Про странное превращение Захарьиных-Юрьевых в Романовых


Сегодня нам кажутся нелепыми и смешными новейшие "открытия" лиц , практикующих на ниве, например, украинской или казахской истории. Но я думаю, если у них будет возможность "творить" свою историю тысячу лет, она станет такой же внешне прилизанной и непротиворечивой, как и наша собственная. Хотя надо честно признаться, что и наша история даже сегодня полна странных недомолвок и неустранимых противоречий, которые бросаются в глаза даже при поверхностном взгляде на неё.
Есть довольно-таки странная история про так называемых Романовых, тех, что взошли на царство после Смуты. Историки нам говорят, что в 1613 году царём был избран Михаил Фёдорович Романов, сын боярина Фёдора Никитича Романова, известного также как патриарх Филарет. Вроде бы всё ясно и никаких нераскрытых тайн в этом действе найти нельзя. Однако на самом деле всё совсем не просто.
Во времена Ивана Грозного был боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев. Во всех известных документах он упоминается или как Захарьин, или как Захарьин-Юрьев, но не Романов. Умер Никита Романович Захарьин-Юрьев 23 апреля 1585 года или 1586 года, приняв монашество с именем Нифонта, и был погребён в фамильном склепе в подклете Преображенского собора Новоспасского монастыря. Рассказывают, что перед этим он сильно болел и чувствуя приближение смерти, взял с конюшего Бориса Годунова клятву «соблюдать» его детей и «вверил» ему попечение о своём семействе, в том числе о сыне Фёдоре (Филарете) (ок. 1556—1633).

И так, согласно всем имеющимся данным отцом будущего царя Михаила Фёдоровича должен быть Фёдор Никитич Захарьин-Юрьев. Вопрос вроде бы простой: если он был Фёдор Никитич Захарьин-Юрьев, то как превратился в Фёдора Никитича Романова? Я бы не удивился, если бы в фамилию превратили отчество: Фёдор Никитин сын, хотя даже такой вариант не подходит для боярина. Правда, историки нашли удобное объяснение. Н.И.Костомаров, не входя в подробности, так написал: "С этого Никиты Романовича род стал называться Романовыми" (см.: Костомаров Н.И. "Филарет Никитич Романов"). Но откуда узнал маститый историк про данный факт? Нет ответа.
Современная "Открытая православная энциклопедия Древо" пишет ещё интереснее: "Филарет (Романов-Юрьев) (+ 1633), Патриарх Московский и всея Руси (1619 - 1633). В миру Романов-Юрьев Феодор Никитич, родился между 1551 и 1560 гг. в родовитой боярской семье Романовых, старший сын боярина Никиты Романовича". Здесь уже полностью отсутствует какое либо упоминание о Захарьиных-Юрьевых, зато каким-то неведомым путём являются миру ранее никому неизвестные Романовы-Юрьевы и "родовитая семья Романовых".
Меня зачастую приводят в изумление наши историки. Похоже, они не понимают того, о чём пишут. Я тоже не понимаю, почему они не понимают. Ситуация вообще прелюбопытная. Есть очень знатный боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, чуть ли не второй человек при Иване Грозном, если за первого считать Бориса Годунова. И этот знатный боярин накануне своей смерти успевает женить своего старшего сына Фёдора Никитича (1585 г.). На ком же женит знатный московский боярин своего старшего сына, главного наследника рода и родового имени?
А женит он его на Ксении Ивановне Шестовой. Наверное, она если не княжеского, то хотя бы тоже боярской семьи, не уступающей по знатности жениху? Честь рода нельзя уронить, взяв невесту более низкого происхождения. А в XVI веке, я напомню, очень щепетильно относились к родовой чести, в родовых счётах, было такое понятие, как местничество, до конца шли.

Так что же нам сообщают наши историки о Ксении Ивановне Шестовой? Кого же взял в жёны "двоюродный дядя царя Феодора, любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью и у соотечественников, и у иностранцев"?
И вот тут мы получаем такой ответ:"Он женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство". Я ещё раз напомню, что события происходят во второй половине XVI века, когда дворяне на социальной лестнице были не только значительно ниже боярства, а зачастую и ниже детей боярских. А тут даже не московский дворянин, а городовой - костромской. Благородным российское дворянство станет только во второй половине XVIII века, через двести лет после описываемых событий. Истины ради добавлю, что некоторые историки всё-таки что-то понимают, поэтому пытаются хоть каким-то образом улучшить (возвысить, облагородить) родословную матери будущего царя: "Ксения Шестова происходила из костромских дворян. Предположительно, дочь Ивана Васильевича Шестова, избранного в «тысячу» Ивана Грозного".

После всего этого не остаётся ничего иного, как перефразировать известную фразу: "Скажи мне, кто твоя жена и я скажу, кто ты". Другими словами, в XVI веке человек, женатый на костромской дворянке, по определению не мог принадлежать к знатному (то есть, старомосковскому) боярскому роду. И вот здесь я выскажу свою версию: взошедшие на российский престол в 1613 году Романовы не совсем те, за кого себя выдавали. Возможно, они и были боярского рода, только очень захудалого и более, чем вероятно, царской роднёй якобы через царицу Анастасию не были. Я думаю, версия царской родни появилась не ранее Смуты, а, точнее, во время её, если не позже. Как говорится, подправили анкетные данные.