Про темы т.н. итогового сочинения
rayskiy_sergei — 06.12.2023 Увидел сегодняшние темы и вдруг удивился тому, как я раньше не осознавал, в чём их порочность. То есть не то чтобы не осознавал, но никак не мог окончательно сформулировать. А теперь, кажется, могу, о чём и будет речь.Ведь бросается в глаза: порочность этих тем в их дичайшей инфантильности. Есть темы якобы «взрослые», но они, в сущности, остаются на уровне, доступном мышлению детей и подростков не старше тринадцати лет, ежели обратиться к меркам нашего поколения, и предполагают обычно рассуждение на столь же примитивном уровне и обращение к книгам, изучаемым или прочитанным самостоятельно в 5-7 классах, в крайнем случае в восьмом. Недаром учителя и репетиторы так озабочены составлением списка коротких рассказов, которыми можно было бы покрыть весь круг тем, а заодно найти в них альтернативу вечной «Капитанской дочке».
Особняком стоят только темы, связанные с пониманием достижений современности, обычно это что-то про технический прогресс. Но их как раз выпускники и не берут обычно, как и темы, связанные с эстетической составляющей искусства или с языком. Кстати, одна из них, попавшаяся в этом году в одном из регионов, чудовищно безграмотна:
612. Как исторические события влияют на изменения в языке?
НО
В доброй трети случаев выпускникам школы (!) предлагают вопросы, которые мы все встречали в детстве, открывая девчачьи анкеты. Помните? Могу напомнить (взято из множества анкет, опубликованных в интернете; нумерация для удобства):
1) Твой любимый цвет / фильм / рост / книга / поэт / писатель…
2) Что посоветуешь почитать / посмотреть / послушать?
3) О чём мечтаешь?
4) За что, не жалея, можно отдать жизнь?
5) Что такое любовь? / Что такое счастье?
6) Что ты ценишь в дружбе?
7) Кем ты будешь, когда вырастешь?
8) Кто твой идеал?
9) Твои недостатки?
10) Что ты ценишь в людях? / Что тебя бесит в людях?
А теперь посмотрим на темы прошлых лет (и этого года, но ведь они и взяты из банка тем прошлых лет). Ну, к разным вопросам анкет я подобрал разное количество тем, однако, надеюсь, всё равно всё понятно. Формулировки обычно более заковыристые, но сводится всё ку тому же уровню. Извольте:
1) Твой любимый / фильм / книга / поэт / писатель…
2) Что посоветуешь почитать / посмотреть / послушать?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
530. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
550. Какие книги Вам особенно интересны?
552. Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
606. Самое яркое впечатление в Вашем читательском опыте.
605. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
529. Книга, которую я прочту своим детям.
526. Какие книги Вы читаете с удовольствием?
406. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
111. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
127. Какие книги, по-вашему, не подлежат забвению?
511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
546. Книги моего детства.
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
3) О чём мечтаешь?
106. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
229. Согласны ли Вы с мыслью, что мечтать надо о великом?
252. О чём люди чаще всего мечтают?
4) За что, не жалея, можно отдать жизнь?
223. Может ли честь оказаться дороже жизни?
505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
5) Что такое любовь? / Что такое счастье?
344. Какую любовь можно назвать настоящей?
323. По каким признакам можно узнать настоящую любовь?
325. В чём разница между любовью и влюблённостью?
352. Что такое самоотверженная любовь?
353. Нуждается ли истинная любовь во взаимности?
331. Любовь – это счастье или страдание?
112. Что мешает человеку быть счастливым?
6) Что ты ценишь в дружбе?
205. Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными?
301. Согласны ли Вы с утверждением героя М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
413. Как Вы понимаете утверждение М.Ю. Лермонтова: «Делить веселье все готовы – никто не хочет грусть делить»?
7) Кем ты будешь, когда вырастешь?
413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
428. Выбор пути как жизненная проблема.
450. Какие цели важно ставить на жизненном пути?
8) Кто твой идеал?
409. Какими качествами должен обладать настоящий воин?
501. Человек науки – каким он должен быть?
512. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный?
608. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)
306. Какие качества делают человека лидером?
412. Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?
9) Твои недостатки?
105. Должен ли человек смирять свою гордость?
102. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
10) Что ты ценишь в людях? / Что тебя бесит в людях?
106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
209. Какое качество Вы больше всего цените в других?
108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
302. Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
201. Что мешает людям понимать друг друга?
101. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?
Господин судья, я закончил.
|
</> |