Проблема учителя

Почему? Очень просто – потому что об этом не было В ТЕЛЕВИЗОРЕ. Электронные СМИ у нас под плотным колпаком, и они не допустили крамолу от собственного премьер-министра на свои экраны. Так что российское общество в целом, можно считать, этого скандала и не заметило.
Хотя в ничтожном сегменте «политического интернета» бурление получилось знатное. Что многих удивило – отнюдь не однонаправленное. То есть реакция вовсе не ограничивалась одним только осуждением позиции Медведа; нет, было довольно много и тех, кто высказывался в его поддержку, говоря, к примеру, о том, что у государства есть дела и поважнее, чем повышать оклады учителям – и что вообще это не нужно, так как учителя, во-первых, и так «добирают» свое с родителей и учеников – прямыми поборами и репетиторством, во-вторых, «сейчас такие учителя, которые сами не умеют дроби складывать», и, наконец, учитель – это вообще профессия халявная, «чай, не за мартеном стоят», ну а уж с героическими буднями дагестанских ментов и прокуроров и вовсе не может быть никакого сравнения…
Так мы узнали, что даже в отношении к учительской профессии российское общество неоднородно. Как, только чуть раньше, узнали о том же в отношении не менее, как казалось нам раньше, «святой» профессии врача. Врачей, кстати, «обвиняют» в нашем обществе по тем же трем статьям: занимаются беззастенчивыми поборами, сами некомпетентны, да и сама профессия халявная.
Вернемся к учителям. Да, в высшей степени политкорректно осуждать Медведева и требовать, в пику ему, «изыскать средства» и повысить учительские оклады в разы, до уровня силовиков (даром что требовать такое – фактически повторять требования «майских указов» президента Путина). Но ведь куда важнее было бы – понять причину этого негативизма в отношении важнейших «бюджетных» профессий. Ясно ведь, что одним повышением зарплат уважения к профессиям не прибавишь.
Даже наоборот. Собственно, что позволяет сейчас правительству так смело вести себя в отношении что врачей, что учителей? Ведь тех и других макают носом в дерьмо далеко не первый год, даже нынешняя словесная эскапада – далеко не первая. Их сокращают, им беззастенчиво повышают нагрузку, их обложили, как диких зверей, со всех сторон проверками и отчетностью. Наконец, в последние пару лет им начали просто и без затей «резать» реальные зарплаты. Все это можно творить только в том случае, если правительство знает: обе эти социальные группы – врачи и учителя – в обществе не пользуются ни авторитетом, ни уважением, их можно «гнобить» и доить безнаказанно. ЗА НИХ НИКТО НЕ ВСТУПИТСЯ.
А отчего так? Ну, давайте начнем с того, что учитель – это в самом деле халявная профессия. Народ ведь правду чует. В распоряжении учителя – целые классы фактически бесправных (в том числе и формально – не в полной мере дееспособных, в силу возраста) учеников, которые от него всецело зависят. Какую оценку им учитель выставит – с той им потом всю жизнь и жить. Редкий учитель не научается пользоваться возможностями своего уникального статуса.
А он в самом деле уникален. В какой еще сфере человеческой деятельности человек сам же и оценивает результаты собственных усилий? А в преподавании так и есть: учитель сам ставит оценки тем, кого учит – то есть оценивает, по сути, сам себя как профессионала. Может завысить оценку непроходимому лентяю или просто дауну– и будет выглядеть, как будто он его чему-то научил. А может загнобить или «срезать» какого-то умника – и будет выглядеть, как будто он проявляет беспристрастность и профессиональную честность.
У учителей масса возможностей. Это вовсе не такая уж безобидная и «страдательная» профессия. А уж если учитель приспосабливается этими своими возможностями торговать..! Тут и проявляется вся наивность розовощекого Медведа, который призывал учителей идти в какой-то там «бизнес». Учителям, если они в самом деле настроятся на «монетизацию», ни в какой бизнес идти не нужно, что за глупости? Наоборот, это весь бизнес побежит к ним, капая слюною от зависти. Те, кто не понимает, о чем речь, пусть посмотрит на то, во что превратилось отечественное «здравоохранение» - сфера, в которой все процессы в сравнении с педагогической сферой идут на 3-4 года быстрее.
В этом, в общем-то, и заключается основная причина того, что значительная часть способного к элементарной рефлексии общества встретила издевательские по сути слова Медведа в адрес учителей с плохо скрытым злорадством. Злорадство – признак плохого отношения. Общество плохо относится к своим учителям (и к врачам), потому что оно их в своей массе все еще… боится. И причина не в детских страхах, а в сохраняющемся ощущении полного бесправия рядового обывателя что в школе, что в поликлинике.
Ведь так уж, положа руку на сердце: что ощущает рядовой (да даже и не очень рядовой) член российского общества в обычной школе или поликлинике? Правильно: что его тут обуют, разуют и равнодушно выплюнут. Единственная (и слабая) защита для тебя и твоих близких – кошелек; но и то – если станешь расставаться с купюрами весело и с песнями. А если не дай бог начнешь брюзжать…
Так что обывателю в глубине души нравится, когда государство в лице того же Медведа обрушивается на учителей или врачей. Точно так же, как чуть раньше ему нравилось, когда государство чморило предпринимателей, а еще раньше – региональное чиновничество. Обыватель доволен, потому что он боится на самом деле ВСЕХ. Все большие социальные группы – его враги. И он рад их ослаблению. Это больше, конечно, мстительное, чем рациональное чувство.
ПОЭТОМУ традиционный обыватель, в сущности, не имеет ничего против того, что всех «бюджетников» обложили и продолжают непрерывно обкладывать контролем «сверху», из-за чего, в частности, про школу уже складывают грустные шутки: «Школа – это такое учреждение, в котором дети мешают педагогам работать с документами». Но государство здесь на самом деле выполняет ЗАПРОС, усвоенный Путиным еще на заре его президентства: «Больше контроля! Прижми всю эту сволочь на местах!!»
Что контроля становится больше, чем дела, что из работы «бюджетников» понемногу выхолащивается последний смысл, кроме заполнения бумаг – это побочный эффект.
Эффективность работы падает, люди разбегаются – но какой вывод из всего происходящего сделает, условно говоря, «Единая Россия»? Правильно: «Надо еще больше контроля! Еще больше полномочий Центру в образовании, здравоохранении и далее везде!»
А как надо? А надо наоборот – развернуться лицом к обывателю. Не потакать его страхам, а дать контроль ЕМУ. Вниз. Школы должны контролироваться СНИЗУ – через муниципалитеты и родительские комитеты. Вся «надстройка» над ними – все эти роно и облобразы – должны быть ликвидированы.
Однако, чтобы это сбылось, этого должен захотеть сам обыватель. А ему пока явно больше нравится требовать всего этого с Медведа и Пути-Пута.
|
</> |