Продолжение про краски и шпаклевки.
alan_a_skaz — 18.12.2022 * Продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/250185.html(4). Пигменты. Казалось бы, можно как источник пигмента использовать готовые краски, оптимальнее всего гуашь: дешевая, доступная; имеет очень высокое относительное содержание пигмента, который уже измельчен и стандартизован по цвету; связующая основа водорастворимая, содержится в очень малом количестве, и не мешает применению.
Обычно годится.
Но. И тут не обошлось без подводных камней.
В пещерные времена краски делались в основном из минеральных компонентов (мел, глина - красная, белая, голубая), самым синтетическим из них была сажа. Позже расширялся круг известных окрашенных минералов, добавились препараты из животных и растений (сепия - чернила каракатицы, пурпур из раковин, отвары трав, чернила из дубильных отваров с солями железа...) и синтетическая неорганика: берлинская лазурь, например. С тех пор популярные у художников цвета именовались по технологии их получения: киноварь, жженая умбра, охра... и по прежнему так же именуются. Но сейчас всё больше традиционные пигменты вытесняются более дешевой в производстве органической синтетикой.
Пока температура остается в пределах 100 градусов Цельсия, а химическая среда не слишком агрессивна - какая, собственно, разница?
Но вот я беру три разные баночки с гуашью одного и того же цвета, именуемого "охра" ("охра красная"), он же "светло-оранжевый", в 16-ричном виде cc7722, в RGB для монитора это (204, 119, 34), в полиграфической шкале CMYC (0, 42, 83, 20).
В средневековой технологии охра красная получалась обжигом охры желтой. Охра желтая - гидратированная окись железа в смеси с глиной, охра красная - окись железа с глиной (после отщепления лишней воды). Ржавчина, по сути. И, стало быть, при прокаливании ей изменяться уже особо некуда, а из агрессивных сред ее могут взять сильные кислоты, превращая в соли железа, но не щелочь, так?
Не так. При смешивании этой "охры" с силикатным клеем только одна из трех красок сохраняет охряный цвет и, МОЖЕТ БЫТЬ, вправду содержит окись железа. Краска из другой баночки становится ярко-малиновой, из третьей превращается в слабо окрашенные коричневые хлопья.
Реальный состав пигмента на баночке с краской НЕ указывается, и его свойства в необычных условиях приходится определять экспериментально. Проверяя не только смешивание с силикатным клеем при комнатной температуре, но и поведение при нагреве. А выбрав подходящий вариант, хранить бережно - когда еще получится найти?
Можно взять ту же ржавчину в качестве пигмента, растерев и перемешав. Цвет не такой стандартный и стабильный, и кроющая способность самопального пигмента ниже, - но для самоделок обычно без разницы. Если я изображаю природный объект, ту же тыкву хотя бы, или средневековую роспись по керамике - отклонения от строгой стандартности только на пользу. "Аутентичнее" выглядит. ;-)
Темно-зеленый ("трявяной") цвет имеет окись хрома, иногда художественные краски так и называются. Но что там за пигмент, еще надо проверять - а можно взять пасту ГОИ, там уж точно окись хрома, и ее содержание выше (правильнее сказать - ненужных примесей гораздо меньше), чем в гуаши.
Чёрный. Готовая краска скорее всего содержит всё ту же сажу - исключений пока не встречал. А пока жил в частном доме и топил печку углем, имел в избытке натуральную сажу и угольную пыль, которую при потребности замешивал в эпоксидную смолу для получения поделок красивого черного цвета. С любой другой связующей основой - тот же эффект.
Белый. Можно использовать, как в древние времена, мел (температура разложения 840 градусов Цельсия) или двуокись титана (термостойкость заведомо избыточная), как в большинстве современных белых красок, гримов и т.п.; но для силикатной основы оптимальный вариант - окись алюминия. Она не только работает как пигмент: она активно взаимодействует с полисиликатами, давая белую массу очень прочного и термически стойкого алюмосиликата. Такой состав, в частности, применялся (в т.ч. мной) для заделки трещин в футеровке муфельной печи. Надо только дать составу хорошо высохнуть перед сильным нагревом, иначе его разрушит бурное испарение оставшейся воды.
Желтый. Вот здесь могу гордиться нетривиальным решением. Для желтого цвета, как раз на силикатной основе (внутренность "тыквы"), я использовал хромат натрия. Покупается готовым в магазине химреактивов, либо получается добавлением щелочи/соды к более популярному бихромату. При замешивании с силикатным клеем дает весьма яркую и прозрачную желтую краску.
Вот здесь многие, помнящие школьную химию, должны удивиться: разве хромат не отщепляет кислород при нагревании? Разве он не является сильным окислителем?
Всё это верно. Но восстановителей в силикатной основе нет, а плавление хромата натрия идет без разложения при 792 градусах Цельсия, разложение начинается с 900 градусов. Термостойкость стекловолокна при таких температурах уже не гарантируется, обычно оно держит до 600-650 градусов.
Еще при работе с хроматом нужно учитывать, что он, в отличие от ранее перечисленных пигментов, имеет заметную ядовитость. Не цианистый калий, но не надо держать его рядом с пищевыми продуктами, наливать его раствор в столовую посуду, оставлять в доступности для детей, и прочее соответственно.
Синий. Вот тут для реально термостойких составов надо искать краску из пигмента "кобальтового синего". Который, кстати, исторически применялся для покраски китайского фарфора и затем европейской керамики. Обычно готовые синие краски содержат органический синтетический пигмент (нестойкий к температуре и действию щелочей) либо берлинскую лазурь/турнбулллеву синь, которая разлагается выше 180 градусов.
Настоящий ультрамарин тоже подошел бы, он когда-то входил в состав малярной синьки, но в составе современных красок встречается очень редко, вытесненный органическими синтетическими аналогами.
Красный. Сейчас почти не применяется реальная киноварь - по причине содержания в ней соединения ртути. Хотя в составе краски она достаточно безопасна, а при нагревании без доступа воздуха устойчива до 737 градусов Цельсия. Но ртуть есть ртуть, определенная осторожность при работе с ее препаратами необходима.
Примерно то же самое про "свинцовый сурик".
Железный сурик безопасен в обращении, но его цвет скорее красно-коричневый. Он часто применялся в масляных красках для пола.
Идеальный вариант красного пигмента для описанных целей я пока не нашел. Но он мне пока и не требовался.
Непрозрачная краска получается из прозрачной (если таковая есть) добавлением белого непрозрачного пигмента. Для силикатной основы оптимальный вариант - окись алюминия, см. выше про белый цвет. Окись алюминия замешивается на силикатном клее до консистенции сметаны, и туда вносится нужный пигмент.
Также смесь окиси алюминия с силикатным клеем, разведенную до нужной густоты, можно применять в качестве (5)ШПАКЛЕВКИ.
Вот, вроде бы, всё?
|
</> |