Про язву

Около года нарастает слабость. Обследовалась, находили низкий гемоглобин, принимала железо. Скорую вызвали родственники по поводу обморока.
Гемоглобин 40. В приемном отделении сделали КТ всего организма, показали гинекологу - ничего особенного. Оставалась ЭГДС, от которой пациентка, а также её родственники категорически отказались, потому что "у неё никогда не болел желудок".
Ну нет так нет. Пациентку отправили к нам из-за низкого гемоглобина и низкого же давления. В отсутствии родственников пациентка быстро уговорилась на ЭГДС под наркозом, при которой обнаружились язвы желудка: одна хроническая и три острых. Острые явно недавно откровили.
Омепразол через инфузомат, эритроцитарная взвесь и всё вроде ничего. На следующий день контрольная ЭГДС, от которой пациентка опять пыталась отказаться. Договорились на наркоз. Вводим пропофол, эндоскопист заводит гастроскоп. Сначала сообщает, что три острые язвы слились в одну большую. Потом следуют несколько нецензурных выражений и резкое: "Кровотечение! Артерия!" Пытается остановить, но всё заливает кровью, ничего не видно. Быстро интубируем, вводим факторы свертывания и на ИВЛ везём в рентген-операционную. Там вводят контраст и находят кровоточащую артерию (на экране контраст красиво заливает желудок). Артерию эмболизируют, кровотечение останавливается. Пока хирург работает, я таскаю в операционную кровь и плазму.
Пациентку возвращают к нам, мы оставляем её спать на ИВЛ. Гемодинамика быстро стабилизируется.
На следующий день по зонду из желудка потекло нечто красноватое. В принципе, желудок полон сгустков крови - через зонд их не отмоешь - и они могут придавать желудочному соку такой интересный оттенок. Но береженого Гиппократ бережет. Заводим самый толстый из зондов и как можем отмываем сгустки, после чего вызываем эндоскописта. Эндоскопист видит кучу сгустков, из-под которой весело подтекает струйка крови. Зовём хирурга, тот решает взять пациентку на стол.
Я как-то писала, что остановка язвенного кровотечения через лапаротомию, гастротомию и прошивание язвы это позапрошлый век и при современных возможностях: эндоскопические манипуляции (клипирование, аргонно-плазменная коагуляция), эмболизация - почти не используется. Вот вам это почти: всё попробовали и...
Восполняем потерянное - эритроциты, жидкость, белок, затем будим. Пациентка приходит в ясное сознание, начинает дышать самостоятельно. Естественно, не обошлось без сложностей: поначалу она не откашливала мокроту приходилось санировать бронхи бронхоскопом, в плевральных полостях накапливалась жидкость (пришлось удалять), несколько дней сохранялся парез кишечника.
Но в итоге всё разрешилось: дыхание наладилось, она окрепла, заработал кишечник. Она вдруг перестала выглядеть тяжело больной: оказалось, что мы лечим вполне ещё не старую даму с классной прической, перманентным макияжем и очень внимательным взглядом. Она бы вполне прошла фейс-контроль на должность преподавателя классической литературы. Кстати, ещё у нас она начала строить планы насчёт выхода на работу, правда, где именно она работала, я так и не посмотрела. Не уверена, что это произойдет быстро, после таких приключений ей её восстанавливаться и восстанавливаться, да и энцефалопатия, увы, присутствует.
И всё-таки наша пациентка - яркий пример того, что если больной решил выжить, то бессильна не только медицина, но и его собственный организм. После такой кровопотери, пусть даже быстро восстановленной, да ещё в таком возрасте она имела право на массу осложнений: от несостоятельности швов до инфаркта и инсульта. Да и просто на банальный отёк мозга. Ну хотя бы на тяжелую энцефалопатию. Но нет. Был эпизод мерцания предсердий, быстро купированный кордароном, вот, собственно и всё.
Родственники постоянно звонили и всячески участвовали в процессе: обвиняли нас в том, что мы проткнули пациентке желудок эндоскопом, что слишком долго лечим, ну и так далее. Где-то на полпути они всё-таки смирились с идеей длятельно существовавшей язвы. И к моменту перевода в хирургию уже вроде перестали считать нас бессовестными убийцами. Хотя, кто знает. Хирургам тоже явно достается на орехи. Но всё равно мы с хирургами нашей "железной леди" ужасно гордимся.
|
</> |