рейтинг блогов

Про тенденции развития фототехники

топ 100 блогов podakuni03.01.2014 Про тенденции развития фототехники
Прекрасный робот Бендер по-прежнему здесь потому что он, на мой взгляд, хорошо олицетворяет наше будущее

Давно хотел написать большой пост про тенденции развития фототехники, но руки никак не доходили — работа отнимает всё свободное время, плюс ещё немного. Сейчас вот пара дней относительного затишья и я попробую всё же рассказать всё, что думаю по этому вопросу. Эх, раззудись плечо!

Ах, да. Традиционно я хочу заметить, что всё что я тут пишу — это мой поток сознания, я просто делюсь им с вами. Вы можете быть не согласны со мной в частностях или даже в общем, это ваше право, аргументированная дискуссия в комментариях приветствуется. А ещё хочу предупредить, что буду тут выступать в стиле "да, я самый умный!" и "все идиоты и не лечатся, один я такой красивый стою весь в белом здесь!". Ну, я предупредил. На всякий случай. Итак.



История вопроса
Сначала было Слово... А нет, далековато взял. Хорошо, Вселенная скачкообразно расширилась... Эх, тоже слишком далеко. Динозавры... Питекантропы... Люди стали предпочитать железо... Порох... Ну ладно, ладно! На самом деле, я тут хотел напомнить, что рынок фототехники очень сильно колбасит в последнее время. Много примеров приводить не буду, я уже писал об этой ситуации раньше. Думаю, достаточно будет лишь нескольких штрихов для понимания текущего положения дел. Например, вот:
[ Reuters ]:
"Японские производители среднего эшелона испытывают на рынке фотокамер давление со стороны смартфонов. Компании Panasonic, Fujifilm и Olympus несут здесь существенные потери. По предварительной оценке, продажи компактных камер в этом году сократились более чем на 40%, до 59 млн. штук.

Угроза затрагивает и рынок беззеркальных камер, которые должны были занять нишу между компактными и зеркальными камерами. Всё дело в том, что потребителей вполне устраивает качество снимков, обеспечиваемое встроенными в смартфоны камерами. К тому же потребители отдают приоритет наличию подключения."

Ну, искушённый читатель, полагаю, может заметить, что с компактными камерами давно всё уже ясно, так что, чего уж там. А с зеркалками и беззеркалками со сменной оптикой всё иначе. Ладно, принимается. Тогда вот ещё статистика:
[ Thom Hogan ]:
"Организация CIPA опубликовала данные об объёмах выпуска и продаж камер со сменными объективами в первом полугодии 2013 года. Судя по этим данным, отрасль столкнулась с большими проблемами. С января по июнь было отгружено 7.6 млн. зеркальных камер, тогда как за тот же период прошлого года — 9.3 млн. штук.

Продажи зеркальных камер сокращаются (интересно, что основные производители зеркальных камер — Canon и Nikon — напротив, планировали в текущем году увеличить объём продаж). Однако радость сторонников беззеркальных камер преждевременна — продажи этих изделий тоже уменьшились. В первом полугодии прошлого года было продано 1.6 млн. беззеркальных камер со сменными объективами, в первом полугодии текущего года — 1.3 млн. штук. Другими словам, за полгода спад продаж тоже составил примерно 20%."

Хорошо, может сказать наш продвинутый фотолюбитель, но гиганты-то ведь чувствуют себя хорошо, не так ли? У них же много всего! Да, много. Но чувствую они себя не то, чтобы очень хорошо. Опять же, чтобы не утомлять, по всем не буду говорить, но вот вам звоночек:
[ Nikon ]:
"Компания Nikon, являющаяся одним из крупнейших производителей фототехники, отчиталась за очередной квартал, завершившийся 30 июня. В принятой в Японии системе отчетности финансовый год завершается 31 марта, так что речь идет о первом квартале 2014 финансового года.

За три месяца доход Nikon составил 238,981 млрд. иен. Это на 7,9% меньше, чем год назад, когда этот показатель был равен 259,431 млрд. иен. При этом операционная прибыль за год сократилась с 23,368 до 6,032 млрд. иен, то есть на 74,2%, а чистая прибыль — с 15,770 до 4,436 млрд. иен, то есть на 71,9%."

Бздыщ! И прибыль упала на 72%! Конечно, для больших компаний падение прибыли очень плохо, но это вовсе не конец. Sony, вон, например, вообще несколько лет подряд работала без прибыли, с огромными многомиллиардными убытками. И ничего выкарабкалась, вроде. Так что, это не смертельно, поводов для паники пока что нет. Но, я думаю, что на сегодня страшилок хватит. Надеюсь, вы поняли мою мысль. В датском королевстве всё очень неспокойно, мягко говоря.




Кто виноват?
О-о-о! Это один из самых любимых русских вопросов. Причём, судя по всему, это в России извечно любимый вопрос. Впрочем, в кои-то веки сейчас речь пойдёт не о нашей многострадальной стране.

Итак, в мире фототехники всё довольно напряжённо. Что же мы, по идее, в таком случае дожны увидеть от основных игроков на рынке? Может, фонтан новинок? Прорыв в технологиях? Нет? Тогда, может, свежие, креативные идеи? Инновационные подходы? Ну хотя бы полёт дизайнерской мысли? М-м-м... С компактами всё ясно: умерла, так умерла. Забудем про них. С профессиональным сегментом тоже — там не новинки нужны, там лишь бы старое надёжно работало, и на том спасибо. Профессиональный сегмент всегда очень консервативный, так что о нём как-нибудь в другой раз.

Значит, речь пойдёт о любительской технике. Что тут у нас нового? Новинки Canon EOS 70D, Nikon D5300, Sony Alpha a77 и так далее. Что там такого? Даже корпуса у этих фотоаппаратов остались принципиально старыми, с набившими оскомину древними эргономическими решениями, со всеми присущими этим камерам просчётами. Ибо — традиции же! Не ломайте то, что хорошо работает. Лучшее — враг хорошего. От добра добра не ищут. И всё такое прочее. Практически никакой положительной динамики, застой.

Может, в сегменте беззеркалок что-то интереснее? Canon EOS M, Nikon 1, Sony NEX, FUJIFILM X-серия, Olympus, Panasonic, Pentax и так далее — всё одно и то же, ничего нового, никаких подвижек. Ну, максимум — свистоперделки добавляют какие-нибудь, да аппаратную базу тасуют, чтобы вялый спрос немного оживить. Чуть более быстрый процессор, чуть более разрешающий экран, чуть более новый сенсор (который на деле часто оказывается старым, но немного допиленным), чуть более меньшие размеры. Слава богу, хоть над эргономикой работают, новые решения обкатывают, и то хорошо. Но в общем и целом — тоже тухловато как-то всё.

Видите, какая радостная картина? Смартфоны внезапно, как выпрыгнут, как выскочат! Как полетели клочки по закоулочкам! Что-то мне это напоминает, м-м-м?.. Дайте подумать... Ах, да! Закрытая страна Япония, XVIII-XIX века, удивительные искусства владения луком и мечом, прекрасные техники рукопашного боя, высочайший дух и многовековые традиции... и внезапно — американская эскадра, принуждающая страну к подписанию договора о торговле, лишившего тогда Японию таможенной независимости. В принципе, тоже, наверное, неожиданно было. Сидели себе, сидели. Оттачивали свои умения до блеска. И вдруг все окружающие страны как выпрыгнут, как выскочат! Как полетели клочки по закоулочкам! Ну, ничему история не учит, увы. Впрочем, это я отклонился от линии повествования.

Собственно, кто же виноват? Виноваты, конечно же не смартфоны, как могло бы показаться из вступительной части поста. Сейчас будет важная мысль, внимание, спойлер. В сложившейся ситуации виноват кардинально изменившийся подход к созданию и потреблению контента. Уф, сложно даже выговорить. Давайте попроще попробую объяснить.

В мире поменялось представление кто и что должен делать и как это надо смотреть. Причём, поменялось это не только относительно фотодела, а вообще относительно всего. В первую очередь, конечно, изменения стали заметны в мире музыки, книг и журналистки. Примерно то же самое происходит в мире фотографии. Следующие остановки на пути этих изменений – теле- и киноиндустрия, которые уже сейчас начинают меняться. Людям стало интересно самим писать, играть, фотографировать, снимать и монтировать. Ну и показывать это всё тоже стало удобнее самим. Как и решать что смотреть, а что нет. Почему так получилось — это тема для отдельной большой беседы, которую без поллитры не стоит даже затевать. Просто надо принимать как данность — мир поменялся.

Конечно, тем, кто десятилетиями оттачивал умение носить доспехи и виртуозно владеть мечом, совершенно не улыбается то, что теперь простой полуграмотный крестьянин вооружённый ружьём может запросто прострелить навылет сразу пару-тройку самураев со всеми их сверкающими катанами, красивыми латами, крепким боевым духом и многовековыми традициями бусидо. Но, простите, такова селява. Кто принимает факт изменения мира, тот и на коне. Смартфоны в этот новый мир вписались органично, хотя у них и своих сложностей хватает. Компактные камеры — не вписались. Зеркалки и беззеркальные камеры в том виде, в котором они сейчас существуют, тоже не вписываются, как ни крути. Ну, то есть, воевать ими можно, конечно. Как и самурайскими мечами. Но ровно до первого пулемёта.

Кстати, аналогичный период был и у мобильников в своё время. Помните прекрасные телефоны типа Nokia 3310? Всем они были хороши! Технически практически совершенны. Прям, как катаны. Даже когда появились смартфоны никто не верил в то, что они смогут что-то сильно поменять на рынке, настолько они были большие, неуклюжие и бестолковые. Ровно "до первого пулемёта", которым в том случае явился первый iPhone.

Подводя итог этой части поста, я бы хотел заметить, что дело сейчас вовсе не в фототехнике. И мегапикселей давно хватает, не надо больше, спасибо. И ISO уже высокие и практически без шумов. Ночью уже проще сфотографировать и на экране посмотреть что там в темноте, чем глаза напрягать! И размеры у фотоаппаратов уже нормальные, на любой вкус есть, и большие, и маленькие. И автоматика работает год от года всё лучше. Ан нет, ты ж посмотри! Всё не в коня корм... В общем, конечно, делать все эти моменты ещё лучше — можно и нужно. Но не в них суть. Потому что "дело было не в бобине", как говорится. Не этого ждут от фотоаппаратуры в первую очередь. А чтобы она вписывалась в текущую концепцию работы с контентом. Но комфортно сейчас это делают только смартфоны. И люди всё чаще предпочитают именно их, совершенно не обращая внимания на все недостатки этой техники в области фото.




Что делать?
О! Это второй извечный русский вопрос. Попробую на него ответить. В рамках нашей темы, разумеется. Кстати, довольно забавно, что вот так большую часть жизни живёшь в уверенности, что умные дяди в огромных транснациональных корпорациях знают что делают и свои шаги просчитывают на десять лет вперёд. А потом — бац! — и вдруг видишь, что нифига эти дяди не понимают. Или понимают, но боятся рисковать. Но скорее всего действительно не понимают. И ничего-то у них не рассчитано, и вообще они идут стройными рядами куда-то не туда. Ах, знаю, знаю!.. Обычно это понимание нелепости устройства мира посещает почему-то таксистов. Ладно, вернёмся к нашей теме. Итак, очевидно, что из вышесказанного нужно сделать как минимум сразу несколько выводов:

Вывод #1: концепция поменялась
А что это за концепция? В чём её суть? Если кратко, в трёх словах: просто и быстро. То есть — быстро снял, быстро обработал, быстро поделился. Быстро посмотрел. Причём, слово "быстро" здесь не только в плане высокой скорости, но ещё и в простоте и удобстве работы.

В качестве примера приведу всё те же смартфоны. До iPhone их было выпущено немало, у меня самого была пара каких-то моделей, в которые надо было тыкать стилусом. Можно было, конечно, сильно давить на экран пальцами, но кнопочки там почему-то были нарисованы крохотные, а точность распознавания нажатия была весьма посредственная. Но ничего! Тогда казалось, что это прекрасные аппараты, с ним можно было много чего делать. В том же первом iPhone в техническом плане ничего нового не было, по большому счёту. Гениальность же его была в том, что все те же рутинные действия там были организованы на новом уровне. Там всё стало инуитивно, быстро и лёгко. И всё! Всё-о-о!.. Армию "винфонов" в одночасье как пулемётом выкосило!

Но вернёмся к фототехнике. В идеале, пользователь должен иметь возможность снимать на простом интуитивном уровне. И управлять не рядом диафрагменных чисел с их "помни, что между f/2.0 и f/2.8 одна ступень, как между f/4.0 и f/5.6", а просто "светлее — темнее" и "фон размыт — фон резкий". Не выставлять фокусные расстояния с их "50mm на кропе остаётся 50mm, но угол зрения сужается так, как будто ты снимаешь на объектив с 50mm х кроп-фактор", а просто "угол шире — угол уже", и всё. Не надо всех этих Mega O.I.S., IS, VR, USM, SSM и прочих бесовских сокращений, оставьте это всё себе! Людям по большому счёту насрать что там внутри и какой мотор приводит в действие системы автофокуса. Лишь бы работало всё хорошо. Избавьте пользователей от всех размышлений на тему выбора между AI Focus, AI Servo, One Shot, Single и Continuous — это всё ненужный трэш, вроде стилуса, которым нужно было тыкать в экранчики до-айПхоновских смартфонов. Управление фотоаппаратом должно быть такое, чтобы ребёнок взял его в руки и мог бы снять им всё, что хочет. Как это происходит с iPhone, кстати: я не раз наблюдал, что детям он понятен сразу, им не нужно долго растолковывать как там всё работает, понимание приходит практически сразу.

То есть, интерфейс должен быть таким, чтобы всё было понятно и работало быстро и просто. Да, в камере вполне может и что-то вроде Expert-mode, допустим. С блэкджеком и шлюхами со всеми настройками экспопары, экспозамера и экспокоррекции, например. Для тех, кто хочет повозиться. Или для старых пердунов, которые не умеют мыслить новыми категорями тех, кто привык работать по-старому. И, кстати, всё это должно касаться не только самой съёмки. Та же самая простота должна быть и в постобработке. Ярче — темнее, синее — желтее, резче — размытее, всякие спецэффектики, свистоперделки, бантики и рюшечки, буде на то желание. Всё это должно быть доступно пользователю сразу после получения снимка, на кончиках пальцев, без заморочек. Хороший пример такого подхода — тот же Instagram. Хотя, на мой взгляд, он излишне утрирован.

Ну и конечно предельно простая должна быть публикация всех готовых изображений. WiFi, NFC, LTE и что там вообще новенького на эту тему? "Скочать без СМС и регистрации", чтоб. Избавьте пользователей от настроек SSID и чего там постоянно ещё вылезает? Бесит. Не знаю, все эти настройки, соединения, и вообще работа беспроводных модулей, встроенных в последние модели фотокамер, мне напоминают всё те же старые древние WinCE и WinXP. Да, конечно, найдутся и те, которые скажут "ну, не знаю, я всё настроил в своей WinXP камере легко, что я делал не так?", потому что они — петросяны, блин флаг им в руки, барабан на шею и попутного ветра в горбатую задрочерскую спину, пусть складывают пазлы из 10.000 частей на досуге. Лично мне это не интересно. Да и многим другим людям, уверен, тоже. Лучше это время потратить на что-то иное. На фотографирование интересного сюжета, например.

Вывод #2: нужно открывать системы
В основе решений, необходимых для реализации всего, что написано выше — уход от "хардварной реализации" принципов работы фототехники. Поясню, что я тут имею в виду.

Безусловно, современный фотоаппарат работает сейчас как программно-аппаратный комплекс, это не чисто железяки, это ещё и софт. Но огромная проблема современных фотокамер в том, что софт этот закрыт. Туда нельзя добавить своих приложений, нельзя изменить ничего, нельзя даже толком настроить интерфейс, "ешь, что дают!". А мы все помним, к чему приводит закрытая система, не так ли? Да-да! Потом приходит эскадра кораблей с другого континента и принуждает целую страну открыть границы и вести торговлю на невыгодных условиях. Похоже, только японцы этого не помнят, хе-хе.

В общем, аналогия с телефонами снова прослеживается. Современные фотоаппараты — это всё те же славные Nokia 3310, надёжные и простые как валенок. И точно так же они будут рано или поздно неизбежно вытеснены фототехникой, в основе которой будет система, куда пользователь сможет устанавливать дополнительные приложения по своему вкусу, где можно будет настраивать интерфейс и которую вообще всячески можно будет кастомизировать под себя и свои задачи. Это просто вопрос времени, я полагаю. Причём, я думаю, это вопрос ближайших года-двух.

Конечно, я понимаю переживания крупных производителей фототехники — как же так, юзвери же всё тут поломают своими программами! И, о боже, конкуренты разведают все секретные ингредиенты лапшичного супа все секретные ингредиенты лапшичного супа! (специально так написал, это шутка, ежели чо, ибо не вижу ничего страшного тут, секреты и так всем известны, тоже мне, бином Ньютона) Всё, что нажито непосильным трудом! Ну как же так, как же так, как же так?!..

Да как угодно. Хотите — по пути закрытой iOS с тотальным контролем, хотите — по пути относительно открытого Android. Как угодно, на самом деле, варианты всегда можно найти. Одно уже точно ясно — сегодняшняя фототехника выглядит как пришельцы из прошлого (особенно меню у Nikon, конечно, чудовищное, хотя, впрочем, и другие бренды тут не лучше) на фоне интерфейсных решений сегодняшнего дня. Сами японцы тут совершенно точно не справятся, это же очевидно. Нужны вливания со стороны.

Вывод #3: создание фотографической экосреды
А что это за зверь? Хе-хе. На самом деле тут тоже всё просто. Ну, не буду ходить вокруг да около. Современная информация требует новых каналов распространения. Полагаю, что фотопроизводителям надо крепко задуматься о собственных фотографических сайтах с мощной интеграцией с социальными сетями и со своими магазинами для продаж железа и софта. Да-да. Им нужен своё решение, что-то типа симбиоза 500px + iTunes + iStore + iCloud, с блэкджеком и шлюхами (кажется, я там выше уже шутил на эту тему?). Тот, у кого перового появится такая система в удобоваримом виде — тот и вин! Всё предельно просто.

Причём, вангую — это должна быть в первую очередь система обмена контентом. Себя показать, на других посмотреть. А уже к ней нужно грамотно прикрутить магазины, где будут продаваться железки (в меньшей степени) и софт (в большей степени). Такая связка позволит работать как Тяни-Толкай: посмотрели на красивые фоточки? Купите то, чем они сделаны. Он-лайн, просто, быстро, кредит. Не хватает инфорации? Обсудить с друзьями. Прямо тут же, не сходя с места. Написать в facebook, твитнуть twitter, расшэрить в Instagram, G+, ВКонтакте и вообще всюду-у-у-у!

Кто-то, помнится, смеялся над facebook, что он прикупил Instagram за $1 млрд. Ха-ха-ха. Тут хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Правда, у меня есть ощущение, что там так и не поняли, что сделали. Но интуитивное движение совершенно в правильном направлении, как мне думается. Видимо, это сработало коллективное бессознательное.



И чо?
О! А это уже мой любимый вопрос! Обычный ответ на него — 42! Ой, нет... Ничо! Вот правильный ответ. Эх, вот тут бы и закончить! Было бы очень эффектно, как мне думается. Ну да ладно, договорю все буквы, чего уж там.

Если честно, то ни у одного производителя фототехники я не вижу правильного с моей точки зрения вектора развития. Пока все они выглядят ужасно печально, примерно как растерянные, потерявшиеся в лесу дети. Слушайте, пригласите меня начальником, а? Я вам всем покажу что нужно делать и как. Нет, правда! Хватит уже старья и закрытых систем. С катаной против пулемёта ходить, конечно, очень доблестно. Но совершенно бессмысленно, как по мне.

Увы, опять немного повангую. Никто из существующих сейчас производителей не сделает ничего из описанного выше. У них так и тянется унылое перетасовывание компонентов фотоаппаратов: чуть получше матрица, чуть побыстрее процессор, а вот тут мы ретро-дизайн запилили, совсем как у камеры из середины прошлого века, смотрите, у нас кнопочки латунные, как шпингалеты на "Катти Сарк", а тут мы пригласили дизайнера извсетного, он оформил камеру в свои любимые цвета, фуксии и маренго, ой, а мы уже второй раз скрестили плохой фотоаппарат с плохим же смартфоном, размером с хорошую совковую лопату... Тьфу. Так что, полагаю, изменения будут с той стороны, откуда их никто не ожидает. Думаю, "пулемётом" тут будет появление нового игрока, который придёт даже не со стороны фототехники и просто всех порвёт в одночасье. Как-то так будет, думаю. Вот увидите. Хорошее время для стартапа.



Ваш К.О.



ЗЫ:
По поводу компактных камер пару слов под занавес. Как пример новых технологических решений, которые, в общем, давно уже не новые, а совсем уже старые, но по-прежнему не реализованы. Итак, весьма и весьма интересная новость:
[ Toshiba ]:
"В конце сентября компания анонсировала первый в отрасли модуль с двумя камерами для смартфонов, планшетов и других мобильных устройств. Конструкция модуля TCM9518MD включает две камеры на основе датчиков формата 1/4 дюйма типа CMOS разрешением 5 Мп. Наличие в модуле двух камер позволяет одновременно с изображениями получать данные о глубине сцены, то есть о расстояниях до объектов.

Помимо самих модулей, доступна БИС, определяющая по изображениям, поступающим с модуля, расстояние до запечатленных на них объектах. По словам разработчика, модуль позволит реализовать новые функции, включая фокусировку и размытие изображения, а также извлечение и удаление объектов."

Дыц-дыц-дыц, привет из прошлого: http://podakuni.livejournal.com/533196.html


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пару дней назад встретил старую знакомую. Очаровательная девушка, красива, интересна, умна. Давно знаем дург-друга. Спустя некоторое время разговор перешёл на интимную тему. В итоге я узнаю, что девушка не любит кунилингус. И даже не потому, что ...
...
Говоря о захвате Россией Крыма обычно вспоминают аншлюс или Судеты. Между тем есть гораздо более сильная аналогия. Отношение России к сегодняшней Украине – это копия отношения СССР к Польше. Практически один в один. Как похожи «Ешче Польска не сгинела» и «Ще не вмерла Україна». С ...
Новый сотрудник на всю катушку ухаживает за девушкой-маркетологом. Подходит с разговорами, шоколадку подарил надысь, подкарауливает у выхода после работы,чтобы проводить до метро. Нюанс в том, что девушка - лесбиянка, без всяких вариантов на би. Правда, в отличие от большинства лесбиянок ...
«Дружбой народов» назвал папа свою самую любимую фотографию, снятую им в 196 .... даже страшно сказать каком году! Две молодые женщины сидят тихо-мирно на лавочке. Они соседки. Они живут на одной улице, правда, не забор в забор, а через один дом. Обе в один год родили девочек. Вот ...