Прочитанное — 37
smolensky — 04.11.2024Глеб Ястребов, «Кем был Иисус из Назарета?» (2008)
Христианство — загадочный феномен. Как, в самом деле, могло
охватить такие широкие массы вероучение со столь невнятной,
запутанной и противоречивой доктриной? Как могла развиться в
крупнейшую мировую религию маргинальная секта в племенном культе?
Как выросли универсальные нравственные законы из фрагментарных и
сбивчивых высказываний бродячего проповедника, действовавшего так
недолго и так далеко от центров тогдашней цивилизации? Найти ответы
в текстах Нового Завета непросто, там таятся новые загадки.
Евангелий четыре, не считая апокрифов — и даже в четырех
канонических масса разночтений и противоречий, а кем были их авторы
и на что опирались, доподлинно неизвестно. Поэтому неудивительно,
что рядом с горой богословских трудов, написанных за две тысячи
лет, выросла также гора трудов от ученых-библеистов, взявших на
вооружение отточенные методы филологической критики и исторической
науки. Следует отдать должное современным церковникам: они ничуть
не препятствуют такого рода исследованиям. Более того:
исследователи довольно часто имеют как раз богословское
образование. Именно таков Глеб Ястребов — сотрудник
Свято-Филаретовского православно-христианского института, магистр
теологии.
В предисловии автор договаривается с читателем о том, что в
книге будет задействована только нейтральная и секулярная
методология — а уж полученные результаты всяк волен потом осмыслить
богословски, переключившись на методологию теологическую. Нужно
сказать, в общем и целом он честно следует заявленному принципу и
уже в первой главе, обсудив догмат о непорочном зачатии, делает
вывод, что это выдумка евангелистов, призванная впечатлить
язычников. На иудеев такая глупость не могла произвести
впечатления, а на греков и римлян почему-то производила.
Дебатируются и другие интересные вопросы: например, где Иисус
родился, в Назарете или Вифлееме (все-таки в Назарете), кем
трудился (не просто плотником, а еще и каменщиком!), был ли женат
(не исключено, что был, и никакого богохульства тут нет).
Анализируется состав двенадцати апостолов (у евангелистов здесь
много нестыковок), въезд в Иерусалим на осле (оказывается, у
тогдашних паломников была такая традиция), настоящий смысл фразы
«отдайте кесарю кесарево» (шутливый уход от провокационного
вопроса) и странности в поведении Понтия Пилата (по Ястребову —
тоже продукт фантазии евангелиста Марка).
Не знаю, насколько самостоятельными и оригинальными можно считать
высказанные в книге мысли; подозреваю, что при гигантском объеме
уже написанного на эту тему сформулировать что-то принципиально
новое очень трудно. Но у автора получился компактный и добротный
очерк текущего положения дел в новозаветной библеистике. По многим
вопросам он обрисовывает весь спектр существующих мнений и
аргументированно обозначает собственную позицию.
Мне всегда казались странными рассказы некоторых неофитов о том,
как они уверовали в Христа, прочтя Евангелие. По-моему, не владея
хотя бы минимумом исторического и религиозного контекста, что-либо
понять в Евангелиях совершенно невозможно. Нужен проводник по этим
текстам — либо духовный наставник, либо ученый-библеист. По
прочтении книги Глеба Ястребова у меня гораздо лучше улеглась в
голове картина христианских идей. Я теперь лучше понимаю, что в
христианстве идет от самого Христа, что от апостолов, что от
евангелистов, а что от более поздних церковников. И снова: зачем
эти знания неверующему? Ответ всё тот же: европейская культура
насквозь пронизана христианством; будучи совсем с ним незнакомым,
не освоишь культурных богатств. А кроме того, интересно следить за
самим процессом исторической реконструкции. Захватывает амбициозная
цель: по скудным, разрозненным и противоречивым данным восстановить
истинный ход событий двухтысячелетней давности — как
восстанавливают по нескольким окаменевшим костям облик давно
вымершего динозавра.
Вынес ли я из этой книги что-то кардинально новое на содержательном
уровне? Пожалуй, да. Меня удивило, насколько глубоко Иисус и его
проповедь были укоренены в иудаизме. Нам привычна резкая оппозиция
Нового Завета Ветхому и изображение Христа неким духовным
революционером, который принес невиданные прежде идеалы любви и
братства на смену жестоковыйной архаике, а племенную религию сделал
всечеловеческой. Такая упрощенная картина неверна сразу с двух
концов. Во-первых, в иудаизме всё это было неплохо намечено:
заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» присутствует уже в
Пятикнижии (Лев 19:18); эсхатологические мотивы появляются у
пророка Даниила; позднее возникает тенденция нести свет моисеевой
веры язычникам, и рождается идея мученичества как искупительной
жертвы. А во-вторых, новые акценты окончательно расставил не сам
Христос, а его апостолы, особенно Павел. Это он уравнял иудеев и
эллинов, отбросил необходимость обрезания и святость субботы.
Думаю, правы те, кто считает, что именно апостола Павла следует
называть настоящим основателем христианства. В проповеди Христа,
как она преподносится в Евангелиях, ничего этого нет, да и
нравственных императивов не очень много. В основном всё крутится
вокруг скорого прихода «Царства божьего» — причем, без особой
конкретики. Глеб Ястребов даже посвятил отдельную главу своей книги
этому апокалиптическому «царству» и его бесчисленным трактовкам.
Многое проясняется. Что, например, значит «блаженны алчущие»?
Значит ли это, что голодным быть мудрее и богоугоднее, нежели
сытым? Да нет же — это просто значит, что скоро придет Царство
Божье, голодные наедятся от пуза и станут счастливы. Только и
всего. Надо лишь не забыть покаяться.
Творимые Иисусом чудеса автор сперва пытается объяснить
рационалистически: мол, умноженные хлеба люди сами принесли, не
могли же они пуститься в путь без еды! просто достали из своих
сумок, когда дали команду перекусить. Если не выходит, то не
унывает, напоминает читателю, что «материализм и позитивизм не
должны диктовать условия игры», что сверхъестественные объяснения с
порога отметать не стоит и что наука возможность чудес не доказала,
но и не опровергла (sic!). Когда же в последней главе дело доходит
до главного чуда, Воскресения, методично разбирает все
предлагавшиеся скептические трактовки (перепутали гробницу,
перезахоронили, украли, сам очнулся и ушел), отметает их одну за
другой как несостоятельные и торжественно констатирует:
«Удовлетворительного рационалистического объяснения пустой
гробнице, особенно в сочетании её с “явлениями Воскресшего” очень
большому числу людей, пока не найдено». На этой фразе книга
заканчивается. Отчего-то автор счел излишним разобрать последний
описанный евангелистами эпизод, Вознесение. Там, по идее, тоже
напрашиваются различные версии: левитация, голограмма, похищение
инопланетянами; или же не было никакого Вознесения, придумали, было
только Воскресение — но куда в таком случае делся Воскресший? здесь
опять варианты: жил недолго, жил долго, жив до сих пор... Можно
было бы пройтись по всем этим гипотезам, все до одной отринуть и
мягко подтолкнуть читателя к тому выводу, что Иисус действительно
был взят на Небо. Но ничего этого в книге нет. Опасался ли автор
показаться совсем уж смешным? Не знаю.
Следуя своему обещанию, Глеб Ястребов не формулирует никакого
«богословского осмысления» собственных выводов — хотя его
реконструировать не так уж и сложно. Можно даже найти Глеба
Ястребова в Живом Журнале и убедиться, что таки да — человек он
верующий. Ясно, что не фанатично, не в каждую букву Писания — но
как минимум в «духовную истину» христианства, а как максимум в
божественную природу Христа. Мне это видится любопытнейшим
психологическим феноменом: человек, безупречно владеющий логикой и
употребляющий ее строго по назначению, в последний момент вдруг
пускается в отчаянные интеллектуальные кульбиты, лишь бы не
поколебать того, что колебать не положено.
На мой взгляд, единственное до конца честное «богословское
осмысление» осуществил немецкий теолог Герд Людеман (упомянутый в
книге). Посвятив три десятка лет библеистике, в 1998 году он
выпустил книгу «Большой обман» и публично отказался от христианской
веры. Поступок, я считаю, достойнейший.
«Библеистами, — пишет Глеб Ястребов, — могут быть люди любых
убеждений: православные, католики, протестанты, иудеи, мусульмане,
буддисты, агностики и т.д.» Очень трогает, что не забыты буддисты —
кому еще, в самом деле, штудировать Библию, как не познавшим
Дхарму? Но мне с моей колокольни представляется, что самыми
объективными библеистами будут все-таки те, кто спрятался за
многозначительным «и т.д.».
|
</> |