Про "В конце ноября"
sovenok101 — 04.11.2025
Почему-то отложилось, что это очень-очень-очень грустная книга. Читала я её когда-то в детстве, а потом в руки не брала.
В сравнении с «Папой и морем» книга — просто огонь оптимизма. Сейчас она мне нравится чуть ли не больше «Опасного лета» и «Кометы».
Штука в том, что начиная с «Зимы» все опасности и конфликты в
книгах про муми-троллей переползают снаружи (комета, наводнение,
волшебная шляпа) внутрь героев. Все битвы происходят внутри, а
снаружи практически ничего не происходит, все вежливы и несколько
отчуждённы. Даже мама не знает, что происходит сыном, а Муми-тролю
и папе совсем нет никакого дела до бурь в душе мамы.
«В конце ноября» — набор историй про изменения и преодоление кризисов, причём каждый герой делает это в одиночку, хотя формально они и собираются вместе, в Муми-доле. Может быть, это и резануло по глазам мне-ребёнку — тотальное и неизбежное одиночество всех участников. Исцеляют здесь сам Муми-дол, воспоминания о Муми-семействе и палатка Снусмумрика.
Филифьонка пришла со страхом, а возвращается с губной гармошкой. Она - двойник «Филифьонки, которая боялась катастроф», только вторая боялась чего-то огромного, а первая — чего-то маленького. Но страх от этого не меняется, как и освобождение.
Хемуль пришел с мечтой о прогулках под парусом, а ушел с пониманием, что ему это совсем не нравится. Таких хемулей полно в Муми-мире: они противные и без них никак.
Снусмумрик просто ушел: осенью он всегда уходит на юг.
Староум впадает в спячку. Может, это и смерть, но она всё равно выглядит оптимистично: Староум сбежал не от себя, а на свободу. Свобода для него — возможность забывать (оставьте мою деменцию в покое!)
Хомса же вообще придумал Муми-дол и как всякий Демиург должен встретиться со своими созданиями.
Две книжки зеркалят друг друга: в «Папе и море» Муми-семья узнаёт, кто они без Муми-дола. В «Ноябре» Муми-дол продолжает свою волшебную жизнь в воспоминаниях о Муми-тролях.
|
|
</> |
Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
Флешбэки
Как двигается вышивка и концерт
Scream (1996): мета-слэшер, правила и перезапуск жанра — развёрнутый разбор
Концепция недопотре**ения — в чём выражается
Первая фотография шаурмы в истории
1000 тел
Египетский павильон Останкинского дворца. Часть 2
Зависть, экономика и жизнь

