Про утонувший батискаф "Титан"

Тем не менее есть пара интересных моментов. Первое: не оправдались прогнозы тех, кто полагал, что аппарат разрушен в труху, рассыпался в пыль. Нет, были найдены крупные фрагменты, включая части обшивки и бортовой компьютер. Второе: оказывается не все так классно было у аппарата не только с прочностью корпуса, но и с управлением. Сообщается, что критически важным было не проморгать момент прохождения отметки 200 метров до дна и своевременно сбросить часть балласта, чтобы не столкнуться с дном или останками "Титаника". Погружение шло 2 часа, а "Титан" разрушился через 1 час 45 минут, поэтому кто его знает, как оно там было.
Но самое интересное, конечно, это атмосфера в которой внедрялся в эксплуатацию подводный аппарат с углепластиковым корпусом. Сразу бросается в глаза то, что для OceanGate, владельца и разработчика аппарата из Сиэтла создание и ввод в эксплуатацию батискафа были не регламентированной инструкциями и справочниками организационно-технической рутиной, а неким творческим, импровизационным процессом запуска и разгона многообещающего стартапа. Люди, называвшие себя пионерами и инноваторами, в предвкушении денег и славы потеряли связь с реальностью. Или не имели ее вовсе.
Звоночек о предстоящей катастрофе зазвенел еще, видимо, в конце 2017 года. Нанятый в качестве специалиста по безопасности David Lochridge Девид Лохридж отказался признавать безопасным корпус предшественника "Титана" "Циклопа". Понимая, что его наняли в качестве козла отпущения на случай катастрофы, он в январе 2018 года подготовил и направил руководству OceanGate "доклад о качестве", в котором раскритиковал как материал оболочки аппарата - углепластик, так и метод испытания самого аппарата. Много чего написал, картинки приложил, но главное это то, что углепластик пористый и склонен к усталости, накоплению разрушений, все испытания должны проводиться без человека, а метод контроля состояния корпуса, основанный на акустических датчиках, улавливающих звуки растрескивания корпуса никуда не годится: от начала хруста до момента разрушения глазом моргнуть не успеешь, это дело миллисекунд. Неправильно были сделаны и канавки под уплотнения титановых и карбоновых деталей. Состоялось совещание руководства с бунтующим Лохриджем по итогам которого его уволили, как не справившегося с поставленной задачей, ну или за отсутствие творческого подхода к решению проблем, если угодно. Его задача была не доклады писать, а акты безопасности подписывать. Оказывается, не только у нас бывают подобные шляпы. У ABC есть запись того совещания.
Уволили. Лохридж пишет жалобу в Управлению по охране труда, ссылаясь на нарушение оператором подводного аппарата закона о защите моряков, по которому нельзя уволить работника в связи с его деятельностью по обеспечению безопасности. Управлению по охране труда начинает расследование без упоминания имени Лохриджа, но в OceanGate сообразили откуда ветер и отправили Лохриджу проект судебного иска в отношении него и его жены (не очень понятно, при чем тут она, может тоже работала в OceanGate?) и проект соглашения, по которому Лохридж отказывается от обвинений в адрес OceanGate и выплачивает ей 10 000 долларов. Лохриджи OceanGate посылают лесом, та обращается в суд. Лохридж задвигает встречный иск. На фоне судебных тяжб Управление по охране труда прикрывает расследование, полагаясь на то, что проблему решит суд. Однако, суд не состоялся, стороны пришли в ноябре 2018 года к досудебному соглашению, детали которого не разглашаются.
Тем временем испытания "Циклопа" закончились неудачей. Вместо него создали "Титан". OceanGate утверждает, что при его создании учтены замечания Лохриджа. Возможно учтены, но не главные. Карбоновый корпус, канавки под уплотнения, методика испытания и контроля качества корпуса остались прежними. В качестве волшебной палочки OceanGate пообещала, что испытателем судна будет не абы кто, а сам исполнительный директор, который к слову и утонул вместе с "Титаном". Аппарат пропихнули для коммерческого использования. 13 погружений он выдержал. 14-е закончилось катастрофой и гибелью 5 человек. OceanGate запретили вести какую-либо деятельность. Но она очень сильно скорбит о погибших и ужасно сильно сопереживает их родственникам. Видимо, не пришло еще время карбоновых батискафов. Или того карбона, который годится для их создания.
|
</> |