про восстание декабристов
marss2 — 28.12.2019Вчера была очередная годовщина восстания декабристов, хотя это событие в Рунете традиционно отмечают 14 декабря (разницу между новым и старым стилем, как обычно, никто никому не объяснил — это, кстати, многое говорит о качестве общегуманитарной подготовки наших сетевых публицистов).
Мнения, как обычно же, высказываются разноречивые.
Декабристам припоминают
и масонерию,
и разговоры об убийстве царской фамилии (хотя и европейский, и наш
собственный опыт показывают, что как раз с этим-то в случае больших
перемен лучше не затягивать),
и польское влияние,
и наполеонофилию,
и безумную «Русскую правду» Пестеля
****
— здесь возразить особо нечего, да и не нужно:
***
история — это процесс с участием живых людей во всей их
многомерности, а не театральная постановка в духе французской
классической драмы.
***
Оценивать декабристов, на мой взгляд, следует исходя вот из чего.
***
1. Движение декабристов — это запоздавший и своеобразно
преломленный в российской атмосфере отсвет Французской революции.
Французская революция — одно из величайших событий мировой истории,
оказавшее и продолжающее оказывать на нашу жизнь и мысли огромное и
неотменимое влияние.
Попасть под её влияние — совершенно непостыдно.
То, что она «буржуазная», а движение декабристов было
аристократическим, не составляет проблемы.
***
2. Объяснить возникновение движения декабристов одними только
влияниями (прямыми или опосредованными) нельзя.
Потребность в переменах диктовали сами отечественные условия.
То, что в итоге это вылилось в попытку вооружённого переворота,
объясняется отсутствием каких-либо иных возможностей выражения,
наличием позитивного (в плане эффективности) опыта дворцовых
переворотов предыдущего столетия
и всеобщим увлечением тайными обществами (не только масонскими)
.
***
3. Восстание декабристов было безусловно обречено на поражение, и
оценивать их документы по переустройству государства и общества как
предложения, имеющие перспективу реализации, нельзя. Это вполне
концептуальные, но и вполне безответственные проекты. Так будут
впоследствии писать наши учёные и интеллигенты.
***
4. За многоцветной мишурой запланированных декабристами
сногсшибательных реформ скрывалось и видение реальных проблем,
недаром же их соображения по переустройству русской жизни были
внимательно изучены Николаем I.
Предложения у них, правда, были разными, но все они сходились в
главном: в необходимости отмены крепостного права.
Ситуация, впрочем, была такова, что отменить его без разрушения
абсолютизма и в целом сословной системы общества было в то время
нельзя никак. Декабристы это и предлагали, но это была задача
общенационального, а не заговорщицкого калибра.
****
5. Красивого ответа на вопрос, преследующий всех, кто глубоко
возмущён свинцовыми мерзостями современного им
общественно-политического устройства — «А что же делать прямо
сейчас?» — до сих не придумано,
а посему сложно брать на себя смелось упрекать декабристов в том,
что они выбрали именно путь заговоров и восстаний.
****
6. Системных возможностей выражения неабсолютистских проектов не
возникнет и в будущем.
Поэтому нужно принять как должное то, что декабристы «разбудили
Герцена».
А Герцен, в общем-то, создал всех нас, свободно по-русски пишущих.
Неоспоримый факт, что государь Николай Павлович тоже всем добра
хотел, вышесказанного не отменяет.
****
7. Через декабристов действовала сама Мать-История,
решая свои вопросы своими методами,
не особо интересуясь, понравятся ли они через 200 лет
благонамеренным комментаторам.
Методы её известны, про то и классики марксизма писали немало.
****
8. Дело декабристов победило.
После восстания 1825 года русский абсолютизм навсегда перешёл в
положение обороняющегося (от собственного общества)
и в конце концов рассыпался в прах,
увлекши за собой и монархизм как таковой, и русскую аристократию, и
почвенничество всех видов.
****
Нет, поговорить по бездуховный Запад и великую миссию русской
цивилизации у нас и по сю пору очень любят, но это лишь façon de
parler.
Общенациональная задача, намеченная декабристами, была в конце
концов необратимо решена.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Да, тут же исполнилось 126 лет восстанию декабристов.
Отношение к ним очень сильно поменялось – если в советские времена
декабристов всячески восхваляли, изображая благородными рыцарями
без страха и упрёка,
то нынче их принято огульно мазать грязью (особенно в так
называемой «консервативно-патриотической» среде).
Нам, конечно, не дано узнать, как обернулось бы дело в случае
победы декабристов.
Как по мне, разброс возможных альтернатив был широк – от
гражданской войны и дезинтеграции государства, до его успешной
модернизации с установлением конституционной монархии в
соответствии с самыми прогрессивными образцами того времени.
Но намерения у декабристов всё же были хорошими.
В России феодализм задержался чересчур уж надолго, правительство
никак не решалось пойти на необходимые реформы – а расплатой
оказался застой, окончательно преодолеть который не удалось и почти
за сто лет.
Итог: построение неэффективного полицейско-бюрократического
государства, неравномерное развитие экономики, отставание в
промышленности и технологиях, ряд унизительных военных
поражений,
а что самое плачевное – усиливающееся неверие жителей в собственную
страну, рост протестных настроений, когда, в итоге, само слово
«патриот» превратилось в едва ли не ругательное.
Декабристы честно пытались провести «революцию сверху», но – не
получилось.
Смею заметить, что пафос моего поста был не столько в том, плохи
или хороши были декабристы, а в том, что Россия в XIX веке свернула
куда-то не на те рельсы. Доказательством этому последующие события.
Революции не возникают по воле кучки злокозненных декабристов,
народовольцев, эсеров, большевиков. Революции становятся итогом
затянувшегося системного кризиса, который толком не лечили.
****
Бггг, "заигравшиеся барчуки" тринадцатью годами ранее разбили
Наполеона, пройдя путь от Бородино до Парижа.
Многие покрыты ранами, усыпаны боевыми наградами. Но в глазах
живущего двести лет спустя сетевого хомячка они - что-то вроде
избалованных истеричных хипстеров. -)
****
Для любителей погутарить про "офицерскую честь" и "измену
присяге"
хочу напомнить, что вообще-то оная "честь" не мешала русскому
офицерству в течение всего XVIII века и позже свергать и возводить
на престол императоров по своему усмотрению.
Наиболее известные жертвы – Иоанн Антонович, свергнутый во
младенчестве и провёдший остаток жизни в тюрьме,
а также Пётр Фёдорович и Павел Петрович, которых немножечко
укокошили.
Дошло до смешного – декабристов по обвинению в подготовке
цареубийства судили те же самые люди, которые за 24 года до того
прибили насмерть императора Павла I.
Пестель на следствии сказал: "Я ещё не убил ни одного царя, а среди
моих судей есть и цареубийцы!"?
*****
Странная с ними штука получилась.
"Своими" их еще с советских времен считали как советские
коммунисты, так и либералы, как системные ("шестидесятники"), так и
антисоветские.
Коммунисты - в силу отрывка из Ульянова-Ленина про "декабристы
разбудили Герцена",
либералы - как образец, когда люди со светлыми лицами и очень
хорошими генами восстают против Системы.
***
После падения Советской власти случились не менее интересные
трансформации с восприятием декабристов в русской общественной
мысли.
Расцвет, с одной стороны, конспирологии, который всегда является
одним из симптомов кризиса,
с другой, постепенный расцвет охранительства и консерватизма,
породил версии и о неизбежной "англичанке, которая гадит",
и о масонах
(правда, кажется без обязательных иудеев, потому что пришить
неизбежных обычно евреев к отпрыскам благороднейших
аристократических русских фамилий ну уж никак... впрочем, может я
что-то и пропустил).
***
А между тем...
А между тем в проекте конституции другого декабриста, Никиты
Михайловича Муравьева, есть фраза:
«Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным».
****
Или вот:
«Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит
исключительное право делать основные постановления для самого
себя».
****
Вообще тема декабристов очень любопытна, особенно в наше время, но я все-таки больше по советскому периоду русской истории, поэтому буквально одно.
Считается - именно охранители старого времени запустили эту залипуху, а охранители нашего времени не дают умереть (а также сочиняют новые, типа пресловутого допроса декабристов Бенкендорфом), что офицеры обманули солдатиков, и те стояли на площади "за Константина и его жену Конституцию".
Вранье.
Солдаты восставших полков очень хорошо знали Николая Павловича и
среди них он пользовался репутацией Унылого Говна.
Считается, что "страшно далеки они были от народа".
Тут я позволю себе поспорить с автором этих слова.
Очевидцы свидетельствуют, что против Николая I выступили не только
3 тысячи солдат, выведенных декабристами под предлогом присяги
Константину, но и огромная толпа «черни», во много раз
превосходившая войска.
Со всех концов города народ спешил к восставшим.
Люди стекались на Сенатскую площадь без всякого принуждения, и,
главное, это были не любопытные, равнодушные зрители образца всем
нам памятного октября 1993 года.
Народ заполонил всю площадь.
Л.П. Бутенев вспоминал, что «<...> мятежное войско совершенно
скрывалось за толпой народа».
Актер Борецкий подтверждал, что «<...> народ как есть
вплотную запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В
волнах этого моря виднелся небольшой островок — это было ваше
каре».
Принц Евгений Вюртембергский свидетельствовал о настроении
толпы:
«Собравшаяся чернь стала принимать участие в беспорядке.
Начальника гвардейского корпуса генерала А.Л. Воинова чуть было не
стащили с лошади; мимо адъютантов императора летали (sic!) камни, в
меня попало несколько комков снега.
Наскакав на виновного и опрокинув его конем, я закричал:
— Ты что делаешь?
— Сами не знаем. Шутим-с, барин, — отвечал опрокинутый, еще не поднявшись с земли».
Вот это "шутим-с, барин", мне вдруг напомнило другое.
Слова Емельяна Ивановича Пугачева. "Я не вор, я вороненок, а
ворон-то еще летает".
В 1917 году шутки кончились, и в бар полетели уже не снежки и камни.
***
А в конце правления Николая I – уже шестое место в мире, уступив даже маленькой Бельгии, площадью с одну Тульскую губернию.
Бесконечно тешили себя воспоминаниями о 1812 годе,
мнили себя главной супердержавой планеты,
а в реальности проваливались в глубокую отсталость.
И лишь показательная порка в Крымской войне немного привела верхушку империи в чувство.
-----------------------------------------------------------------------
Удивительно, что не только идеи, цели, смысл выступления декабристов до сих пор трактуются разными историками противоположным образом (это как раз легко объяснить), но и моральный облик этих людей представлен, в зависимости от наклонностей исследователя, в широчайшем диапазоне. У одного серьёзного автора они рыцари из серебра и стали, у другого конченые подонки. Хотя набор событий, поступков, протоколов, частной переписки и т.д. перед всеми исследователями один и тот же.
**
Дискуссия о фильме "Союз Спасения", , продемонстрировала следующие черты мышления интеллигенции :
1)Люди искренне не понимают, как можно говорить о прошлом, не имея в виду напрямую настоящее. То есть написано "Николай Первый" - а люди читают "Путин", и для них это само собой разумеется.
2)Историческим событиям и историческим лицам люди ставят простые оценки по шкале "хорошо-плохо". О возможности безоценочного понимания даже не догадываются.
3) Политическая и нравственная оценка при этом друг от друга не отделяются. Мысль о том, что борец за неправое (с моей или чьей-то точки зрения) дело может обладать теми или иными привлекательными человеческими чертами, кажется дикой. И наоборот...
https://www.facebook.com/denis.sacharnych/posts/10217120080568777
https://www.facebook.com/aleksandr.kommari/posts/1728671130601891
https://www.facebook.com/shubatv/posts/1361426270704589
https://www.facebook.com/vladimir.veretennikov.7/posts/2626407917447514
|
</> |