Про йогов и рукоприкладство
new_vodokachkin — 04.01.2021Не так давно мы с коллегой sch_haifisch в беседе коснулись творчества Ефремова Ивана нашего Антоновича, надеюсь, достаточно широко известного, чтобы не надо было пояснять, "а что это за чувак", причем коснулись под не совсем стандартным углом зрения (тут - https://sch-haifisch.livejournal.com/91292.html?thread=3072668#t3072668, если что). Аз многогрешный тогда между делом еще и запрыгнул в седло любимого Росинанта, упомянув имевшие место в "Лезвии бритвы" косяки по части столь экзистенциально значимого занятия, как невербальное урегулирование несходных точек зрения, к которому некоторые персонажи, при всей духовности и гуманизме своем, были таки вынуждены обстоятельствами прибегнуть. Ну и вот, специально для коллеги решил, воспользовавшись отпуском, слегка конкретизировать.
Вообще-то, упомянутое "Лезвие" - вещь интересная, особенно если слегка абстрагироваться от "сиюминутных политических отсылок"(с) и местами зашкаливающего, на мой взгляд, пафоса. Каковые особенности можно даже большей частью простить за одну лишь сентенцию, которую сетевые ефремопоклонники всеми силами стараются предать забвению - ибо сказано:
"Крепкая нервная организация может быть только на основе полного здоровья, физической крепости и выносливости всего тела. Хилое тело, подвергнутое нервному напряжению, сразу же даст шизоидный комплекс психики."
А в какого ефремо-фаната пальцем бестактно ни ткни, сплошь и рядом узрим то самое хилое тело, в условиях сегодняшних многочисленных и разнообразных стрессов сразу же дающее... ну, вы поняли.
Но вот что касается бития ближнего своего, изредка упоминающегося и встречающегося на страницах, к этому аспекту романа (да и всего ефремовского наследия) лучше все-таки подойти критично и без апологетического восхищения. Ну да, ну да, побуду немножко в амплуа "заклепочника" (а что, всем можно, а мне так нет?). Итак, цитата номер "раз" -
"Буддийские странствующие монахи, которым вера запрещала носить оружие, использовали знание чакрамов для самозащиты. Японцы, получив это знание через Китай, применили его для власти. Семь смертоносных, парализующих или болевых «точек нажима», в точности соответствующих индийским чакрамам, изучаются в Атемиваса – секретной части дзюдо."
Это, конечно, реплика индийскоподданного персонажа, от традиционных боевых искусств далекого и по образу жизни, и по воззрениям, и вообще. Однако сам И.А. большей компетентности в теме нигде не продемонстрировал, просто повторив где-то когда-то каким-то образом почерпнутое. Так вот, здесь имеет место нагромождение лажи.
Во-первых, атэми-вадза (так все же правильнее транскрибировать) в японских БИ, отнюдь не только в дзюдо, вовсе не является "секретной частью", просто она относится к прикладному применению, а не к соревновательному. Поэтому изучается в традиционных школах и присутствует максимум "для мебели" в спортивных (напомню знаменитый афоризм "Не надо путать каратэ с одноименным видом спорта").
Во-вторых, мишенями для воздействия техник атэми-вадза выступают не какие-то таинственные "семь смертоносных точек", а вполне анатомически определенные уязвимые участки нашей тушки, как то - глаза, височная область, гортань, солнечное сплетение, МПХ, передняя поверхность голени, ключица и т.д. и т.п., тут будет не семь, а все семью семь, и говорить о "точном соответствии" пресловутым чакрам из йоговской теории попросту некорректно. Наглядности ради - картинка с локализацией тех самых чакр -
Кое-что совпадает, но разница видна невооруженным глазом. Хотя, вестимо, если хорошо наработанным об макивару ребром ладони долбануть плохому парню по сахасраре, мало ему не покажется!(я проверял, если что...)
И в-третьих, говорить о каком-то там "применении для власти" конкретно атэми-вадза - ну-у-у, это нечто вообще странное. Для драки - это само собой, а "для власти" существуют куда более действенные социальные механизмы
Цитата номер "два" -
"Поклонник хатха-йоги с непостижимой быстротой уклонился от страшного удара пружинной дубинкой со свинцовым шариком, схватил противника, поднял, как мешок, и сбил им с ног второго нападающего. Затем Анарендра вдруг покатился по земле, спасшись от удара ножом в спину, вскочил и ногой выбил нож."
Насчет "непостижимой быстроты" - да откуда у "поклонника хатха-йоги" она возьмется? Нет, конечно, вопреки ходячим стереотипам, йоги не только складываются в странные позы и надолго в них фиксируются, их система включает, наряду с полнейшей статикой (теми самыми асанами, составляющими, можно сказать, визитную карточку), также и динамические упражнения, но... Они весьма простенькие сами по себе и выполняются в темпе, который нельзя назвать слишком уж торопливым. "Непостижимая быстрота", вообще говоря, тренируется совсем иными методами. Для БИ наработка такого качества действительно актуальна, йогам же эта кондиция попросту не требуется.
"Вдруг покатился по земле, спасшись от удара ножом в спину" - то бишь, выполнил маэ-укеми, управляемый кувырок вперед. Которого в йоговском репертуаре тоже нет, просто за ненадобностью. И откуда у персонажа в стрессовой ситуации драки вдруг образуется умение выполнять то, что не осваивалось и не отрабатывалось на тренировках? Само собой ни с того, ни с сего получилось? Да-да, щаззз!
"...И ногой выбил нож" - это я могу, при тридцати шести годах тренировочного стажа в каратэ (которым еще и занимался не как спортом, а как чисто утилитарной системой) ... а не практики асан и мудр. Человек же, подвизавшийся в хатха-йоге, сможет с вероятностью меньшей, чем выиграть главный приз в лотерее. Просто потому, что ничему в таком роде йога не учит. Опять же то же самое: получится в реальной ситуации только то, что нарабатывалось и оттачивалось до уровня, о котором Ояма наш Масутацу говорил, что "десять тысяч раз повторить технику, и все вопросы по ее выполнению исчезнут". И это без вариантов, будь ты сколь угодно продвинутым йогом.
Цитата номер "три" -
"...Анарендра выскочил за ворота. Шарангупта неуловимым толчком ноги сбил кинувшегося было вдогонку человека и приготовился встретить нападение остальных. Молчаливой каменной глыбой он стоял перед нападавшими, и его недвижное спокойствие навело на тех страх. Один, самый смелый, отпрыгнул в сторону, вытащил длинный нож и стал обходить Шарангупту сзади. Все дальнейшее произошло в одно мгновение. После, при расспросах Трейзиша, люди так и не смогли объяснить, что случилось. Шарангупта прыгнул в сторону человека с ножом, раздавил ему руку и швырнул его в остальных так, что тех будто смело ветром"
Тут, конечно, на сцену вышел амбал мощи неимоверной, с мускулатурой на зависть всяким разным тяжелоатлетам (ну, так он описан ранее). И даже вел себя тактически правильно, в том смысле, что стоял и не дергался не по делу. А вот "раздавливать руку" оппоненту-ножевику (если честно, вообще сомневаюсь, что это в силах человеческих, все же сколь угодно могучая хватка по-любому слабее, скажем, челюстей крупного хищника) было явно не самой продуктивной идеей. Да и на фига так напрягаться, если можно, проведя захват (откуда йогу это уметь, вопрос отдельный), сразу провести болевое воздействие на захваченную вооруженную руку (выкрутить ее в суставе всяко легче, нежели "раздавить"!), а уж потом швырять бесчувственную от боли тушку в прочую компанию. Да, откуда у йога нарисовалось умение выполнять "неуловимый толчок ноги", это также отдельный вопрос...
Фраза опять-таки индийскоподданного персонажа о том, что
"В Америке распространился так называемый «буддизм» японской секты Дзен, превращенный бездельниками, якобы исповедующими Дхарму, в дикое извращение даже самых недостойных обрядов низшего ламаизма"
признаться, тоже э-э... озадачила. Ладненько, в Индии буддизм вообще пребывает в положении практически маргинальном (помнится, даже какая-то из тамошних оппозиционных партий провозгласила его своей идеологией, лишь бы откреститься от набившего оскомину откровенно травокурного индуизма). Но, ёлы-палы, из всех махаянических течений как раз Чань (Дзен - то же самое в японском прочтении) ближе всего к духу того самого изначального буддизма. Впрочем, это тоже отдельная обширная тема... А пока завершим на том, что Ефремов, конечно, был писателем выдающимся, но делать из его произведений некий корпус священных текстов таки не нужно.
|
</> |