
Процветание искусств



Тот самый случай, когда реальность даже превзошла предвкушения и ожидания.
Оперы в концертном исполнении
Ансамбль Les Arts
Florissants («Цветущие искусства»)
Художественный руководитель и дирижер – Уильям Кристи (Франция)
Соня Йончева (сопрано)
Кэтрин Уотсон (сопрано)
Эмманюэль де Негри (сопрано)
Ана Куинтанс (сопрано)
Селин Риччи (сопрано)
Хилари Саммерс (меццо-сопрано)
Эд Лайон (контратенор)
Андреас Вольф (баритон)
Дамиан Уайтли (тенор)
Режиссер-постановщик – Венсан Буссар (Франция)
Шарпантье
«Актеон» (Первое исполнение в России)
Пёрселл
«Дидона и Эней»
Впечатление по яркости можно сравнить с прошлогодним исполнением "Орландо" Генделя. Изумительно, на одном дыхании, артистично и в то же время предельно выразительно, свободно и стройно слаженно, точно в стиле и притом современно... Bravi!
Но относительно частностей можно, наверное, и немного поспорить.
Большинству больше приглянулась "Дидона", а мне - "Актеон".
Кстати, насчёт первого исполнения в России - не совсем так; первое публичное - да. Однако эту оперу, помнится, ставила Анна Булычева со студентами ГИТИСа. Разумеется, сравнивать никак нельзя. Но на московских афишах опера уже фигурировала, просто как факт.
Мне всё же кажется, что именно во французском барочном репертуаре "Флориссаны" наиболее естественны и органичны. Получается совершенно не "музейно", без высоколобого менторства (вот мы сейчас вам покажем высокое и прекрасное!), но с абсолютным чувством стиля и меры. Это словно как жить в своём собственном доме, а не расположиться в гостях, даже если там висит табличка "будьте как дома". Вот они и живут, получая от жизни полное удовольствие. Как если бы барокко у них никуда и не исчезало. Ну, может ведь у современного человека стоять туалетный столик прапрабабушки-графини, кресло Луи Каторз и канделябр времен Марии Антуанетты?.. На столике по-прежнему флаконы духов, на кресло можно сесть, в канделябре имеется свечка... А праправнучка - одно лицо с прапрабабушкой, только одета чуть иначе.

(на фото - Кэтрин Уотсон, Диана в "Актеоне" и одна из солисток в "Дидоне").
Всех покорил Эд Лайонс, которого неправильно назвали "контртенором". В барочной традиции этот голос назывался haute contre, и это был тенор очень высокой тесситуры, который мог переходить в контртенор.
Но тут, помимо голоса и великолепного владения всеми этими регистровыми переходами, артист демонстрировал и завидную сценическую свободу - легко бегал и прыгал, виртуозно падал и был пластически настолько убедителен, что не требовалось никаких "рогов и копыт".

Потрясающе вышла сцена превращения Актеона в оленя. Сыграна она была почти как любовная сцена, что привнесло в оперу неожиданный и весьма глубокий (совсем не пикантный, а трагический) смысл. В "Актеоне" я слушала и смотрела, развесив уши и раскрыв глаза, но в "Дидоне" была уже начеку, и, поскольку там во втором акте при упоминании в тексте истории Актеона эту же сцену пластически сымитировали, я её запечатлела. Так что это Пёрселл, но мизансцена - из Шарпантье.



А вот финал этой сцены в "Дидоне" был другим, более счастливым...

Поразило, кстати, и то, что в "Актеоне" у певцов была идеальная дикция. Даже человеку, не сильному во французском, текст был понятен (буклета мне не досталось). В "Дидоне" это было не всегда так (но тут спасало знание самого предмета).
Менее всех других солистов мне понравилась Хиллари Саммерс - Юнона в "Актеоне" и Ведьма в "Дидоне". Голос её не в лучшей форме (не очень ровен темброво, местами шатается, где-то она форсирует звук, переходя на покрикивание), а манера декламации показалась несколько вульгарной, особенно вкупе с жестикуляцией. И, если Юноне золотистый костюмчик вполне подобал, то Ведьма выглядела в нём странно, как если бы царицей была она, а не Дидона.

Дидона - Соня Йончева - совершенно очаровательное создание, да и певица славная.

Правда, мне показалось, что в первой арии экспрессия была несколько чрезмерной. Ну да, у Дидоны трагические предчувствия, но пока ведь ничего страшного не случилось - зачем же ломать руки, хватиться за сердце и рыдать при всей свите?.. При таком настроении героини понятно, что ничего хорошего её в жизни не ждёт.

Но в третьем акте Соня была исключительно естественна и убедительна, и с сцене объяснения с Энеем, и с прощальной арии.
Очень мне понравилась певица, исполнявшая партию Белинды. Идеальное попадание в образ, как внешне, так и внутренне.

Хотя обе оперы давалисмь в концертном исполнении, это были фактически режиссёрские постановки с большим количеством движения и продуманными мизансценами.
Вот, например, хор с эхо в конце второй картины первого акта (шабаш ведьм). Звучало просто стереофонически, и выглядело убедительно (на первом плане - застывшие в любовном экстазе Дидона и Эней; они так и простояли всю картину).

Или хор матросов в начале третьего акта.

Инструменталисты во главе с самим мэтром за клавесином - это вообще выше всякого человеческого разумения. Ансамбль - как единый организм, ни малейшей шероховатости, идеальный баланс, тончайше выверенные нюансы.
Ну, и всякие вкусности. Теорбист, который в "Дидоне" также брал в руки барочную гитару...
Иногда меня даже студенты-музыковеды или начинающие аутентисты спрашивают, что такое теорба. Вот она, красавица из породы длинношеих...


Духовые прелестно "подсвечивали" оркестровую ткань, в том числе в "Дидоне".


Извините, фаготист отдельно не получился. Но он тоже был хорош.
Прощальные поклоны - и - спасибо, маэстро!


|
</> |