Про творческих мужчин и нетворческих женщин


Встретила на прогулке бывшего. Еремин бодр и свеж, увидел меня и позвал обедать в кафе. Я как-то не сразу поняла, что у него очередной приступ философского настроения. Надо было ответить «У меня есть дела поинтереснее, я иду покупать карандаш», а я зачем-то сказала «Ну, пойдем». В кафе он заказал солянку и принялся объяснять мне, глупенькой, почему миром рулят мужчины.
Патриархальный строй, сказал Еремин, не на пустом месте возник. Если бы женщины решали, как нам жить и куда двигаться, мы бы до сих пор сидели в пещере.
Потому что, пояснил мне Еремин, женщина – существо простое и ни к чему не стремится. Нет у нее далеко идущих амбиций. Она не способна ничего изобрести. Она не умеет созидать. Созидательство и изобретание (это не мои термины, их Еремин изобрел) – удел мужчин. А такие, как я, рядовые обычные бабы – они творчество не умеют.
А почему не умеют? Сейчас, сказал мне Еремин, я тебе все объясню.
Дело все в том, что женщина природой запрограммирована приспосабливаться к ситуации. Она плывет по течению и даже не пытается трепыхаться. К примеру, доисторическая женщина нашла пещеру. Все хорошо, только вход низкий. Надо каждый раз вставать на карачки и ползти, чтобы попасть внутрь. И женщина (убогонькая, что взять) так и будет вставать раком и ползать туда-сюда.
А мужчина – он ищет способы приспособить под себя окружающий мир. Его такая пещера уже не устроит. Пусть, как поет один певец (мужчина, понятно) лучше мир прогнется под нас. Мужчина возьмет и прорубит нормальный, широкий вход в пещеру. Или вообще купит Камаз кирпича и построит дом.
И это, говорит Еремин, совсем никакой не мужской шовинизм (как может показаться глупой женщине), а просто надо объективно смотреть на вещи. Покажи мне хоть что-нибудь, что изобрели женщины.
Я говорю, да вот, пожалуйста, смотри. Бюстгалтер изобрели.
Неееет, говорит Еремин. Это понятно. Это же не для человечества, а только для себя (женщины же не часть человечества, это любому ежу понятно. По крайней мере, самцу ежа).
Ну ладно, я говорю, если не для себя – то посудомоечную машину, например. И еще много чего. Даже циркулярную пилу и бронежилет женщины придумали. Уж циркулярку-то всяко не для себя, любимых?
Вот видишь, говорит Еремин. А все остальное – мужчины. Потому что для того, чтобы изобретать, нужно творческое мышление и полет мысли. А у женщины это все отсутствует. Кстати, о творческом мышлении, говорит Еремин. Заметь, что почти все поэты, писатели и художники – мужчины. Я, говорит, что-то сразу и не припомню ни одной женщины-поэта.
Тут у меня начало подгорать. Говорю ему: дорогой, тот факт, что ты не читал ни Ахматовой, ни Цветаевой, ни Веры Полозковой, ни даже Агнии Барто, не означает, что их нет и не было на свете. Это исключительно проблемы твоего образования и уровня культурного развития. Если уж на то пошло, из тебя знаток поэзии, как из морковки телескоп. Ты на слух и Пушкина от Маяковского не отличишь.
И если ты никогда не слышал про женщин-писательниц, про Астрид Линдгрен или Туве Янссон, или даже про Джоан Роулинг – это вообще-то говорит не о том, что творческих женщин не бывает. А только о том, что ты безграмотный балбес.
Художниц ты не видел? А ты давно в художественной галерее был? Ты же туда последний раз ходил на экскурсию в пятом классе.
Я уже не говорю про женщин-музыкантов, ученых, инженеров, строителей, программистов… Да любую сферу возьми, и шерше ля фам. Их там найдется множество. А не знаешь ты, потому что и не пытался узнать.
…Хотя на самом деле это, конечно, неправда. Всё он отлично знает. И про Карлсона он в детстве читал, и про Гарри Поттера все фильмы видел, и отлично знает, кто автор. И даже однажды я видела у него в ридере книги Урсулы Ле Гуин и Далии Трускиновской.
Просто мужчинам настолько поперек горла тот факт, что умные и творческие женщины бывают, и их не меньше, чем мужчин – что они предпочитают этот факт просто не замечать. Не то, чтобы сознательно. Просто они реально не видят, как много всего вокруг них создают женщины.
И эта избирательная куриная слепота бесит очень сильно. Как бы ты ни упиралась, ни пыталась создать что-то новое – обязательно найдется какой-то мужик, который скажет «Нууу, она конечно молодец, еще бы немножко, и получилось бы почти так же хорошо, как у мужчины».
Да идите вы в жопу, да?
Я прекрасно понимаю, что если взять весь корпус классической литературы, созданной до XX века, или картины за тот же период – там реально мало женщин. Но проблема не в том, что женщины не хотели или не умели творить. Просто любую женщину, которая попыталась бы сунуться в творчество, взяли бы под ручку и отвели обратно на кухню. Не прыгай выше головы, дорогая. Следи за плитой, а то молоко убежит. Какие тебе стихи, какие книги? Какие, нафиг, картины? Твоя вотчина – киндер, кюхе, кирхе. Вот и займись делом. Солянка сама себя не сварит.
Женщина написала роман? Хо-хо-хо, забавно, господа-с! Должно быть, ей действительно нечем заняться. Публиковать ее мы, конечно, не будем.
Женщина пишет картины? Сочиняет стихи? Изобретает? Ну и ну! Куда смотрят отец и мать?.. Выпороть и срочно отдать замуж! Это выбьет из нее всю дурь.
И так на протяжении целых столетий. Женщинам не давали себя никак проявить. В лучшем случае – сядь и вышивай цветочки, а «серьезное» искусство оставь умным дядям. Тебе все равно не справиться, девочка.
А теперь, после целых веков, проведенных женщинами на кухне, у прялки или у люльки, один из этих умных дядь спрашивает у меня: ну и где же все те книги, картины, изобретения, которые создали женщины?
И, правда, где.
Ничего, я уже отомстила. Спросила Еремина: а где его романы, можно почитать? Где картины? Где хотя бы завалящий стишок? Что он изобрел, дай посмотреть глупой женщине. Я, конечно, все равно ничего не пойму, но хоть повосхищаюсь. Может, с тех пор, как мы развелись, он взялся за труды и пишет в стол… нет, скорее, в диван? Так ты давай, говорю, покажи, не прячь от человечества.
А то такой мужчина творческий, а зачем-то скрывает плоды своих трудов.
Чего стесняться-то, если гений.
|
</> |