проект "Русский ковчег" - от мечты к реальности
iov75 — 11.04.2024В статье (она будет разбита на части) проанализирую продвигаемую среди современных интеллектуалов идею «Русского ковчега».
Ставлю перед собой задачу ответить на следующие вопросы (скорее всего, по ходу погружения в тему их будет больше):
- Что это? Философская блажь или необходимость?
- Есть ли связь в прошлом и какой актуальный потенциал в будущем?
- Это модная политическая мифология?
- Есть ли общественный запрос на эту идею или это конъюнктурный проект?
- Как эта идея реально поможет в идущей когнитивной войне?
- Есть ли связь между «Русским ковчегом» и Русским православием?
Мне важно понять актуальность этой матрицы, в связи с последним наказом всемирного Русского собора по связке «Русского мира» и «Русского православия». Особенно, в связи с будущим обвинением РПЦ МП в ереси этнофилитизма.
Цитата:
Россия является создателем, опорой и защитником Русского мира. Границы Русского мира как духовного и культурно-цивилизационного феномена существенно шире государственных границ как нынешней Российской Федерации, так и большой исторический России. Наряду с рассеянными по всему миру представителями русской ойкумены, Русский мир включает в себя всех, для кого русская традиция, святыни русской цивилизации и великая русская культура являются высшей ценностью и смыслом жизни.
Высший смысл существования России и созданного ею Русского мира - их духовная миссия - заключается в том, чтобы быть всемирным «Удерживающим», защищающим мир от зла. Историческая миссия заключается в том, чтобы раз за разом обрушивать попытки установления в мире универсальной гегемонии - попытки подчинить человечество единому злому началу.
Построение тысячелетней российской государственности является высшей формой политического творчества русских как нации. Разделение и ослабление русского народа, лишение его духовных и жизненных сил всегда приводило к ослаблению и кризису Российского государства. Поэтому восстановление единства русского народа, а также его духовного и жизненного потенциала являются ключевыми условиями выживания и успешного развития России и Русского мира в XXI веке.
Конец цитаты.
Я отдаю дань уважения разработчикам идеи "Русского ковчега" хотя бы в силу того, что они не считают нынешнюю Россию, и сложившейся в ней трёхголовый химерический строй, выразителем этой мыслеформы. Это реалистично и честно. Я говорю о мировоззренческом синкретизме российской капсистемы ментально состоящей из романтизированного "хрустобулочного" имперского прошлого; социалистической героизации (СССР и его победы в ВОВ) и современного социального дарвинизма. Это трёхголовый Левиафан – отрицаемый и отторгаемый жизнью.
Ирония Провидения в том, что российская капсистема, создаваемая с одной единственной целью – встраивания в более мощную глобальную капсистему, вошла в жёсткую конфронтацию с последней. Причём, что очень важно, изменить волевым усилием сверху выстроенную властную пирамиду (не нарушив её фундаментальных принципов) и сложившийся элитарный консенсус, сама система не в состоянии. Тут шанс нулевой. Это принципиальный момент. Косметические перестановки чинуш и внутренняя борьба за финресурсы не имеют принципиального значения, поскольку не затрагивают "ядра".
Говоря об идеи "Русского ковчега", авторы говорят об альтернативном цивилизационном проекте (выходящим за рамки только России). О потенциале, возможности России реализовать скрытые в её недрах сакральные смыслы Божьего замысла.
Сравнивать духовно-нравственное состояния современной западной цивилизации с развращенной цивилизацией предшествующей библейскому потопу, наверное можно. Как можно и противопоставлять этому инфернальному трешу светлый и высокодуховный облик России. Бумага стерпит и не такое. Но вот не видеть, что управляющий класс России пока ещё мало чем (по сущности) отличается от злобного "антагониста" - это впасть в информационный лунатизм. Ведь совсем недавно было так:
А теперь бывает и так:
Сейчас есть политический заказ на гиперкритику западной цивилизации. Есть высшая отмашка на теории заговора, конспирологию кроме тех, что связаны с "протоколами сионских мудрецов". Это уже табу! Даже не пытайтесь, если не хотите очень быстро присесть в Магадане. Но вот в чем вопрос: "Является ли критика Запада результатом нашей собственной внутренней саморефлексии или это политический, конъюнктурный момент в силу сложившихся грозных обстоятельств"? Всем уже более-менее понятно ПРОТИВ чего выступает Россия, но вот ЧТО она несёт взамен (в идейном смысле)... с этим не понятка. Отрицательная повестка сформулирована, а положительная не ясна. Ведь тупо комбинируя прошлые идеалистические образы сгенерировать на горА новое можно (философы это умеют), но к реальности, как показывает наша новейшая история - это не будет иметь никакого отношение. Точнее будет, отрицательное. Да и потом, без МАТЕРИАЛЬНОГО воплощения, идея так и останется на бумаге. Есть целое кладбище мертворожденных идей. А в интернете их миллионы йобибайт.
А если в условном завтра российская знать (русское слово имеет два лексических значения: знать — "высшие слои общества"; знать — "быть в курсе чего-либо) договорится с западными элитами и получит гарантии безопасности (так как они себе это представляют), то нынешние критиканы мгновенно станут маргиналами? Как условный Дзен вырубает авторов многие уже в курсе. Вобщем тут прав И. Ильин: "Мы не выйдем из этой окаянной смуты, пока не отделим честно и чëтко правду от лжи, и не начнем стойко и мужественно выговаривать правду".
Буду считать, что все же идея "Русского ковчега" результат внутренних, осознанных размышлений умных и добрых людей.
Концептуально доктрина Русского ковчега базируется на 5 принципах (кратко):
1. Россия - суверенная страна цивилизация, стержнем которой является собственный канон духовно-нравственных, религиозных, культурных ценностей. Русский ковчег - это историческая форма Русского мира. Русский мир шире географических и политических рамок РФ. Об этом ниже.
2. На основе первого принципа выстраивается стратегия и тактика международных отношений, а также взаимодействие с иными державами.
3. Радикальный разрыв с глобальной повесткой "общечеловеческих ценностей" цивилизации Потопа (Запада) и его антибожественной парадигмой развития.
4. Чёткий, идеологически-непротиворечивый образ цивилизации Ковчега и человека в нём.
5. Открытость Русского ковчега как альтернативы новой нормальности и идущей апостасии для всех людей мира (включая людей доброй воли на Западе). Пятый принцип отрицает ныне популярную идею Караганова о России как осажденной крепости, давая оперативный простор для формирования блоков и союзов.
Как мог заметить читатель, эти принципы не атомарны, а вытекают один из другого (матрёшка). Вот почему к связке Русского ковчега и Русского мира стоит приглядеться внимательно.
Русский мир
Из всего многообразия формулировок, мне представляется адекватным интегральное определение доктрины Русского мира Виталия Аверьянова.
Русский мир – это поле тяготения Русской цивилизации, вовлекающее в себя представителей других народов, культур и цивилизаций. Это тяготение, «гравитация» Русского мира действует и внутри, и вовне России как государства, и в ядре, и на периферии цивилизации – природа этого тяготения связана с большим числом факторов и при этом несводима ни к одному из них.
Так, например, Русский мир несводим к своей территории или почве, хотя он и непредставим без них.
Русский мир невозможно свести к географии, поскольку в разные эпохи своей истории он по-разному проецируется на географию, являясь «геополитическим пульсаром». (В этом смысле утрата земель и пространств, нанося ущерб Русскому миру, не является для него определяющим; Русский мир может существовать и в усеченном, и в расширенном, развернутом варианте своего пространства, – и благодаря политическим границам, собирающим его, и вопреки границам, его разделяющим.)
Русский мир несводим к крови или генам, к биологической этничности, но, безусловно, он также и невыразим без конкретных носителей, то есть без русского генофонда. При этом в этническом плане он не исключает инородные элементы, а систематически включает их.
Русский мир нельзя свести к языку – но он и невозможен без русского языка в двух его главных ипостасях: как родного языка, конституирующего сознание русского человека, и языка как основного средства общения и взаимного сотрудничества с представителями иноэтнических групп в России.
Русский мир нельзя свести к религиозной вере, хотя и нельзя отрицать фундаментальный характер сакральных архетипов, заложивших основу цивилизации и придавших ей первоначальный импульс к развитию. В сердцевине Русского мира находятся его святые основоположники, при этом давно свершившимся фактом является то, что сам Русский мир, проходя становление в истории, предложил другим народам и религиям участие в общем деле строительства цивилизации.
Русский мир несводим к государству и государственности, однако в нем государство обладает исключительно важной миссией и оно абсолютно необходимо русскому человеку как фиксатор «твердых» форм цивилизации. Государство не всегда выступает инициатором новых решений и достижений Русского мира, но оно создает институты и механизмы, которые позволяют закрепить достигнутое, не растратить его впустую, сохранить и защитить его.
Русский мир трудно свести и к русской культуре, поскольку культура не включает в себя цивилизацию, ее инфраструктуру, ее технотронное измерение, а Русский мир объемлет собою и культуру, и цивилизацию.
Мир-системный анализ не ухватывает специфики и своеобразия Русской цивилизации, которая выступает в качестве «странной империи» — в ней дух совести и нравственности пронизывал отношения к инородцам и иноверцам. В русской «мир-империи» экспансия означала для других народов не захват и разграбление, а защиту и покровительство (как при царе, так и при советской власти); при этом империя поддерживает разнообразие и предотвращает смешение в этнокультурном и религиозном плане.
Важный этимологический компонент Русского мира – понятие «мiр», который в языковом сознании предстает как космос, род человеческий; община, общество крестьян. Мирами также называют планеты. В русском языке у этого слова есть омоним – «мир» как не-война, согласие, гармония. Это второе значение не имеет прямого отношения к смысловому стержню Русского мира. Корень «мир» в Русском мире тот же, что и в словах «мироздание», «миросозерцание», «миродержавие».
Некоторые авторы впадают в недоразумение, возводя концепт «Русского мира» к латинскому «Pax Romana», который как раз, в соответствии с латинской языковой традицией, означает вовсе не «человеческий космос», и не «общину», но всего лишь замиренную Римом часть мира – буквальным переводом этого термина могло бы быть словосочетание «римский договор» или «римский пакт» (пакт – слово того же корня). Этого юридического акцента понятие «Русский мир» начисто лишено. Корень PAX рождает в латыни такие смыслы как «мирный договор», «покой», «миролюбие», «смягчение», «соглашение»; «договариваться», «заключать договор», а также «укрощать». От него происходит и название океана – Тихий (Рacific), и известный термин «пацифизм». Все это как раз не «мiр», а «мир».
Русский мир не пацифистский, а скорее воинственный в том, что касается отстаивания идеалов справедливости.
Русский мир понимается также как тип человека, выработанного Русской цивилизацией, обладающего способностью к сплочению людей, в том числе других культур, вокруг общего дела, общего проекта, общего идеала. Собственно, Русский мир состоит из таких человеческих единиц, и динамика Русского мира всецело определяется динамикой данного антропологического типа.
Русский тип человека, в корне своем восточнославянский, однако исторически переросший родовые рамки и поднявшийся до уровня синтетического северо-евразийский типа, нельзя воспринимать как смешанный промежуточный вариант Запада и Востока. Это совершенно самостоятельный антропологический тип со своим собственным вариантом цивилизации. Русский мир не является производной каких-либо культурных заимствований, например, византийской цивилизации, он является наследником её традиции, а не повторяет её. Не является русский тип человека, равно как и Русский мир, ответвлением западноевропейского типа и мира, в этом отношении можно говорить лишь о тех или иных культурно-цивилизационных влияниях. На становление русского типа повлияли многие исторические факторы, в частности, такой мощный фактор как православие. При этом трудно говорить о формировании типа человека тем или иным фактором, что невозможно в силу самой природы человека (различные факторы всегда «наслаивают» на человека то или иное влияние, но не создают его несущую основу). При этом вполне допустимо говорить о выработке в ходе истории особого типа православия (русского), так же как и особого типа империи (русской), и особого типа социализма (сначала русского общинно-артельного, а затем цивилизационного советско-русского).
(…)
Русский мир находится в тесной взаимосвязи с другими мирами. Эту взаимосвязь можно представить себе таким образом. Сам Русский мир – круг, площадь которого отчасти совпадает с другими кругами. Таковыми «смежными» мирами являются – евразийский, славянский и православный миры. При этом славянский и православный миры в их самостоянии «выталкивают» из своего поля иноэтничные и инорелигиозные компоненты, и таким образом противостоят необходимым для Русского мира евразийским связям. В отличие от них Русский мир как цивилизационное единство позволяет на своем поле как славянской общности, так и православной общности вступать в конструктивные, гармоничные взаимоотношения с другими народами и традициями. Русский мир делает важные для него миры союзниками, а не конкурентами.
Русский мир все время шел впереди Российского государства и подстегивал его... В идее Русского мира изначально заложена энергия преодоления «геополитических катастроф» и вызовов со стороны враждебных субъектов мировой политики. Русский мир подчиняется природному закону приливов и отливов, «вдоха и выдоха»... Русский мир – энергия народа и цивилизации, которая напрямую не зависит от государства, а сама подпитывает и направляет его своими невидимыми токами.
Режимы и властители приходят и уходят, а Русский мир живет дальше, идет к новым свершениям и победам.
Каждый добросовестный гражданин Русского мира со зрелым самосознанием поддерживает лидеров не всегда и всюду, но в связи с осознанием им интересов и ценностей своей цивилизации, так же как и критикует он их не потому, что они ему «не нравятся», но в связи с тем же самым осознанием; другое политическое поведение – признак незрелости либо корысти.
Конец цитаты.
Вобщем, грузим Русский мир в Русский ковчег и отправляемся с попутным ветром в интеллигибельный мир (ноосфера?) обновленного человечества (шутка). Отрадно, что есть у людей понимание Промысла Всевышнего касательно Ноева потопа. Ноев ковчег - это всего лишь средство спасения, а не конечная цель. Цель - очищение мира от зла и человеческого разврата. Помните: "И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их". (Быт. 6). В Аггаде рассказывается, что перед тем, как Бог наслал потоп, он семь дней был в трауре по созданному миру. (Аггада включает притчи, легенды, сентенции, проповеди, поэтические гимны народу Израиля и Святой земле, философско-теологические рассуждения и т. п.). А вот идеей всемирного потопа было обновленное человечество. К большому сожалению, с этим как-то снова не вышло.
продолжение следует...