Про смену фамилии в браке
naritsyna — 02.07.2013 Интересная тема сегодня проскочила где-то в топе ЖЖ: про традиции смены фамилии в браке, причем именно женщиной. Приводились кошмарные примеры, когда женщина с весьма благозвучной фамилией меняла ее на что-то совершенно неприличное – только потому, что "муж просит и семья его настаивает". И что вообще, мол, это традиция и так от веков заведено (как пишут некоторые в комментариях).Там, в дискуссии, мне высказываться не хочется, я лучше тут у себя. Тем более о личном.
Теоретически понятно, откуда идет сия традиция: в мегасемейном обществе девушка, выходя замуж, становилась членом мужниной семьи (если не сказать – ее собственностью). И до недавнего времени вопрос "Менять ли женщине в браке фамилию" как бы вообще не стоял: более того, благодаря формированию пресловутого "синдрома чайника" девушки были рады и счастливы сменить фамилию: это как бы окончательно подтверждало их новый, повышенный брачный статус.
Помнится, когда я училась в институте, у нас возле деканата была доска приказов: и высшим торжеством каждой девушки был момент, когда на этой доске вывешивался приказ, что "студентке такой-то сменить в документах и ведомостях фамилию на такую-то в связи с заключением брака". Это было покруче, чем штамп в паспорте (его же никто не видит, если специально не показывать) и кольцо на пальце (некоторые девушки, особенно на старших курсах, не могли устоять перед соблазном "мимикрировать под замужних", в частности – покупать на рынках дешевые колечки "под обручальное" или золотые перстеньки, мамино наследство, поворачивать на соответствующем пальце камнем внутрь).
Но если уж висит приказ – значит, точно замужем. Без обмана.
А если студентка замуж выходила, но фамилию не меняла – никакого приказа на доске не вывешивалось. Поэтому мало кто из девушек мог представить себе такой расклад, что она фамилию менять не будет. Синдром чайника рулил вовсю.
Правда, однажды деканат вывесил приказ иного вида: "Студенту такому-то в связи с заключением брака поменять фамилию на такую-то". С одной стороны - народ вовсю прикалывался (мне еще мама моя в детстве говорила, что обычно над мужчиной, который в браке берет фамилию жены, все смеются и говорят, что он "вышел замуж"). Но с другой стороны – парню было уже все равно: у него была такая неблагозвучная фамилия, что над ним и так все 4 курса смеялись, а на пятом он женился и благоразумно взял фамилию супруги.
То есть традиции – традициями, а логику никто не отменял.
Что лично до меня, то скажу честно: я с детских лет спала и видела – поменять фамилию. Но желание "получить высокий брачный статус" тут как бы было и ни при чем. И неблагозвучность собственной фамилии тоже.
Моя девичья фамилия - Лазарева. Академик Петр Петрович Лазарев, известный физик, разрабатывавший КМА, приходится мне самым что ни на есть родным дедушкой по отцу. Но беда в том, что сын его, мой биологический отец Петр Петрович-младший, по причинам, не до конца мне известным, расстался с моей мамой, когда мне не было и года. Кстати, брак так и не был зарегистрирован (сильно подозреваю, что там вмешались сословно-мегасемейные причины с обеих сторон). Моя мама, соответственно, осталась при своей девичьей фамилии, а меня зарегистрировали на фамилию отца, так как свое отцовство он ни разу не отрицал и даже выплачивал потом на меня какие-то алименты.
И вот меня с детства доканывали две вещи.
Во-первых, в партриархально-застойные 70-е годы прошлого века было чрезвычайно проблемно, мягко говоря, что у ребенка и матери разные фамилии. Помнится, при заполнении любой анкеты у любого взрослого непременно был на эту тему ко мне вопрос: почему у мамы другая фамилия, мама что, тебе не родная? И приходилось каждый раз рассказывать всю историю с незарегистрированным браком, отцовством и тд. Я тогда поклялась себе, что если выйду замуж и рожу детей – у нас с ними фамилия будет одинаковая, чего бы мне это ни стоило. Эта установка намертво легла в жизненный сценарий.
И второе – моя бабушка по маме все мое детство чрезвычайно нелестно, мягко говоря, отзывалась о моем биологическом отце. Мол, он такой-сякой, и ты вся в него! Разумееется, у многих подростков характер бывает не подарок, но все время слышать от бабушки (да и от мамы порой, что греха таить) такие обоснования… Я тихо возненавидела своего отца, и соответственно, его фамилию. И еще пуще возмечтала скорее выйти замуж и ненавистную фамилию поменять!
Нет, я еще обдумывала вариант смены фамилии при получении паспорта, в 16 лет. Но выбора у меня, скажем так, особо не было: мамина девичья или фамилия отчима. Против первого варианта мама возражала очень и очень: была убеждена, что ее фамилия – "несчастливая". Да мне, в общем-то, тогда тоже так казалось, к сожалению. А фамилию отчима я могла взять, только если он меня официально удочерит: но по разным причинам делать это было сложно и в какой-то мере невыгодно. В общем, уговорили меня всей семьей пока жить под фамилией родного папы, а там – видно будет.
И вот я стала ждать, когда будет видно :)
Однако, к счастью, у меня хватило ума не бросаться в ЗАГС с первым попавшимся кандидатом. И перспектива реального замужества с регистрацией возникла у меня только на пятом курсе института с участием моего нынешнего (а тогда еще весьма будущего) супруга. Когда мы стали поднимать тему брака и свадьбы, первое, что он спросил:
- Ты фамилию менять будешь?
- Да!!!. – сказала я.
- Хммм, - сказал он. – Ты хорошо подумай, ведь кучу документов менять…
Я тогда рассказала о том, какие проблемы были у меня в детстве потому, что у матери и ребенка разные фамилии.
Будущий муж подумал и предложил:
- Теоретически можно обдумать другой вариант: я могу взять твою фамилию. Мне как бы все равно.
Я представила себе этот вариант – и волосы зашевелились у меня не только на голове:
- Нет!..
И я поведала, как тихо ненавижу свою чертову фамилию и как мечтаю от нее избавиться.
- Хорошо, - сказал будущий муж, - пусть будет так.
А дальше, как говорится, ситуация немножко изменилась. До того, как зарегистрировать брак, мы с будущим супругом зарегистрировали совместное юридическое лицо. Тогда, к сожалению, не было такого статуса, как ИП: всё предпринимательство велось только в "большом" формате. И вот у нас появилось это самое лицо, где он значился директором, а я – главным бухгалтером. Конечно, настолько бухгалтерии я тогда не знала, и у нас был бухгалтер-консультант: этакая решительная женщина.
Она нам и сказала, узнав, что мы собираемся регистрировать брак:
- Ни в коем случае пусть Марина не меняет фамилию. Всегда очень напрягает, когда директор и бухгалтер носят одну фамилию, особенно редкую.
Мдааа.
Бухгалтерша была авторитетом весомым. Я тогда физически услышала, как ломается мой жизненный сценарий. Это было больно, скажу я вам. Это было ужасно. Кошмарно. Самым тяжелым моментом было – когда мы подавали заявления на регистрацию, и я своей рукой написала, что фамилию я оставляю свою. А когда через три года родился ребенок – то и у него в метрике были указаны родители с разными фамилиями.
И вот когда прошло некоторое время и можно было окончательно избавиться от того юридического лица – так как оно само по себе было весьма тяжелым грузом, а уже можно было регистрировать частную практику – мы провернули некоторый финт ушами, и я таки поменяла фамилию на мужнину. Кстати, учитывая то, что теперь семейственность, наоборот, весьма приветствуется – это еще и выгодно :)
Правда, в метрике так и осталась у ребенка мама под девичьей: но сейчас, слава богу, это уже никого-никого не волнует.
|
</> |