Процессы


Курды при этом с одной стороны демонстрируют готовность к переговорам с Асадом, с другой - переправляют часть своих сил на север. Идет подготовка к передаче Ракки местным советам, не связанным с СДС. Гидротехнические сооружения в районе Табки готовятся к совместному использованию с Дамаском. Единственное место, которое продолжает функционировать как и прежде - провинция Дейр-эз-Зор, где СДС держат укрепленные позиции на левом берегу Евфрата, а авиация коалиции регулярно наносит удары как по боевикам ИГИЛ, так и по шиитам, которые рискуют нарушить границу зон оккупации.
Вся история американского прямого присутствия в Сирии началась практически сразу после ввода российского контингента. США (тогда еще при Обаме) либо знали заранее, либо очень быстро определились с основной причиной российской интервенции и ее целями. Собственно, там было всё как на ладони: наземная операция на севере Сирии должна была привести к взятию северной границы страны под контроль Асада. Курдские отряды РПК должны были стать второй частью плана - стать угрозой для Эрдогана, которому Кремль мог предложить сделку: обеспечение российского контроля над курдами и их нейтралитет взамен трех ниток Турецкого потока. Для реализации этого немудрящего плана Кремлю нужно было всго ничего: победить на севере Сирии и договориться с курдами.
С первой частью не задалось сразу: турки тоже понимали, что на уме у друга Владимира и недолго рассуждая, сбили российский самолет. Скорее всего, турки прекрасно понимали, что Путин появился в Сирии не чтобы воевать, а чтобы угрожать, поэтому вряд ли сильно рисковали полноценным конфликтом с Россией, понимая, что Путин просто не станет ввязываться в него из-за такого пустяка, как самолет и два погибших российских военных. Эка невидаль.
Американцы со своей стороны взяли на себя курдскую тематику: именно с начала 16 года они начали накачивать отряды курдов оружием, советниками, стали разворачивать опорные пункты и базы на территории под контролем курдских отрядов. При этом оснвная ставка делалась на группировки, оппонирующие отрядам РПК. Собственно, очень быстро вся эта история привела к возникновению СДС - арабо-курдской коалиции, на которую США и сделали ставку в борьбе с ИГИЛ, но главное - они успели опередить в этом вопросе Кремль, который испытывал явные затруднения с информацией о существующих раскладах среди курдов. Что, в общем-то, немудрено: удивительное по своей гениальности решение Путина ликвидировать аппарат Главного военного советника в Сирии летом 12 года оставило Генштаб в полном информационном вакууме о делах в регионе. Эвакуация большей части персонала посольства полностью обрезала информационный канал о происходящем в стране.
Глупый и бестолковый Советский Союз не создавал в Сирии военных баз, зато он создал аппарат Главного военного советника, который был опорой всей военной разведки СССР на Ближнем Востоке. Маршал Огарков (один из выдающихся советских военных теоретиков, между прочим - его концепции во многом сегодня работают в армии США) стоял насмерть по вопросу советского военного присутствия в Сирии. Помощь - да, развертывание контингента - ни при каких обстоятельствах.
Умный Путин сделал все строго наоборот: разгромил военную разведку в регионе, зато стал строить там базы. Не мудрено, что Генштаб в 15 году на своих брифингах демонстрировал карты, на которых Идлиб находился восточнее Алеппо, а всех боевиков скопом записывал в ИГИЛ, даже в тех местах, где ИГИЛа отродясь не было. А как тут иначе, если у тебя всей информации, что какой-нибудь лейтенант нашел в "Одноклассниках" и сумел внятно доложить начальству. Которое понятия не имеет, где это и что это такое.
Понятно, что пока всё создавалось заново, США имели фору и запас по времени, который они использовали для выстраивания отношений с курдами. Причем так, что Кремлю там делать было нечего.
Итог понятен: исходная стратегия Кремля, нарисованная сферическим образом в вакууме, лопнула, огня добавили региональные игроки, которые продемонстрировали Путину, что сбитый турками самолет может стать первым в длинной череде новых грандиозных побед, после чего Путин уже в марте 16 был вынужден заявить, что все задачи выполнены, враг разбит, можно выходить. После чего уже США сказали "тпрру, ребята". Раз вы тут нарисовались - то будьте любезны, отработайте свой номер. И запрягли Путина немножко повоевать с ИГИЛ, чего тот, безусловно, и не собирался делать. Но это уже другая история. Разговор про сегодня.
Сегодняшние США при Трампе заинтересованы в Сирии в двух вещах: переложить на кого-нибудь всю тяжесть послевоенного восстановления разрушенного в пару-тройку сотен миллиардов долларов и создать барьер для иранского присутствия в Сирии (по крайней мере вблизи израильских границ). Если для этой затратной и грязной работы удастся нанять Путина - то почему бы и нет? Другой вопрос, что ему нужно в таком случае защемить что-нибудь в дверном проеме (чтобы иметь гарантию строгого выполнения взятых на себя обязательств) и дать какую-нибудь стеклянную бусину, чтобы красиво смотрелось в носу - пусть играется. Но в целом задача Трампа вполне понятна, и судя по всему, именно она сейчас потихоньку реализуется.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/processy-5b5232758ad8e000a868db5c
|
</> |