Про "Шарли"

Да, - французская культура как-то исторически куда более "ниже пояса", чем, например, наша, - мы это помним еще с комедий нашего детства вроде бессмертных "Новобранцы идут на войну" и "Четыре мушкетера".
Это, с одной стороны, не какая-то там особенная "свобода", - нифига. И, с другой, - не какой-то там троллинг с их стороны, не поза и не вызов, - они действительно такие. Они к этим вещам очень по-простому относятся. Пантагрюа и Гаргантюэль, - все такое. Собачек, которых они берут с собой на работу (а они обожают это делать) - выводят выгуляться непосредственно на крыльце родного офиса, даже не спустившись со ступенек. Пройти вечером по парижской улице, не наступив в собачье говно, - это надо очень внимательно смотреть под ноги. Чувак, спокойно отливающий в полночь на Риволи на стену Лувра (наш аналог - в Кремлевском проезде на Исторический музей) - у них там нормально и в порядке вещей. Впрочем, более всего об этой национальной особенности французов говорят их общественные туалеты. Там много прекрасного, - поделюсь лишь парой примеров.
- Парижское брасьери; туалет; предбанник. Умывальник с зеркалом, пеленальный столик, автомат по продаже презервативов, две двери в кабинки - и писсуар в углу на стенке. Мадемуазели перед зеркалом пудрят носики; мусьё по малой нужде пристраиваются к писсуару и производят процесс. А чё? Он же спиной стоит, хозяйством не машет, - все нормуль.
- Платный сортир на бульварах со входом из подземного перехода. Один турникет к писсуарам (туда дешевле); другой - к кабинкам. Зал с кабинками унисекс, без деления на м/ж. Кабинки расположены друг напротив друга, вдоль стен помещения. Дверцы охватывают сравнительно небольшую высоту, - так, что когда персонаж сидит на горшке, видно его ноги и голову, но сокрыто все, что между ними. И вот представители обоих полов и гендеров сидят друг напротив дружки в этом помещении, тужатся, выпускают газы, издают звуки разной степени неприличности - и пялятся при этом на лица соседей напротив.
Ну, - живут они так, - и куда более спокойно, чем мы, ко всем этим вещам относятся. Это не хорошо и не плохо, - главное, чтобы всем было хорошо. Надо отметить, что это ничуть не связано с какой-то там особенной "развращенностью", - просто разные диапазоны приемлемости. Для жителей какого-нибудь эмирата ужасом-ужасом явится наш обычный городской пляж с дамами в открытых купальниках.
Но это было про особенности национальной культуры, которая такова, какова есть. К сожалению, "Шарли" и в рамках этой культуры - говно. Причем говно унылое, скучное и неинтересное, уровня туалетной наскальной живописи.
Это тем более печально, что оное "Шарли" является наследником и правопреемником "Hara Kiri", - не менее туалетного и похабного, но при этом - прекрасного, а местами совершенно гениального издания. Про него очень много и хорошо написал коллега Дивов, - рекомендую пройти по ссылке и посмотреть.
К сожалению, национальная "нижепоясная" культура в Ла Бель Франс - вымирает. "Hara Kiri" начал стремительно деградировать где-то в середине 70-х. Самобытная французская полнометражная порнография ("Альфа Франс" и "Шангри Ла", Бёрд Транбаре, Брижит Ляэ и т.п.), - не имеющая аналогов в мире и до сих пор никем и никогда не превзойденная, - окончательно сдохла к середине 80-х. И даже "нижепоясных" комедий уровня тех же "Мушкетеров" и "Новобранцев" - уже много не то что лет, а и десятилетий никто не снимает.
И "Шарли", и его креативные авторы - говно, - причем говно унылое. Уж простите мне мой французский.
2. Из того, что "Шарли" и его авторы являются унылым говном, - совершенно не следует, будто их следует убивать. Убивать. по возможности, - вообще никого не следует. А если уж совсем никак нельзя без этого, - то люди, не причастные ко всей истории, - страдать не должны. Они не при делах. Но лучше, все же, - не убивать вообще. Я, насколько мне известно, - за всю свою биографию ни одного человека не убил. И искренне надеюсь, что так оно останется и дальше. А вот тех, кто убивает людей, - гражданских нонкомбатантов, - (пусть даже они говно), - следует задерживать силами специально обученных людей и препровождать в специально отведенные места. Разумеется, если речь не идет о необходимой обороне.
3. Из того, что карикатуристов "Шарли" не следовало убивать, и что их убийство является несомненным преступлением, - совершенно не следует необходимость всего этого вот вашего "Жё суи Шарли".
Я сам готов выйти на митинг с плакатом вида "Не стреляйте в говно - оно воняет как умеет", - стрелять, действительно, не следует, - в том числе и в такое говно. Оно имеет точно такие же права, как и мы все, - на жизнь, свободу и стремление к счастью. И я готов эти права отстаивать.
Но выходить на демонстрацию, повесив себе на грудь транспарант "Я - говно", - ну... Возможно, я чего-то не понимаю.
4. На идеологическом и философском уровне вся эта история - не более, чем очередная история про свободу. Есть такое выражение, что, дескать, ваша свобода свободно махать кулаками заканчивается в сантиметре от кончика моего носа. И все баталии такого толка сводятся к конфликтам, когда одна сторона желает сократить эту дистанцию до миллиметра, а другая - увеличить до метра.
5. Все люди - разные даже внутри узкой и тонкой социальной прослойки. А уж когда встречаются представители разных наций, национальностей, конфессий, цивилизаций, - конфликта интересов избежать в принципе невозможно.
6. И тут никто, кроме государства, устанавливающего законы и осуществляющего энфорсмент, - в роли модератора выступить не способен. Ну, - то есть, - желающих помодерировать набежит большая куча, - но, боюсь, - получится хуже.
Есть разные группы с разными интересами, которые друг другу противоречат. "Шарли" хочет публиковать карикатуры на Магомеда, - а мусульмане против. Или, например, "Пусси Райот" желают провести перформанс в храме, - а прихожане возражают.
И тут надо понимать, что некое внятное ограничение свободы одних - не только защищает чувства других, но и спасает первых.
Тех же "Пусси Райот" - посадили довольно травоядно, - общественность, помнится, возмущалась. Но, по большому счету, эта посадка пошла всем на пользу, - барышень спасла от неприятностей, а их оппонентов - от необходимости эти неприятности им доставить. Потому как если бы они не получили наказания от государства, - довольно мягкого, отмечу, - нашлось бы немало людей, которые заменили бы курицу на пятикилограммового гуся, и после с интересом наблюдали бы, - "порвется - не порвется". Когда государство не может или не желает выполнять регулятивные функции, - тут же находятся желающие его заменить. И это всегда хуже.
7. Про двойные стандарты, пожалуй, опущу, - тут только ленивый не оттоптался. Если очень надо, - стучитесь, - выкрою время и напишу.
8. Про все странности истории с парижскими террористами тоже не буду, - см. выше. К тому, что я написал, - все это, по большому счету, не относится.
Примерно так...
|
</> |