Про вежливость
vopros-veka — 06.06.2021 Написала было очередной комментарий, а он вышел столь пространным, что я его, пожалуй, сделаю отдельным постом. Вопрос о неадекватном отношении к вежливости обсуждался здесь.Вообще-то вежливость — это воплощение речевого этикета. Вроде как не сморкаться в портьеру. Это совершенно не значит, что человек не понимает, что портьера — это ткань и в форс-мажорных обстоятельствах может быть использована как любая ткань. Это просто значит, что человек знает, для чего портьеры, а что именно нужно делать со своим забитым носом, и принимает эти правила поведения в обществе. Точно так, как не вопит не потому, что глотка слаба, или не бьёт кулаком не потому, что сил нет. Просто есть правила поведения в обществе, и если эти правила соблюдать, то... может быть всяко, а если не соблюдать, то вылетаешь из социума вообще без шансов что-то от этого общества получить (кроме пенделей). Истории про то, как некто пёр напролом, игнорируя любые правила поведения, и именно поэтому всего в жизни добился, обычно популярны там, где нормальная жизнь и не начиналась при всех её внешних признаках.
Как-то в ЖЖ один из ностальгистов по СССР написал, что вот его отец, высококвалифицированный рабочий, мог послать директора завода, а теперь хозяина так не пошлёшь. На что ему ответили, дескать, неужели возможность "послать" — столь великая ценность, перед которой меркнет всё другое? Думаю, что для многих в русскоязычном культурном пространстве (не совпадающем с границами РФ) элементарное уважение к собеседнику и такой же элементарный речевой этикет — страшнейшее унижение его личности. Т
акие люди чувствуют себя в своей тарелке, лишь когда могут не церемониться с другими, причём буквальное и фигуральное значение этого глагола столь тесно переплетены, что их часто невозможно разграничить. Необходимость задумываться, какие слова используешь при обращении к собеседнику, необходимость прикладывать усилия для их выбора как бы сама по себе уже манифестирует необходимость считаться с другим человеком, которая оказывается чуть ли на самым страшным усилием в ментальности этих людей.
Получается, что в их дискурсе нет равных людей. Каждый или выше, или ниже. Вступая в диалог с тем, кто выше, ты обязан церемониться, а он — нет. Вступая с тем, кто ниже, попадаешь в противоположную ситуацию: ты более не должен считаться ни с чем, а он — обязан. В такой системе элементарные правила вежливости ставят того, к кому вежливо обращаешься, выше себя, то есть собственным языком загоняешь себя под плинтус. Да кто же на такое добровольно согласится? Хочет быть начальником — пусть заработает это право, то есть сначала затопчи меня под плинтус, а уже потом ожидай вежливых речей.
Мысль о том, что в мире равных людей каждый прилагает некие элементарные усилия этикета по отношению к другому, — очень сложная, вызывающая разрыв шаблона. Равные — не те, которые взаимно церемонятся по принятому минимуму друг с другом, а те, которые друг с другом одинаково не церемонятся, то есть хамят как дышат, правда, ещё не на повышенных тонах. Если он равен, почему к нему нужно обращаться как высшему? Он тоже так же ответит? А если нет? Получилось, что ты лох, тебя на....али, ты позволил себя опустить (намеренно выбираю именно данные слова и выражения — из мира уголовного жаргона и непечатные, потому что эти слова отражают уровень социума).
Фактически перед нами демонстрируется постоянный страх того, что правила игры в любой момент изменятся и ты не сможешь удержать свои позиции в иерархии, потому что играть по правилам — самая великая глупость на свете, ибо ты предсказуем, а они (те самые, которые внезапно втопчут) — нет. Ты им открылся и показал, что подобен вагону, идущему по колее, а они — сплошная загадка с неведомыми возможностями, непредсказуемыми ходами и тайными намерениями.
Для таких людей вежливо о чём-то попросить — акт невероятного усилия, можно сказать, кредит доверия, выданный без какой-либо гарантии. Они свято уверены, что им уже причитаются какие-то плюшки по самому факту, что снизошли, можно сказать, добровольно унизились вежливостью.
При таком отношении к жизни интеракция с любым человеческим существом превращается в войну эго, слов, невербального языка, от неё — полшага до реального рукоприкладства. Когда выходишь из зоны военных действий в иную культурную среду с иными правилами поведения
|
</> |