Проект EMIL: "тяжелый танк" Швеции
world_of_ru — 30.09.2015
Пока чех собирается с мыслями о последнем СТ из стартовой ветки
Чехословакии (а также в честь Международного дня переводчика),
переведу-ка я статейку о шведах, которые, как мы все помним,
придут к нам в следующем году.Автор: sp15
Прежде чем начать, я напомню, что уже третий раз возвращаюсь к этой теме. Но в этой статье я хочу рассказать вам полную историю о проектировании "автокрана" (kranvagn). Я не буду перегружать вас техническими деталями, поэтому, если вы хотите углубиться в них, можете
ознакомиться с моими предыдущими статьями по теме:
Swedish Tanks – Part XII: EMIL 1951
Swedish Tanks – Part XIII: EMIL 1952-1958

В начале 50-х шведская армия столкнулась с массовым устареванием своих бронетанковых войск, основу которых составляли легкие танки, вооруженные пушками калибра 37 мм. А в связи с тем, что холодная война потихоньку разогревалась в Корее, шведские военные сформировали требования к новому среднему танку. Это привело к созданию EMIL, проекта, который оказался слишком амбициозным для своего времени.
Предыстория
Где-то с 1944 года предпринимались попытки получить новый танк для шведской армии, когда военные запросили разработку двух типов более тяжелых танков. Первый из них это усовершенствованный Strv m/42 с лучшим орудием и новой башней, а другой - проект нового 30-тонного танка с более мощным вооружением и бронированием под названием Pricken. Но с окончанием войны проектирование 30-тонного танка было прекращено, был построен только модифицированный Strv m/42, однако его испытания в 1946 году не увенчались успехом. Вместо этого шведы начали искать новый танк на стороне. В 1946-47 гг. были попытки приобрести Шерман Файрфлай в Великобритании, однако образовались трудности с доступностью запчастей, поэтому сделку отозвали и раздобыли только один Файрфлай и некоторые другие варианты Шерманов для проведения испытаний.
И все же разработка шведского танка не остановилась. Ландсверк, разрабатывавший и производивший танки в период Второй Мировой, одновременно работал над рядом экспортных проектов. Кроме того, они разрабатывали для шведской армии 30-тонный истребитель танков/средний танк. Однако, когда в 1947 Ландсверк уже планировал собрать прототип, армейское командование вдруг решило прекратить разработку любых танков массой более 20 тонн. Вместо этого все усилия были направлены на один из проектов 20-тонных легких танков производства Ландсверк. Хохмы ради этот проект тоже отменили, когда армейское руководство осознало, что танки массой 20-25 тонн не смогут на равных противостоять современным средним танкам.

Проект легкого танка Lansen от Ландсверк
В 1950 после серии безуспешных попыток приобрести Центурионы или М46 Паттон, армия решила начать разработку замены для Strv m/42 под названием Проект EMIL и испытания легкого танка АМХ 13. В 1951 были сделаны первые эскизы нового танка.
Концепт
EMIL должен был стать шведским прото-ОБТ, в требования закладывались возможность уничтожить любую цель, которая встретится на поле боя и достаточная для шведского ландшафта подвижность. Огневая мощь этого танка сделает ненужным наличие отдельных истребителей танков, а бронирование будет достаточным, чтобы противостоять тяжелым танкам. И вся эта красота в рамках лимита массы, отведенного руководством шведской армии. Шасси также должно было использоваться для 15-см САУ и 57-мм ЗСУ, которые разрабатывались одновременно.

Чертеж проекта EMIL 1951 года
На проект 1951 года сильно повлиял АМХ 13, от которого позаимствовали качающуюся башню и кассетный автомат заряжания. Лицевая сторона башни для лучшей защищенности была перепроектирована по сравнению с французским аналогом, путем удлинения нижней части до башенного погона, чтобы получилась единая деталь, в отличие от качающейся верхней части и неподвижной нижней, характерной для АМХ 13.
Идея автоматической крупнокалиберной танковой пушки прорабатывалась шведской армией и до 1950 года. Основной посыл был в том, что использование для крупнокалиберных орудий кумулятивных снарядов сможет дать параметры бронепробиваемости, которые хотела армия. А использование автомата заряжания позволит быстро произвести второй выстрел по цели, если первый ее не достигнет. Но на тот период эти идеи были исключительно теорией из-за жестких ограничений по массе. Однако, при использовании качающейся башни, подобное орудие можно установить на гораздо более легкое шасси, чем при использовании более классического дизайна.
Одним из существенных требований проекта была необходимость обеспечить производство танка внутри страны. В основе него лежал опыт Второй Мировой, когда Швеция оказалась отрезана от поставок зарубежных танков. Это означало, что в военное время, практически все используемые Швецией танки необходимо было разработать и произвести с нуля, ошибка, которую шведы не хотели больше повторять.
Разработка
Процесс разработки танка распределили между тремя компаниями. Ландсверк, которому поручили конструирование корпуса и компоновку основных блоков, работал над макетом и сборкой корпуса. Бофорс руководил разработкой башни, орудия и автомата заряжания. А СФА (Svenska Flygmotor AB) поручили освоение и разработку нового двигателя. На весь проект отводилось 3-5 лет от начала до конца, причем основные компоненты должны были быть проработаны и переведены в чертежи в течение года. Но в 1952 году все еще оставались нерешенные вопросы, связанные с выбором двигателя, пределом массы и толщиной бронирования. Для выработки окончательных требований в 1952 году была проведена серия дополнительных обсуждение и исследований.
Изначально для проекта EMIL рассматривался 550-сильный двигатель производства СФА, но в 1952 решили, что на танк будут ставить лицензионный американский двигатель. Были изучены несколько вариантов в диапазоне мощности от 550 до 810 л.с. Это привело к тому, что EMIL разделили на три различные версии с различными двигателями и массогабаритными параметрами. Вместе с тем, компоновка всех трех вариантов оставалась одинаковой. По сравнению с версией 1951 года были внесены изменения, которые включали в себя переработку подвески, более широкие гусеницы, переработанную под влиянием ИС-3 лобовую часть и переход от сварки к литью для задней части башни.

Макет EMIL E3 1952 года
Самый легкая модель называлась EMIL вариант 1 (или Е1) и основывалась на оригинальном ТЗ 1951 года. Она должна была весить порядка 32 тонн, в зависимости от выбранной толщины брони и двигателя. Вооружалась 12-см орудием, так же как и было прописано в ТЗ. Этот вариант рассматривался для того случая, если удастся получить только слабомощные двигатели. EMIL вариант 2 был моделью среднего уровня, он был больше и тяжелее Е1, обладая массой в 34-39 тонн, в зависимости от двигателя и бронирования. Для него предполагалось оснащение 540- или 665-сильными двигателями, что дает соотношение мощности порядка 17-20 л.с./т. Изначально это был наиболее предпочтительный вариант, так как он обладал большим потенциалом для модернизации, чем Е1, но все еще мог производиться с шведским двигателем. Но после того, как было получено подтверждение на приобретение более мощных двигателей, Е2 наравне с Е1 оказались невостребованными и их проектирование было свернуто в конце 1952 года. Вариант 3 был самой тяжелой моделью с массой порядка 38-42 тонн. Эта версия считалась нереалистичной, так как не было подходящего шведского двигателя, но стала наиболее предпочтительной после того, как стали доступны американские моторы. На Е3 предполагалось то же орудие, что и на Е2 (150 мм гладкоствольная пушка), но он мог быть более бронированным спереди и по бортам, при сохранении хорошей подвижности. В конце 1952 года Е3 выбрали основным вариантом, оттеснив Е1 и Е2, и став основой для всех последующих версий проекта EMIL.
Сложности
В 1953, после отказа в последнюю минуту от дальнейших переговоров о покупке АМХ 13 в результате личного вмешательства главнокомандующего, Швеция приобрела танки Центурион Мк. 3. После того, как неотложная необходимость в новом среднем танке отошла на второй план, судьба проекта EMIL подвисла в неопределенности. В конце концов, решили его, хоть и с меньшим приоритетом, продолжать, так как Центурион продемонстрировал неудовлетворительные качества и в последующем сохранялась нужда в лучшем танке.
Вскоре после 1954 года Бофорс объявил, что столкнулся с серьезными проблемами в ходе разработки башни. А именно, с гиростабилизацией и снарядами для новой пушки. Ранее в проекте приняли решение разделить разработку пушки и снарядов. Бофорс должен был заниматься разработкой орудия, а Управление вооружения армии занималось разработкой боеприпасов. Как можно себе представить, проблемы взаимодействия и координации были на первом плане. В итоге, это привело к тому, что разработка кумулятивного снаряда оказалась невозможной в оговоренные сроки, вместо этого Бофорс предложил использовать подкалиберы или HESH-и. В остальных аспектах дела были получше. СФА начал тестировать свой собственный двигатель для проекта EMIL наравне с американским. Этот двигатель превосходил по мощности американский и после всестороннего тестирования было решено использовать шведский мотор. В 1954 была реализована серия других изменений, основным из которых было улучшение углов вертикальной наводки с -12/+8 до -12/+12 градусов. Это позволило лучше стабилизировать пушку. Также это привело к увеличению массы башни на 3 тонны, несмотря на небольшое снижение бронирования её бортов.

Чертеж корпуса Krv
Под конец 1954 года проект EMIL достиг критической стадии, были подготовлены почти все чертежи и выбран двигатель для изготовления первого прототипа. Изначально были планы сделать два корпуса прототипов к маю-июню 1956 г., а третье шасси выпустить в 1957 для прототипа 15-см САУ. Вместо этого, было закончено только одно шасси прототипа, а другое было переработано под САУ. Чтобы запутать возможных шпионов, корпус прототипа называли "самоходный кран" ("Kranvagn") или сокращенно "Krv". Корпуса тестировали на проходимость и надежность до того момента, как Бофорс должен был предоставить башню, что ожидалось в 1957 году. В итоге Бофорс оказался неспособен создать пушку. Поэтому в 1958 в последних попытках спасти проект было предложено рассмотреть британские или французские альтернативы, даже был вариант с установкой башни Центуриона Мк.10 на шасси Krv в качестве альтернативы S-танку, но ничего не срослось. Это, а также покупка Центурионов Мк.10 забило последний гвоздь в крышку гроба проекта EMIL.

Прототип "самоходного крана" на зимних испытаниях 1957 года
Наследие
Хотя проект EMIL сам по себе завершился неуспешно, он послужил источником богатого опыта для шведской армии. Проведенные в ходе работы над проектом исследования легли в основу начальной разработки S-танка. Шасси "Kranvagn" стало одним из ходовых макетов для проверки концепции S-танка и использовалось для отработки гидравлически изменяемой подвески. А проект САУ привел к появлению Bkan 1, одной из наиболее впечатляющих артиллерийских систем своего времени. Завершение проекта EMIL также ознаменовало собой прекращение разработки в Швеции танков массой более 40 тонн до 80-х годов.
Сегодня корпус находится в запасниках музея Arsenalen. Недавно исторический консультант ВГ Юрий Пашолок снимал с него мерки. Вот фотографии с этого мероприятия, которые сделал Renhanxue (который, так же как и я, работает над шведской веткой для WOT).




Дополнение:
1. Для более глубокого понимания того, что хотели шведские

Тонки в одном масштабе, высота шведа по крыше башни - 2,35 м. Шведские гномики прилагаются в заводской комплектации. Справедливости ради, это, скорее всего, Е1.
2. Первой веткой шведов будут СТ с S-танком в топе. Krv по готовности.
3. Шведский тег мне запилите! Быстра!
|
|
</> |
Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию
Самый счастливый день в году
Китай бывает очень жесток
И ещё о ценах в Норильске
Газовые страдания.
"Всю генерацию Киева в ноль"...
С Днем матери!
Виртуально
Шутка: What's a Man?

