Про управление

топ 100 блогов caurug26.07.2024

На фоне вчерашних обсуждений, как обычно, выплыла одна, на первый взгляд, всем очевидная тема — управление коллективом.

Очевидная-то она очевидная, однако, внезапно для граждан, совсем не так, как многим кажется.

Ну и перед тем, как приступить, собственно, к вопросу, должен сразу отметить — я не претендую на некую вселенскую истину. Есть огромное количество людей, которые по теме уже забыли больше, чем я когда либо знал. Не являюсь я и неким специалистом по обучению сабжу — ни за деньги, ни просто так, по доброте душевной. Меня всего лишь когда-то этому учили, среди прочего, а потом я очень долго, в разных местах и на разных ролях в процессе участвовал. Ну и сейчас я ежегодно наблюдаю десятки разных коллективов, с разными моделями управления и в мои задачи входит либо их модификация, либо подстройка под них. Итак:

Ни в одном гражданском ВУЗе, готовящем специалистов для тех или иных отраслей на первой ступени ВО, непосредственно управлению не учат.

Граждане сейчас возмутятся и начнут тыкать пальцем в специализации, в названиях которых есть слово «менеджмент» и будут, в принципе, правы. Вот только непосредственно управлению на этих специальностях опять же не учат. Там обучают работе в коллективе (что тоже неплохо), причем, в условиях специализации. 

Непосредственно управлению учат аккурат в местах, где в названии ВУЗа и(обязательное условие) специальности, искомый термин присутствует. Учат по разному, где-то хорошо, где-то не очень, но так или иначе, это именно что отдельные специалисты именно в управлении. Усредненный же выпускник-психолог, не смотря на то, что львиная доля процессов в тематике определяется факторами психологии индивидуумов и коллективов, применять полученные навыки в эту сторону не то что не умеет, а даже не задумывается об этом. Усредненный математик скорее всего что-то слышал о теореме 4х красок, но то, что это математическая модель сегментирования задач вообще, даже не догадывается. Усредненный инженер, возможно, ознакомлялся с книгами Голдратта, но каким боком они к тематике, даже не размышлял. И так далее.

Отчего дело обстоит вот так, вопрос отдельный и достаточно сложный. Одной из причин является то, что сегодняшняя система образования является эволюционным развитием советской, а в ней роль кузницы управленческих кадров по отраслям играл ВЛКСМ. Оставив за скобками вопрос насколько оно было хорошо или плохо, следует просто зафиксировать тот факт, что вот этой надстройки более нет. А отрасли остались. Соответственно, по объективным (и субъективным тоже) причинам, подавляющее большинство руководителей нижнего и среднего звена в отраслях — люди которые непосредственно процессу управления учились сами. Точнее не учились вовсе. Их просто бросили в эту воду и они плывут. Ну, как могут.

С ВВУЗами дело всегда обстояло иначе. Управление в них дают всем и каждому, максимально доходчиво и качественно. Вот только управление это...специфическое. Просто потому, что система в которой следует его осуществлять тоже специфическая. Не, если офицер склонен к рефлексии (и у него есть на нее время), то базис отличный, но и с тем и с другим непосредственно в армейских структурах дела обстоят так себе.

Но вот когда ты попадаешь с теми знаниями и навыками в гражданскую среду и не доживаешь свой век в синекуре или на обочине жизни, а начинаешь карабкаться вместе со всеми, то появляется возможность.

Предисловие столь длинное потому, что это определяющие условия проблемы, над которыми люди обычно не задумываются. А зря.

Так вот управление, по сути, осуществляется методом применения к коллективам и индивидуумам ровно двух видов воздействия — поощрение и наказание. Разумеется, невозможно просто бить всех кнутом и раздавать пряники, надеясь на выполнение поставленных задач. Сначала нужно эти задачи определить, составить представление о доступных силах и средствах, выработать стратегию и тактику их применения (в частности, например, отличие хорошего начальника от плохого заключается в том, что оне не просто ставит подчиненным задачи, а ставит ровно те, которые подчиненные в состоянии выполнить) и прочее, и прочее.

Тем не менее, когда цели определены, задачи поставлены и клич «За работу, товарищи!» брошен, наступает время вышеупомянутых Сциллы и Харибды.

Те самые специалисты в своих отраслях, которые волей злого рока были отправлены на руководящие посты и убедившие себя в том, что их «я просто со всеми говорю, словами через рот» сами себе не признаются в одной простой вещи — они ничем не управляют. Просто плывут по течению, «отрабатывая» многострадальным затылком каждый угол, о который их оно в процессе перемещения водных масс по руслу чувствительно стукает. Так это или нет проверяется очень просто — если такого человека убрать и заменить на любого из его коллег, результат значимо не поменяется. Максимум, которого они как правило достигают, минимизация личных потерь и травм. Подобная модель «управления» (и без кавычек тут никуда) процветала в различного рода советских НИИ и нечувствительно перенеслась в современную научную среду практически в неизменном виде. Именно в ней, а не в недостаточном финансировании или недостаточном внимании государства к тем или иным областям науки, основная проблема достаточно посредственной результативности. Противоположной крайностью является калькирование советской же максимы «но ты ж коммунист! и опять застрочил пулемет» в тех или иных сетевых коммерческих структурах. Тут, в полном соответствии с классическим уже кинематографом, «как секс в презервативе. Движение — есть, прогресса — нет». 

И каким бы оно смешным кому не показалось, наиболее приближенная к верной модель управления присутствует в различного рода государственных и муниципальных управленческих структурах.  Когда не «любой результат — результат», как у яйцеголовых и не «процесс — все, результат — ничто», как у инфоцыган и сетевиков, а результат нужен, вполне конкретен, но его может и не случится. И задачей руководителя является минимизация последнего варианта. За невыполнение которой с него спросят.

Как показывает практика, задачи выполнимой. То что при этом частенько оно выглядит как в бородатом анекдоте «Как вам это удалось? — Нинаю!» (с) — так мы в реальном мире живем, а не в сказке для девочек детсадовского возраста.

Гражданам все вышеописанное не нравится. Граждане все — охуенно духовно богатые и высокоразвитые личности, которые не приемлют давления и насилия. Правда, по какой-то загадочной причине, за что практически щупаемое и весомое ни возьмись — все достигнуто в результате деятельности тупых, хамоватых, беспринципных и наглых негодяев, ломавших тонкие натуры через колено. Ни мостов, ни городов, ни заводов, ни университетов, ни корпораций ни империй, в конце-концов, построенных коллективом «равных, все понимающих и спокойно договаривающихся» за всю историю планеты не существовало, не существует и не будет существовать.

Добро пожаловать в реальный мир, Нео.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Книжный челендж 2021, 18. Истории от реального врача - Санджай Гупта  «Тяжелый понедельник» В центре повествования несколько высококлассных хирургов престижной клиники Челси. В комнате 311 каждый понедельник происходит разбор врачебных ошибок и  необычных случаев. ...
Иосиф Джугашвили ( Сталин ) — единственный известный истории случай малопьющего алкоголика. Большая часть его жизни проходила в бесконечных застольях, однако сам тиран пил немного, терпеливо выжидая, когда собутыльники напьются и начнут болтать лишнее. Сталин десятилетиями спаивал ...
Почем у нас, до зарегулирования рек Зеи и Буреи - подтапливало, а сегодня может затопить и не только? В повести «Тропою испытаний» известного писателя-геодезиста Григория Анисимовича Федосеева есть такие описания реки: … Я не мог оторвать взгляда от реки. Зею ...
Из-за аллергии и недосыпа допустил сегодня мелкий косяк по работе. Обнаружил его. В процессе правки обнаружил другой косяк который заработавшись оказывается допустил 2,5 месяца назад. Его никто конечно не заметил.... Лучше сейчас чем потом. Скоро отпуск, до отпуска надо доделать хотя бы ...
Знакомая ну ооочень старшего зашкольного возраста последние 20 лет мужественно экспериментирует с разной электроникой сложнее тостера. Все попытки с продукцией M$ заканчивались стандартно... мучительные попытки и использование по мелочи в течении нескольких месяцев и последующее ...